Человек часть 9

 ЧЕЛОВЕК часть 9   
                КЛАССИФИКАЦИЯ               
1. ЦАРСТВО – животные.
2. ПОДЦАРСТВО – многоклеточные.
3. НАДРАЗДЕЛ – эуметазои.
4. РАЗДЕЛ – двусторонне-симметричные.
5. ТИП – хордовые.
6. ПОДТИП – позвоночные.
7. НАДКЛАСС – челюстноротые.
8. КЛАСС – млекопитающие.
9. ПОДКЛАСС – настоящие звери.
10. ИНФРАКЛАСС – высшие звери.
11. ПЛАЦЕНТАРНЫЕ – живородящие звери.
12. ОТРЯД – приматы.
13. надотряд: плацентарные
14. подотряд: обезьяны
15. надсемейство: человекоподобные обезьяны, или гоминоиды
16. семейство: гоминиды
17. род: человек
18. вид: человек разумный
               
       
                КРИТИКА  ЭВОЛЮЦИОННОЙ  ГИПОТЕЗЫ
В рамках общепризнанной гипотезы происхождения человека от древних человекообразных обезьян принято считать, что наследство, полученное человеком от своих животных предков, носит морфологический характер. Это считается доказанным многочисленными общими чертами в анатомии,  физиологии и эмбриологии обеих животных, их схожим внешним видом и сравнительно продвинутым умственным развитием. Вместе с тем, разница в духовном мире и творческих способностях между обезьяной и человеком настолько велика и очевидна, что для доказательства возможной преемственности между предками и их потомками пришлось выстраивать целый город дополнительных гипотез, многие из которых, если не большинство, носят натянутый или откровенно фантастический характер. А другие давно признаны ошибочными в сопредельных областях  биологии.

Наибольшие трудности Дарвиновская теория эволюционного развития испытывает при объяснении происхождения главных особенностей человека. Это вертикальное положение тела и прямохождение, феноменально развитой разум, членораздельная речь и язык, исключительно подвижные передние конечности, созданные как бы специально для выполнения сложнейших трудовых операций.

Возникновение прямохождения связывают с переходом обезьян с деревьев на землю и с необходимостью вставать на цыпочки, чтобы в густой и высокой  траве  увидеть  приближающихся хищников.  Многие другие животные также приподнимаются для той же цели, но за десятки миллионов лет так и не встали на задние ноги и не выпрямились. Множество очень серьезных причин мешают им в этом.  Вот некоторые из них:

Во-первых, передние ноги оказываются ненужными на  длительный переходной период. И маловероятно, чтобы они впоследствии превратились во что-либо полезное.

Во-вторых, у всех высших зверей, от которых теоретически мог бы произойти человек, таз, позвоночник и ноги так сочленены между собой, что их взаимное выпрямление невозможно. И медведи и обезьяны и другие животные могут приподняться только на полусогнутых ногах.

В-третьих, необходимая для прямохождения длительная перестройка опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, привела бы к временному уменьшению скорости бега и животное не смогло бы в промежуточном состоянии выдержать давления естественного отбора.

В-четвертых,  потребовалась бы серьезная перестройка скелета. Например, выпрямление позвоночника, чтобы выдержать вес тела, направленного теперь по его оси, и черепа, чтобы точка крепления к скелету переместилась под его центр тяжести. Учитывая, что эволюционные изменения происходят крайне медленно, на подобные метаморфозы потребовались бы десятки млн. лет.

В-пятых, выгоды от вертикального положения тела могли бы проявиться только внутри небольшого телесного угла вокруг вертикальной оси, в котором вес тела распределялся бы по костям, и для поддержания равновесия почти не требовалась бы работа мышц. Промежуточное положение не дает выгоды и поэтому не может длительно существовать.

В-шестых, вертикальное  состояние механической системы на двух подвижных опорах, состоящей из твердых стержней, шарниров между ними, упругих мышц и натянутых сухожилий, потребовало бы возникновения сложнейшей системы слежения за сохранением равновесия.

В-седьмых, из двух путей, ведущих в противоположных направлениях, природа всегда выбирает наиболее вероятный и менее энергоемкий. Из поэтому скорее человек встанет на четыре ноги, чем обезьяна на две.

Как полагают ученые, видообразование человека началось 25-15 млн. лет назад от живших тогда древесных обезьян дриопитеков, которые принялись осваивать наземный образ жизни. Следующее звено - рамипитеки, жившие 14 - 8 млн. лет назад. Рамипитеки из-за наступившего на Земле похолодания сменили полудревесный образ жизни на обитание в степях и саваннах. Именно они стали вставать на цыпочки, чтобы высматривать добычу или опасность среди травы и кустарников. Дриопитеки и рамапитеки были небольшими   животными весом до 20 кг и ростом не более метра. Полагают, что рамапитеки первыми эпизодически стали применять простейшие орудия: палки и камни для обороны и охоты.

Следующее звено в становлении человека - австралопитеки, которые жили от 10 млн. до 750 тысяч лет назад и, в отличие от предшественников, пользовались орудиями труда постоянно и даже научились самостоятельно их изготавливать. Австралопитеки освоили огонь и умели его поддерживать длительное время. У них появилось разделение обязанностей: самки заботились о детенышах, а самцы охотились, ловили рыбу, собирали растения и защищали свою группу. Рост австралопитеков достигал полутора метров, а вес 65 кг. Многие ученые относят дриопитеков, рамапитеков и австралопитеков к связующему звену между животными и людьми.

Первой настоящей стадией  становления человека считается появление около 2 млн. лет назад человека умелого, Homo habilis. У него первый палец стопы, как у современного человека, прилегал к остальным, что предположительно означало конец перестройки скелета для прямохождения. Повидимому, человек умелый перенял у своих предшественников, австралопитеков трудовые навыки и умение обращаться с огнем, что вместе с прямохождением позволило ему быстро расселиться по Африке, и Азии. В новых и разнообразных условиях существования образовались различные биологические группы приматов, родственные человеку умелому и занимающие по многим чертам строения промежуточное положение между австралопитеками и современными людьми. Биологи назвали их архантропами, что в переводе с греческого означает «древнейшие люди», и отнесли к виду Человек прямоходящий или Homo erectus. К наиболее известным по раскопкам древнейшим людям относятся питекантропы с острова Ява около Африки, синантропы из Китая и гейдельбергский человек из Европы.         Человек прямоходящий с помощью каменных ручных рубил умел охотиться на крупных зверей, жил в пещерах или самостоятельно построенных примитивных укрытиях, собирал ягоды, плоды, коренья и широко использовал огонь для обогревания, устрашения хищников и обработки пищи. Считается, что развитой головной мозг и строение гортани позволяли древнейшим людям общаться между собой с помощью примитивной членораздельной речи. Трудовая деятельность, общественный образ жизни и речь окончательно отделили человека от мира других животных. Архантропы жили в период от 750 до 350 тыс. лет назад и после периода максимального расцвета под напором естественного отбора быстро исчезли, уступив место палеоантропам или древним людям.

Вторая стадия становления человека, время господства палеоантропов, продолжалась от 350 до 40 тыс. лет до нашей эры. К древним людям относились разнообразные группы ископаемых людей, среди останков которых преобладали останки неандертальцев.          Ранние неандертальцы были слабее физически, но имели более развитый мозг. Они жили большими группами и совместно охотились и оборонялись от врагов. Они заботились о стариках и хоронили своих соплеменников в земле. Поздние неандертальцы были лучше     развиты физически, но по строению мозга и образу жизни приближались к австралопитекам. 

Кроме неандертальцев в этот период жили и другие группы палеоантропов. Потомки многих из них в силу специализации  не смогли превратиться в человека. Остальные, например переднеазиатские палеоантропы, пошли по пути прогрессивной эволюции и положили начало ископаемым и живущим теперь людям современного вида, неоантропам.

Третья стадия становления человеческого рода, неоантропы, принадлежат к виду Homo sapiens или человек разумный и объединяют все группы людей, оставшихся в живых после вымирания палеоантропов 40 тысяч лет тому назад. Раньше предполагалось, что неоантропы это только кроманьонцы, известные по раскопкам в гроте Кро-Маньон, Франция. Но теперь считают, что первые неоантропы произошли от многочисленных прогрессивных форм палеоантропов, обитавших на территории Средней и Передней Азии и Северо-восточной Африки.

