Человек часть 2

ЧЕЛОВЕК часть 2
                КЛАССИФИКАЦИЯ               
1. ЦАРСТВО – животные.
2. ПОДЦАРСТВО – многоклеточные.
3. НАДРАЗДЕЛ – эуметазои.
4. РАЗДЕЛ – двусторонне-симметричные.
5. ТИП – хордовые.
6. ПОДТИП – позвоночные.
7. НАДКЛАСС – челюстноротые.
8. КЛАСС – млекопитающие.
9. ПОДКЛАСС – настоящие звери.
10. ИНФРАКЛАСС – высшие звери.
11. ПЛАЦЕНТАРНЫЕ – живородящие звери.
12. ОТРЯД – приматы.
13. надотряд: плацентарные
14. подотряд: обезьяны
15. надсемейство: человекоподобные обезьяны, или гоминоиды
16. семейство: гоминиды
17. род: человек
18. вид: человек разумный
               


                Репрезентативные системы человека и методы их выявления
Каждый человек воспринимает мир по-своему. В основе его восприятия лежит тот или иной канал поступления информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (телесный).  В этой статье мы рассмотрим, какие репрезентативные  системы восприятия и обработки информации существуют, поймем, что каждая из них означает и научимся определять типы систем у себя и других.
Мы используем свои органы чувств не только для восприятия внешнего мира, но и для того, чтобы представлять эти переживания самим себе, т.е. репрезентировать. Отсюда и название репрезентативные системы — это те пути, по которым мы получаем и храним информацию в своем мозге. Визуальная, аудиальная и кинестетическая репрезентативные системы первичны для западной культуры. Мы используем всех их постоянно, хотя и осознаем их не в равной степени, отдавая предпочтения одним, и «забывая» о других.
Есть ведущие системы, которыми мы пользуемся чаще всего для обработки информации. Так, многие люди думают в основном картинками, как бы прокручивая фильм у себя в голове. Другие находят это трудным, и предпочитают вести внутренний диалог. Третьи будут предпочитать основывать свои действия на внутренних ощущениях по отношению к возникшей ситуации ( «греет душу» или нет, «цепляет»).
Поэтому разные люди становятся более успешными в решении отдельных задач, в зависимости от того, какова специфика этой задачи. Например, у музыканта аудиальный канал восприятия будет явно более развит, а спортсмену необходимо развивать кинестетический канал. Архитектор же, в силу своей профессии, предпочитает мыслить образами.
Людей, которые в равной степени владеют всеми каналами восприятия и обработки информации и могут использовать их по своему усмотрению, очень мало. Хотя репрезентативные системы не являются взаимоисключающими, в основном, у человека есть один ведущий канал восприятия, обработки и хранения информации,  второй — вспомогательный, третий — наименее развитый.
Как же определить по человеку, какой способ обработки информации для него «родной», а какой нет. Существует целый ряд индикаторов, которые могут нам помочь в этом: поведение (дыхание, скорость речи), глазные сигналы доступа, речь (слова и выражения). Разберем каждый из них по порядку.
Поведенческие характеристики:
Визуал:   говорит быстрее, громче и более высоким тоном, т.к. образы возникают в голове быстро и человеку приходится говорить быстро, чтобы за ними успевать. Дыхание верхнее и более поверхностное. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного. Жесты также «высокие», находятся на уровне лица. Важно видеть собеседника, поэтому важен контакт глаз. Может увеличивать дистанцию, чтобы «охватить» взглядом собеседника. В речи употребляют слова соответствующей модальности: я вижу, что вы говорите, у меня в голове прояснилось и т.д.
Аудиал: дышит всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, резонирующий и вибрирующий, мелодичный. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Люди, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая её рукой или кулаком (телефонная поза). Некоторые люди повторяют то, что они услышали в такт своему дыханию. Часто не смотрит в глаза, т.к. вслушивается в слова. Жесты в основном находятся на уровне груди, выше талии, движения средней широты. В лексике присутствуюттакие слова как, мне созвучно это, пропустил мимо ушей и т.п.
Кинестетики: характерно глубокое низкое дыхание внизу живота, часто сопровождающееся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, богатый обертонами. Предпочитает говорить медленно, с длинными паузами. Жесты также «низкорасположенные», т.е. жестикуляция преимущественно происходит ниже уровня талии. Движения крупные, размашистые, свободные, тело расслаблено. Старается подойти ближе к собеседнику, прикоснуться к нему. Часто употребляет слова типа я почувсвовал, ощутил, руки чешутся и т.д.
В последнее время стали выделять еще один тип людей.
Дигиталы:  Название этого типа происходит от английского «digital» — число. Характерно неглубокое, поверхностное дыхание , движения механические, заученные, роботообразные, голос также сухой, монотонный, лишенный эмоциональных оттенков. Такие люди предпочитают сенсорнонеопределенные слова и выражения, несущие только сухую информацию, лишенную субъективной эмоциональной окраски. В речи они оспользуют слова, сигнализирующие о понимании, о принятии информации «понятно», «интересно», «знаю», «я подумаю» и т.п., часто оперируют цифрами. Для них самым важным является внутренний диалог.
Помимо вышеперечисленных телесных проявлений, существуют также ключи, которые позволяют прямо и четко определить, каков ход мыслей человека в данный момент времени. Эти ключи называюся глазными сигналами доступа.
В зависимости от направления движений глаз, которые, как известно напрямую связаны с деятельностью мозга, можно опрделить какой системой восприятия пользуется человек для обработки информации, а также то, он припоминает что-то или все же придумывает.
 Ниже представлено краткое описание глазных сигналов доступа.
; Глаза перемещаются вверх и влево (по отношению к человеку) – визуализация из прошлого опыта.
; Вверх и вправо – конструирование зрительного образа.
; По горизонтали влево – припоминание звуков.
; По горизонтали вправо – конструирование звуков.
; Вниз вправо – доступ к ощущениям.
; Вниз влево – внутренний диалог.
; Расфокусированный взгляд прямо перед собой — визуализация.
Более подробно движения глаз описаны в одноименной статье Глазные сигналы доступа
Кроме сигналов глаз, которые часто отражают ход мыслей человека, его ведущую реперзентативную систему можно определить по наиболее часто употребляемым им в речи сенсорноопределенным словам и выражениям. Ниже представлен краткий перечень ориентировочных слов и выражений, которые могут быть использованы представителями разных модальностей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии