Конкурс - Метаморфозы жанра. Май 2022
Мы начинаем наш очередной конкурс из серии МЕТАМОРФОЗЫ ЖАНРА. Определение вида лирики, или ее разновидность, зависит от того, какая используется классификация: тематическая или жанровая. Если используется тематическая классификация, то отнесение к тому или иному виду зависит от совокупности преобладающих тем.
При жанровой классификации отнесение произведения зависит от его соответствия традиционным жанровым формам: ода, элегия, послание, эпиграмма и так далее.
Мы уже не раз определяли вид, жанр, произведения по тематическому определению. В прошлых двух месяцах мы рассматривали гражданско-философскую лирику, где присутствовало личное восприятие процессов, происходящих в обществе. Основой этому была гражданская позиция самого автора. Тема патриотизма может относиться и к гражданской лирике, но как более узкое понятие. Поэтому выделим её как отдельный вид, потому что она занимает особое место в творчестве каждого поэта. Можно быть гражданином любой страны, но Родина у человека одна. И любовь к ней в наше время представляет особый интерес. Давайте с этим разберёмся…
Итак, МАЙ-2022 объявляется месяцем:
жанра ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЛИРИКИ
Патриотизм (греч. — соотечественник, — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ стихи — это поэзия о любви к Родине, своей стране, своему народу и языку. Их писали в счастливые и трудные годы, в честь праздников и в знак скорби. Поэты России горевали о судьбе Отчизны и радовались ее победам. Родина — это родительский дом и улица детства, любимый город и красоты природы. Люди во все времена чувствовали причастность к тому месту, где родились и жили.
Первый, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», был Владимир Даль, трактовавшйи его как «любовь к отчизне». «Патриот», по Далю, - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.
ПАТРИОТИЗМ -- это преданность и любовь к Родине, отечеству, своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. Эти чувства, любовь к Родине и преданность ей издавна присущи народным массам. Движимые ими народы поднимались на борьбу против чужеземных завоевателей. В основе патриотизма лежит преданность своему народу, стремление отдать все силы защите его интересов.
Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.
ПАТРИОТИЗМ – общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и чувств, называемом любовью к Родине. Это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями, включающее заботу об интересах и исторических судьбах страны, готовность ради них к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с врагами; гордость достижениями своей страны; сочувствие к страданиям народа и переживание за социальные пороки общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к родному городу, деревне, стране в целом. Патриотизм проявляется не только в периоды больших исторических потрясений, но и в повседневном труде на благо Родины. Нередко патриотизм сочетается с подвижничеством – верностью убеждениям, вопреки крайне неблагоприятным социальным условиям или обстоятельствам личной жизни, враждебной окружающей среде и давлению извне, сопровождаемой стойким перенесением трудностей, лишений, героизмом будничной деятельности во имя идеи, тем более, если она определяется любовью к Родине.
Народ России, в своей истории не раз являл примеры истинного патриотизма. Его чувства к родной земле воплощались поэтами, для творчества которых тема Родины – России становилась центральной.
«Откуда берутся таланты?» Спрашивал Василий Шукшин, и сам же отвечал: «От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью». Эти слова в полной мере можно отнести к русским поэтам разных времён. Творчество каждого самобытно. Каждый видит и любит Россию по-своему. Объединяющие всех их начала – это русская история, мироощущение народа, его характер, быт, язык, превращающие творения поэтов в источники добра и света, соприкасающиеся с тем глубоким и сокровенным в русской душе, что связывает русских с Россией и друг с другом. Тема патриотизма в русской поэзии, безусловно, нуждается в развёрнутом литературном исследовании. И всё же попробуем сделать её краткий обзор на примере лирики, на наш взгляд, наиболее, выдающихся поэтов России 18 – 20 веков.
Учёный и поэт Михаил Васильевич Ломоносов в оде, посвящённой восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны, создаёт величественный образ России – гигантской страны, омываемой морями и океанами, призывает молодое поколение учиться и умножать богатства и славу державы, воспевает талантливость русского народа, мощь и богатства России, рисует грандиозные картины её будущего процветания.
О, ваши дни благословенны
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Беззаветная любовь к Родине открывается нам в бессмертных стихах Александра Сергеевича Пушкина. 19 октября 1836 года в письме к П. Я. Чаадаеву он писал: «…Я далеко не восхищаюсь тем, что вижу вокруг себя; как литератор я раздражён, как человек с предрассудками – оскорблён, но клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какую дал нам Бог».