Костные останки неоантропов известны из позднего, от 40 до 10 тыс. лет назад, плейстоцена Европы, Африки, Азии и Австралии. Уже тогда неоантропы практически не отличались от современных людей. Умственное развитие неоантропов привело к резкому улучшению их жизни. Кремниевые орудия становились все более разнообразными. Появились резцы, сверла, скребки, наконечники для дротиков, гарпуны и иглы. Неоантропы научились обрабатывать кости и рога животных. Они умели сшивать шкуры и изготавливать из них одежду и укрытия для жилья. Накопился большой опыт использования и добывания огня. Все это позволило человеку освоить новые места обитания, ранее недоступные из-за холодного климата последнего оледенения. Ископаемые неоантропы жили большими группами, объединенными по родовому признаку. Повышение эффективности трудовой деятельности привело к появлению свободного времени и необходимости обучения молодого поколения. Следствием развития общения и необходимости обмена информацией стало появление изобразительного искусства - наскальных и пещерных рисунков, каменных и костяных скульптур, многие из которых выполнены с удивительным мастерством.
Приведенный выше краткий обзор становления современного человека нужен нам для иллюстрации общеизвестной формулы: становление прямохождения освободило руки для труда, общественный труд привел к развитию мозга и появлению речи и языка для общения и передачи опыта между людьми.

Еще короче: Прямохождение - развитие рук - общественный труд - развитие мозга - появление членораздельной речи и языка.

Похоже на какой-то заранее спроектированный механизм. Одно срабатывает и запускает другое, но нет главного - той непреодолимой движущей силы, которая создала первый толчек и привела все в движение. Остаются и вопросы: так ли уж неразрывно связаны между собой отдельные процессы в цепочке? Существует ли между ними причинно - следственные связи? Не построили ли мы очередной псевдонаучный миф на пустом месте? Не имеем ли мы дело с отдельными, не связанными между собой сущностями, каждая из которых имеет свою причину и свою отдельную предысторию?

Многие современные биологи считают теперь, что созидающие человека процессы протекали в значительной мере одновременно. Но первым начавшимся процессом могло быть все равно только становление прямохождения. Цепочка из отдельных небольших изменений, скорее всего, напоминала спираль. Ведь поднявшееся на ноги существо, пусть даже дриопитек, увидев хищника,  должно было бы криком предупредить свое стадо об опасности.

Но и такая схема сути дела не меняет. Известная притча о том, что было раньше: курица или яйцо, может составлять логическую проблему только в нашем сознании. Нам почему-то  кажется, что появление и курицы и яйца произошло одновременно. Для природы никакой проблемы нет. Яйцо к моменту появления птиц десятки миллионов лет уже существовало, как инструмент размножения пресмыкающихся. Так и становление человека не могло начаться сразу по многим направлениям из-за какой-то несущественной причины. Сколько ни вставай на цыпочки, выпрямиться не удастся.

Теперешнее решение задачи становления человека напоминает  трактат “Философия зоологии” одного из крупнейших ботаников Франции XIX века, Жана Батиста Ламарка, который опубликовал его в 1809 г.   В этой работе Ламарк высказал соображение о причине изменчивости организмов. По его мнению, всякая значительная и постоянная перемена во внешних условиях вызывает изменения в строении организмов, не достигших еще пределов своего развития. И, напротив, всякий орган, будучи постоянно употребляемым, продолжает существовать и развиваться, а, будучи ненужным, ослабевает и, наконец, постепенно исчезает. Процесс возникновения новых качеств, существования и гибели их, происходит не в период жизни отдельной особи, а занимает длительное время и неразрывно связан с размножением и передачей полученных новых признаков  последующим поколениям.

Отдадим должное Ламарку. Его проницательность поразительна. Здесь, в общих чертах, все правильно, кроме одного: нужный и употребляемый орган продолжает существовать, но не будет принципиально изменяться под влиянием необходимости, упражнений или пожеланий.

Вот какой пример приводит Ламарк в подтверждение своих рассуждений: “...береговая птица, не любящая плавать, но которая все же вынуждена отыскивать пищу возле самого берега, постоянно подвергается опасности погрузиться в ил. И вот, стремясь избегнуть необходимости окунать тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги; все особи этой породы как  бы стоят на ходулях, так как  мало-помалу у них образовались длинные голые ноги, лишенные перьев до бедра, а часто и выше...”

