Редактируем Заболоцкого

У Заболоцкого есть интересное стихотворение про тленность всего сущего. Поэт прекрасно передает, что нет на земле ничего вечного, все приходящее и уходящее. Но вот в этом хорошем стихе есть место, где вдруг поэт забыл про искренность, и перешел в пафос. Как же это случилось?

Николай Заболоцкий
     Вчера, о смерти размышляя,
     Ожесточилась вдруг душа моя.
     Печальный день! Природа вековая
     Из тьмы лесов смотрела на меня.
     И нестерпимая тоска разъединенья
     Пронзила сердце мне, и в этот миг
     Все, все услышал я - и трав вечерних пенье,
     И речь воды, и камня мертвый крик.
     И я, живой, скитался над полями,
     Входил без страха в лес,
     И мысли мертвецов прозрачными столбами
     Вокруг меня вставали до небес.

Вот здесь бы Заболоцкому и поставить точку. Но поэту этого показалось мало, тема смерти уже показалась ему малозначительной,  и он решил обожествить природу классиками русской поэзии.

     И голос Пушкина был над листвою слышен,
     И птицы Хлебникова пели у воды.
     И встретил камень я. Был камень неподвижен,
     И проступал в нем лик Сковороды.

Зачем эти пафосные слова, что поэт вдруг узрел в образах природы знаменитых поэтов?.. Это же ложно, что гуляя он и дух Пушкина ощутил, и Хлебникова, и Сковороды. Прям вавилонское нашествие поэтов на природу. А уж сколько видно еще не сказал, что видел. Наклониться к листочку, а это не листочек, а какой-нибудь классик сидит.  Вот эта надуманность слияния природы и поэтов и создает ложность в стихе. Но и этого показалось мало для олицетворения природы, и тогда поэт решил поселить здесь все народы!.. Вот так разом, все сущие народы стройными рядами зашагали на лоне природы.

     И все существованья, все народы
     Нетленное хранили бытие,
     И сам я был не детище природы,
     Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!

Вот недаром говорят, ложка дегтя в бочке меда. Это когда хорошую вещь портят непростительные ошибки. Это довольно часто встречается у дилетантов, они не чувствуют слово и портят свои стихи, но чтобы классик, которой тонко разбирается в поэзии такое допускал, такое непростительно. Зачерпнуть славы подобным вкраплением в природу русских поэтов не получилось, надуманно они оказались на природе, и главное, читатель уже к концу стихотворения забыл главную тему смерти, которой и надо было подытожить концовку, напомнив главный посыл стиха.


Рецензии