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Живородящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как раскалённая пустыня
И как алтарь без божества.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
О великом и уникальном пути развития русского народа, его истинно христианском, духовном предназначении, непонятном западному рациональному уму, пишет Фёдор Иванович Тютчев.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Как народный заступник и провозвестник правды, добра и справедливости навсегда вошёл в русскую литературу Николай Алексеевич Некрасов. «Я лиру посвятил народу своему», писал он. Живописуя красоту и неповторимость русской природы, Некрасов искренне переживает о тяжёлой доле русских крестьян. В поэме «Мороз, красный нос» поэт рисует обобщённый образ русской женщины, «величавой славянки», «красавицы миру на диво», которая не только « во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка», но и если надо, то « коня на скоку остановит, в горящую избу войдёт»,
Идёт эта баба к обедне
Пред всею семьёй впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребёнок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведёт…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Поэты серебряного века в своих исканиях обращались к индивидуальному миру человека, идее его духовного преображения, пытаясь прорваться сквозь быт к бытию, постичь сущностную цель человеческой жизни. В русской старине они видят идеал духовно здорового бытия, обобщение лучших черт национального характера, вводят в свои произведения персонажи подлинно народного фольклора, передавая в их образах и картинах природы идею русскости, сочетая эпичность с лирикой, монументальность с утончённостью.
Стихотворение Фёдора Сологуба «Гимны Родине» глубоко по содержанию и проникнуто искренним поэтическим чувством любви к Родине и тоски по ней:
О Русь! В тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края,
О Родина моя!
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!
Андрей Белый, любя свою страну, сожалеет о безрадостной жизни народа – бедного и голодного, утверждает, что он несчастлив:
Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой –
Мать – Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
Мне голос был, Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Природный поэтический дар Сергея Есенина обрёл силу на благодатной почве народного бытия, народной эстетики. Народное мироощущение жило в его сознании с малых лет. По-народному чувствует он природу; у него природа как бы растворена в лирике. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве», признавался поэт. Предметом его творчества становится природа рязанской земли с её голубыми далями, сетью рек, светлой печалью родных полей, поэтическими деталями деревенского пейзажа. Есенин видит своё поэтическое предназначение в служении родной земле. Русь в поэтическом мире Есенина задумчивая и нежная, грустная и весёлая. В его поэзии мы видим как одухотворённую природу, так и человека, неразрывно с ней связанного:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
Знать у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и всё же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!
В 40 – 50 послевоенные годы, в советской поэзии нередкой становится встреча с другим типом патриотизма, идущим не от души, а продиктованным исключительно партийно-идеологическими требованиями и потому, звучащим однообразно, казённо и неискренне. И здесь чистым ручейком, прорывается поэзия Александра Твардовского, автора знаменитой военной поэмы «Василий Тёркин» о простом русском человеке, плоть от плоти народа, вставшем на защиту Родины в Великой Отечественной войне. Любовью к Родине наполнены и другие произведения поэта. В стихотворении «О Родине», поэт размышляет о Волге, Урале, Кавказе и их красотах, но он счастлив, что родился в своей любимой стороне и перечисляет все её положительные и отрицательные черты, которые даже любит.
Ничем сторона не богата,
А мне уже тем хороша,
Что там на удачу когда-то
Моя народилась душа.
Что в дальней дали зарубежной,
О многом забыв на войне,
С тоской и тревогою нежной
Я думал о той стороне.
Нет, невозможно любовь к Родине загнать в идеологические рамки, она в полный голос заявляет о себе в 60 – 70 годы в поэзии Александра Межирова, Константина Ваншенкина, Николая Рубцова, Сергея Орлова, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Аркадия Кутилова. И сейчас, может быть как никогда прежде, Родина нуждается в нашей непритворной, бескорыстной любви, благодаря которой вновь расправит свои крылья, как величайшая мировая держава, какой она была, есть и будет всегда. Понять великую русскую идею, донести её до других и воспеть свою Родину, не в этом ли главная задача современных русских поэтов, наследников и продолжателей традиций классиков? Есть много тем для стихов, но есть ли для русских людей тема, важнее темы России, будущего нашей России? Поэтому сегодня многие поэты пишут стихи о России с её противоречивой, полной трагизма историей, надеясь и веря в её прекрасное, счастливое будущее, размышляя о прошлом, настоящем и будущем России.
Современная эпоха, ее противоречия и альтернативы формируют новый, неоднозначный, многогранный облик патриотизма. Особую остроту приобретает проблема патриотизма в современном российском обществе. Она становится средоточием государственно-правовых, социально-экономических, культурно-исторических коллизий. Вместо прежнего единомыслия возникают разные подходы к ценностям, образующим основу патриотического сознания.
ОБРАЗЫ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ
Патриотические мотивы тесно связаны с образами, которые помогают их реализовать. Например, у М.И. Цветаевой развитие темы патриотизма, любви к родной земле начинается с осознания себя москвичкой, с проникновения в историю, культуру, традиции. Через внимание к родной речи поэтесса ощущает глубинную причастность к судьбе своей страны, а родной город дает чувство защищенности, дома. Образ Родины в лирике М. И. Цветаевой - это безграничные пространства, ощущение красоты, свободы, полета. Образ родины, Москвы часто неразрывно связан с образами церквей, колоколов, святой земли:
Облака - вокруг,
Купола - вокруг.
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук!
(Цветаева, 2001. С.45)
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси - бездомный.
Мы все к тебе придем.
Неоднозначным было отношение поэтессы к революции, а затем и Гражданской войне, что отразилось в ее стихотворении «Родина». Лирическая героиня стихотворения вспоминает красоту «тридевятой» земли. И одновременно тоскует по своей далекой и любимой Родине.
Тоска по Родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть…
Оксюморонное обращение в конце второй строфы стихотворения показывает абсурдность ситуации, в которой оказалось множество эмигрантов:
Но и с калужского холма
Мне открывалася она
Даль, - тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Особое место в творческом наследии А.А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. В ее решении поэтесса поражает не только глубиной постижения этих связей, но и какой-то особой интимной интонацией. Впервые в творчестве Ахматовой появилась тема конца эпохи и зазвучали ноты тягостных предчувствий. Вся образная символика стихотворения (саван, колокола, смертельный сон, мертвенность и немота) свидетельствует о том, что речь идет о событиях философского плана - о времени, трагичности эпохи, судьбе России. В стихотворении «Молитва», поражающем силой самоотречения, она молит судьбу дать ей возможность принести в жертву России все самое дорогое - свою жизнь и жизнь своих близких:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
(Ахматова, 1999. С.66)
В 1922 году, появляется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Из него видно, что чувство, воодушевившее поэтессу в 1917 году, не исчезло, а окрепло до степени непоколебимой убежденности в своей правоте:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
В творчестве Ахматовой 1930-х годов произошел своего рода взлет, рамки ее стиха расширились, вобрав в себе обе переживаемые ею великие трагедии - и начавшуюся Вторую мировую, и другую войну - развязанную преступной властью против своего же народа. И материнское горе («…сына страшные глаза - окаменелое страданье»), и трагедия Родины - все вошло в ее стих, обуглило и закалило его:
Нет! И не под чуждым небосводом -
И не под защитой чуждых крыл -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связи с многослойной национальной культурой помогали поэтессе избрать правильный путь в самые трудные переломные годы.
Для другого советского писателя, С.А. Есенина, родной край, родина - это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие говора, с красочным миром природы. Исторические события, изменившие Россию, со всей полнотой отразились в есенинской поэзии. Образ «голубой Руси» сменяется у него Русью советской. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней - о России: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». (Есенин С.А, 2010. С.78)
В стихотворении «В хате» каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта, к которым бережно и трепетно относится поэт, так как это и есть та малая родина, где его корни, любовь к которой он пронесет через всю свою жизнь:
Вьется сажа над заслонкою,
В печки нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Стихотворение 1918 года «Я покинул родимый дом…» также посвящено любимой родине, пропитано глубоким патриотизмом. Здесь вновь появляется образ «голубой Руси». Причудливо переплетение эпитетов - природа проникает в человека и наоборот, образуя единое целое. Русская природа для Есенина ассоциируются с семьей - матерью и отцом, она ему настолько же родна:
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Словно яблонный цвет, седина
У отца заплелась в бороде.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Россия для А.А. Блока - это надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Два мощных импульса поэтического творчества - лирический и гражданский - сливаются у Блока в теме России. Россия Блока - это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Основное направление философско-эстетического развития Блока - в стремлении охватить мир в целом. Романтическая мечта поэта обращена теперь к реальной исторической действительности. Изменяется облик лирического героя блоковской поэзии. Это не жрец, не теург, а человек своего времени, в противоречиях сознания которого отражается дух эпохи. С особой нежностью автор отзывается о своих воспоминаниях, о его Руси:
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот - она не запятнала
Первоначальной чистоты
В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием «Стихи о России». В лирическом трехтомнике, который автор назвал «романом в стихах», есть цикл «Родина», который объединял написанное с 1907 по 1916 год.
Цикл «Родина» - вершина третьего тома лирики Блока. Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. О своей неразрывной связи с Родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой поэт говорит в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.
Патриотические мотивы в русской поэзии реализуются различными способами, например, через осознание себя москвичкой, поэты уделяют внимание родной русской речи, любят богатую природу родного края, образы церквей, колоколов, ощущение красоты, свободы Чувство защищённости, дома, уюта. Одновременно поэты не приемлют войну и революцию, и с сочувствием относятся к своим соотечественникам, которые оказались в похожей ситуации («Страна», «Родина», «Москва! Какой огромный», «Облака - вокруг»). В творчестве советских писателей, патриотизм граничит с абсолютным самопожертвованием, во благо спокойствия и мира на родной земле. Личная трагедия поэтесс также проходит красной нитью через все их патриотическое творчество («Не с теми я, кто бросил землю…», «Молитва» «Реквием», «Нет! и не под чуждым небосводом»). Образ Родины непременно связан с родной деревней, поэты обращаются к образу природы, к описанию крестьянского быта, «голубой родины». Все творчество писателей проникнуто огромной любовью к родным местам, местам утешения, спокойствия. Поэты хотят видеть свою страну процветающей («Я покинул родимый дом…», «Край любимый! Сердцу снятся», «Свет луны таинственный и длинный цикле «Родина»).
Но можно заметить, что любовь к Родине не ставит условий - её любят любую и всегда. А как может быть иначе? Ведь когда любят, не говорят за что...
ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые особенности ЖАНРА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЛИРИКИ:
• Чувства лирического героя отражают принадлежность народу страны, которую поэт считает Родиной. Любовь к самобытности своего народа, традициям, пляскам, песням, одежде, музыкальным инструментам
• Преданность и возвышенная любовь к Родине как мотивация поступков и дел
• Мотивы жертвенности, способности отдать всего себя, прославляя свою Родину, жертвуя своими личными интересами на благо народа
• Накал чувств при любом виде и форме поэтического произведения - от пейзажной зарисовки до описания военного исторического сражения
• Переживание об угнетении народа своей страны, поиск средств облегчения тягот жизни
• Наличие средств художественной выразительности: символика, метафоры, иносказание, наличие фольклорных элементов, и других средств, несущих образность, передающих чувство патриотизма
• Воодушевление и вера в лучшее будущее своей отчизны
• Личный пример, как образцового гражданина своей страны, достойного для подражания
• Отсутствие элементов сухих политических лозунгов и прочих клише идеологического содержания
• Душевность и человечность
• Оптимизм и положительные ноты или наоборот, горечь и сожаление, но не без надежды
• Отсутствие расизма, фашизма и прочих проявлений национализма, заменяющих любовь ненавистью. Терпимость ко всем нациям и убеждениям народов своей страны, Родины, которую любят и принимают всей душой такой, какая есть
По форме и системе стихосложения поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений!
******************************************************
Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в МАЕ 2022-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ РАЗДЕЛУ ЛИРИКИ!
Другие стихи приниматься не будут. Объём произведения - без ограничений!
Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, написанного в ЖАНРЕ ПАРТИОТИЧЕСКОЙ ЛИРИКИ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В МАЕ, и не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.
Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре опубликованное в МАЕ 2022 года. Будем внимательны! Принимаются стихи мая, написанные до начала открытия статьи конкурса, если автор уверен в соответствии требуемому жанру
Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.
Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.
Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра! Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!
Порядок заявки:
Имя автора - название стихотворения - ссылка.
Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.
Приём стихов будет осуществляться до конца МАЯ. Затем 1 ИЮНЯ 2022 года будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от участия в голосовании, к следующему конкурсу не будут допущены.
Премиальный фонд конкурса:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)
Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!
БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.
**
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
Иллюстрация: Борис Кустодиев "На Волге"
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №122050800463