Редактируем Заболоцкого
Николай Заболоцкий
Вчера, о смерти размышляя,
Ожесточилась вдруг душа моя.
Печальный день! Природа вековая
Из тьмы лесов смотрела на меня.
И нестерпимая тоска разъединенья
Пронзила сердце мне, и в этот миг
Все, все услышал я - и трав вечерних пенье,
И речь воды, и камня мертвый крик.
И я, живой, скитался над полями,
Входил без страха в лес,
И мысли мертвецов прозрачными столбами
Вокруг меня вставали до небес.
Вот здесь бы Заболоцкому и поставить точку. Но поэту этого показалось мало, тема смерти уже показалась ему малозначительной, и он решил обожествить природу классиками русской поэзии.
И голос Пушкина был над листвою слышен,
И птицы Хлебникова пели у воды.
И встретил камень я. Был камень неподвижен,
И проступал в нем лик Сковороды.
Зачем эти пафосные слова, что поэт вдруг узрел в образах природы знаменитых поэтов?.. Это же ложно, что гуляя он и дух Пушкина ощутил, и Хлебникова, и Сковороды. Прям вавилонское нашествие поэтов на природу. А уж сколько видно еще не сказал, что видел. Наклониться к листочку, а это не листочек, а какой-нибудь классик сидит. Вот эта надуманность слияния природы и поэтов и создает ложность в стихе. Но и этого показалось мало для олицетворения природы, и тогда поэт решил поселить здесь все народы!.. Вот так разом, все сущие народы стройными рядами зашагали на лоне природы.
И все существованья, все народы
Нетленное хранили бытие,
И сам я был не детище природы,
Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!
Вот недаром говорят, ложка дегтя в бочке меда. Это когда хорошую вещь портят непростительные ошибки. Это довольно часто встречается у дилетантов, они не чувствуют слово и портят свои стихи, но чтобы классик, которой тонко разбирается в поэзии такое допускал, такое непростительно. Зачерпнуть славы подобным вкраплением в природу русских поэтов не получилось, надуманно они оказались на природе, и главное, читатель уже к концу стихотворения забыл главную тему смерти, которой и надо было подытожить концовку, напомнив главный посыл стиха.
Свидетельство о публикации №122050800243