Иегуда Амихай. Царь Давид цел и невредим
1.
Я много размышляю в последнее время о царе Давиде.
Не о том что он жив и невредим или умер и его больше нет
глубоко под спудом его могилы, которая могила не его.
А о том, что спел и сыграл, и увернулся от копья*
пока не стал царём, который изменил своё мнение.
И пусть считают его сумасшедшим** чтобы спасти ему жизнь.
И я меняю своё мнение чтобы меня считали в здравом уме,
чтобы спасти мою жизнь. И если бы царь Давид жил в наши дни,
то говорил бы мне: наоборот, противоположно.
У каждого народа был когда-то первый царь
как первая любовь. Наоборот, противоположно.
*- И злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах. 10 И хотел Саул пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид отскочил от Саула, и копье вонзилось в стену; Давид же убежал и спасся в ту ночь.
1 Царств 19:9-10
**-12 Давид положил слова эти в сердце своем и сильно боялся Анхуса, царя Гефского. 13 И изменил лицо свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей. 14 И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне? 15 Разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? Неужели он войдет в дом мой?
1 Царств 21:12-15
2.
Царь Давид любил Бат-Шеву (Вирсавию).
Он обнимал её сильно и ласкал её рукой.
Той самой рукой, которой отрубил голову филистимлянину Голиафу.
Той самой рукой, тот же человек, который разорвал свои одежды
узнав о смерти и сына, и сыпал прах на свою голову. Тот же человек.
И когда солнце взошло на востоке, поднялся над нею,
как лев на гербе Иерусалима,
И сказал - ты женщина.
И она сказала - ты мужчина!
И какое-то время спустя сказал ему пророк те же слова:
Ты – мужчина!
3.
Царь Давид возлегает с Бат-Шевой на высокой крыше.
Они тяжелы как тучи и легки словно облака.
Её дикие волосы черны как смоль и цвет его бороды как рыжая степь.
И переплелись они между собой, и смешались.
И никогда не видели они своих ушей
и никогда не увидят. Он тихо посмеивался, плакал, потерянный и преданный.
И он бежит в её тело, прячется в нём
словно в пещерах и расщелинах во время бегства от Саула.
И она пересчитывает все военные шрамы Давида
и говорит ему – ты будешь мой, ты будешь башня,
будешь крепость, будешь город, будешь улица, будешь гостиница
принимать гостей, твоим именем будут называть детей,
и в конце-концов ты будешь ручьём в пустыне для двух влюбленных
1965 году на ручье Давида в Эйн-Геди*.
• - Амихай упоминает событие между ним и его второй женой Ханой.
4.
Царь Давид приходил к Бат-Шеве и в полночь, и на заре.
Это хорошее время для внезапной битвы
и хорошее время совокупиться в любви.
Он сказал ей : теперь ты вдова, теперь ты разрешена мне,
благодарение аммонитянам.
Давид и Бат-Шева своими телами
имитировали агонию Урии хеттеянина в битве.
И их крики были слышны в йом кипур и даже в наши дни.
И кубки ,и сосуды с вином, и горшочки с благовониями
звенели как колокола Вифлеема в рождество.
Он пришёл к ней с запада на восток,
Подобно тому как его потомки возносят молитвы
повернувшись на восток.
5.
Царь Давид и Бат-Шева совершают семь благословений
и семь проклятий. Они лежат и скорбят, лежат шиву*.
Царь Давид кричит с высокой крыши "Из глубин взываю к тебе, Господи".
Но Бог не слышит. Он прячется внизу.
И Бат-Шева кричит:" Царь Давид жив и невредим".
И её голос уже знает, что через тысячи лет
её крик "жив и невредим!" превратится в крик надлома
еврея попавшего в беду: "Хай ве каям, хай ве каям"**
Спасите, спасите, жив и невредим!
* - Шива – 7 дней период скорби по умершему родственнику.
О скорбящем говорят – сидит шиву.
** ; Жив и невредим ( ивр)
6.
Царь Давид любил многих женщин.
И был у него шкаф любви наполненный красавицами,
словно шкаф в синагоге наполненный свитками торы.
Где блистают они своей красотой и полны запретами и указаниями
что делать, а что запрещено, и отягощены украшениями и серьгами,
и они сладкие как тора сефардов, и тяжелы как тора ашкеназов,
увенчанная тяжелой короной.
Их одежды из шёлка и мягкого бархата оторочены разноцветной тесьмой,
и скрижали подвешены словно кулон на шее,
и указки для чтения длинные и нежные, сделаны из серебра,
и драгоценные камни вставлены в рукоять.
И в праздник Симхат Тора, праздник радости и любви,
он достает их всех из шкафа и целует каждый из них,
и обнимает их, и совершает семь кругов, и танцует со всеми.
Даже с Михаль и Мерав* ,
которые в жизни своей не хотели чтобы он танцевал.
И потом возвращает он их всех обратно в шкаф,
И закрывает тяжелым занавесом и пишет Теилим (Псалтырь).
• Михаль и Мерав - дочери царя Саула, которые любили Давида,
Саул отдал замуж Мерав за другого, но Михаль вышла замуж за Давида.
(книга царств 1 стих 18-28)
7.
И каждая из женщин сказала : "Меня любил больше остальных".
И только Ависага – сунамитянка, девушка , которая пришла к нему в старости,
чтобы согреть его , сказала:
"Я согревала его и ласкала его шрамы от ран на войне и любви,
натирала его маслом, но не на царство, а для излечения.
И я не слышала его игры и пения,
но вытирала его беззубый рот после того как доедала ту же сладкую кашу.
Я не видела его руки в бою, но целовала их - белые и сильные.
Я была козлом отпущения, терпящая ярость, но полная сострадания.
Я пришла к нему с пастбища, как он пришёл на царство.
Я - козёл отпущения ,пришедшая из басни.
И я твоя пока смерть не разлучит нас.
С иврита.
Из книги "Открыт, закрыт, открыт" (1998)
Свидетельство о публикации №122050806643