С точки зрения современной биологии Ламарк неправильно объяснил причины удлинения ног у береговых и болотных птиц. Желать, как говорится, не запрещено. Но ни страстные желания, ни упражнения не удлинят ноги ни на иоту. Ноги могут удлиниться только в случае получения в половых клетках сотен поколений многочисленных мутаций в этом направлении и только в случае, если каждое небольшое изменение будет полезно для наших птиц. Какая же польза может быть от удлинения ног? Ответ прост: чем выше голова над поверхностью воды, тем больше диаметр обозреваемого круга на дне. Тем удачнее охота, тем меньше усилий и меньше затрат энергии для добывания необходимого количества пищи.

Процесс удлинения ног остановится тогда, когда станет бесполезным. Но в условиях нормального мутационного фона, когда из каждого миллиона мутаций только одна может быть полезной, на весь процесс потребуются миллионы лет. Другими словами: скорость изменчивости, кроме других причин, определяется и интенсивностью мутационного фактора.
Тем не менее и сегодня в  биологии живы ошибочные представления Ламарка о причинах изменчивости. Так, для объяснения основных отличий человека от остальных животных, то  есть новых сущностей, полученных в результате изменчивости, приводятся доводы о трудовой деятельности человека: об освобождении рук для труда в результате перехода к прямохождению; об исключительной подвижности рук,  полученной благодаря труду; о развитии сознания по той же причине; о языке и речи, необходимых для еще большей интенсивности труда. Для пущей убедительности приводятся слова  философа XIX века Ф.Энгельса: “...труд создал самого человека”.

Все по Ж.Б.Ламарку: упражнения в труде и осознание необходимости труда привели к образованию новых качеств и изменению органов. На вопросы о трудовой деятельности других животных, например бобров, почему они до сих пор не достигли интеллекта людей, неоламаркисты неубедительно отвечают: но ведь труд человека носит социальный, общественный характер!

Без сомнения, развитие разума у любого животного представляется нам, людям, чрезвычайно для него полезным. Однако  возможность поумнеть существовала всегда с момента появления головного мозга у живых организмов. На сегодня каждый биологический вид уже обладает настолько развитым разумом, насколько это ему необходимо для выполнения жизненной программы, заложенной в виде инстинктов, хранящихся у отдельных особей в их подсознании. Природа не способна  создать ничего такого, что не может оправдать процесс  своего созидания и дальнейшего существования.

Разум - это способность головного мозга к познавательной, рассудочной и творческой деятельности. Каждый вид деятельности разума должен заканчиваться решением, которое немедленно претворяется в жизнь. Главные цели деятельности разума - сохранить жизнь, добыть пищу, обеспечить потомство. Такие же цели преследуют и врожденные инстинкты. Разум обеспечивает коррекцию процесса исполнения инстинктов в конкретной, окружающей особь обстановке, представление о которой он получает от органов чувств.

В свою очередь, объем получаемой разумом информации, степень приспособленности вида к жизни, достигнутая им специализация и другие факторы определяют объем решаемых разумом задач и необходимую степень его развития. Разум помогает обеспечивать жизнь вида. Запредельно эффективная работа разума избыточна и не нужна хотя бы потому, что  органическая жизнь принципиально возможна только при смене поколений. Поэтому каждый вид животных умен по-своему и никак не более того. Разум - уровень развития головного мозга, и в этом смысле подчиняется тем же законам, что и длина ног у цапель. Лишний, неиспользуемый разум атрофируется, а недостаточный развивается до необходимо минимального уровня.

Из факта гигантского скачка в развитии человеческого разума, по сравнению с умом обезьян, следует, что перед  человеком по какой-то причине, “вдруг” для исторических масштабов, открылось такое поле новых задач, что иного выхода, как резко поумнеть не было. Но сам человек, судя по находкам останков человека умелого, появился всего 2 млн. лет тому назад. За такой короткий срок самостоятельно приобрести столь фундаментальные преимущества просто невозможно!

Гораздо более вероятен другой вариант: и прямохождение, и разум, и речь, и подвижность рук достались нам в наследство не от обезьян, а от другого животного предка, который мог приобрести все эти качества только за очень длительный жизненный путь.
И этот вариант оказался чрезвычайно плодотворным
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии