5. 3 Семь дней Творения
ЖИЗНЬ РОЖДАЕТСЯ ИЗ СМЕРТИ
Освящение трехчастного человека начинается в пятый день Творения, и начинается оно с освящения духа:
"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фесс.5:23);
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:3-5).
Теперь переходим непосредственно к тексту, повествующему о пятом дне Творения.
БЫТ.1:20 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ВОСКИШИТ ВОДА КИШЕНИЕМ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И ПТИЦЫ ДА ЛЕТАЮТ НАД ЗЕМЛЕЮ ПО ПРОСТРАНСТВУ НЕБЕСНОМУ".
Вайомэр Элоим ишърецу амаим шэрэц нэфэш xая вэоф йофэйф аль аарэц аль пънэй ръкия xашамаим.
= И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ВОСКИШИТ ВОДА =
Здесь Творец как бы обращается к воде, которая должна услышать Его повеление и воскишеть кишением живых существ. Таким образом вода в пятый день Творения становится как бы одним из главных действующих лиц библейского повествования.
А в шестой день Бог обратится к земле:
"ДА ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ СУЩЕСТВА ЖИВЫЕ ПО РОДУ ИХ" (БЫТ.1:24).
В шестой день уже не на воду, а на землю будет "возложена ответственность" за исполнение воли Творца.
Нечто похожее мы видели, когда рассматривали третий день Творения. Тогда Творец сначала обратился как бы к воде: "ДА СТЕКАЕТСЯ ВОДА, ЧТО ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА ЯВИТСЯ СУША", – а после этого Его слова были обращены как бы к земле: "ДА ПРОИЗРАСТИТ ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ СЕМЕНОНОСНУЮ"…
Третий день Творения, можно сказать, провозгласил воскресение из мертвых Спасителя мира Иисуса Христа, а пятый день провозглашает воскресение из мертвых людей, поверивших в Иисуса Христа как своего Спасителя:
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф.2:5,6);
"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому" (1Пет.1:3).
Чтобы понимать значение событий пятого и шестого дней Творения, надо знать, что обозначает вода в 20 стихе и земля в 24-том.
(?) Но разве мы не выяснили значение земли и воды, когда рассматривали первый день Творения?
=============
«…Быт.1:1. В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ [нового и вечного] НЕБА И [новой, истинной и вечной] ЗЕМЛИ,
2. КОГДА [старая] ЗЕМЛЯ [человечество в Адаме] БЫЛА ПУСТА [потому что в сердцах людей не было Бога] И НЕСТРОЙНА [потому что люди не представляли собой духовное строение – Божий храм], И ТЬМА [тьма – это отсутствие Христа как Света истинного] НАД БЕЗДНОЮ [слово БЕЗДНА точно определяет глубину нравственного падения людей, отвергающих Бога], А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ [вода обозначает Божье слово, осуждающее всякий грех, а люди, подобно рыбам, обитали в этих водах, то есть пребывали под Божьим осуждением. Святой Дух парил над водой потому, что в ней находились люди, от начала избранные к спасению],
3. СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ СВЕТ" [ср.: "у Марии родится Сын"]; И СТАЛ СВЕТ [ср.: "и Слово стало плотью"]…»
(http://stihi.ru/2022/04/03/8359)
=============
Читая начало первой главы Библии, мы предположили, что согласно принципу первого упоминания речь в первом стихе должна идти о земле вечной и истинной, то есть о земле невидимой:
"видимое временно, а невидимое вечно" (2Кор.4:18).
В третий день Творения воды смерти стекли с этой земли, и это было предызображением воскресения Иисуса Христа из мертвых.
Так мы пришли к заключению, что земля в первом стихе Библии является прообразом Духа воскресшего Христа, то есть прообразом вечной Ханаанской земли:
"В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ" (БЫТ.1:1).
А земля во втором стихе показывает духовное состояние народа Божьего Израиля перед пришествием в мир Мессии:
"КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ" (БЫТ.1:2).
В это время богоизбранный народ фактически пребывал во тьме – под водами Божьего осуждения, хотя и жил, как могло бы показаться, в обетованной Ханаанской земле:
"если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне" (Евр.4:8).
Земля, в которой жили евреи, перед приходом Мессии фактически превратилась в пустыню:
"Он превращает реки в пустыню" (Пс.106:33);
"Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими… уста Господни изрекли это" (Ис.40:3-5);
"когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его [Иоанна]: кто ты?.. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия" (Ин.1:19-23).
***
Это что касается земли. А о воде можно сказать, что она в двадцатом стихе уже не та, какой была в стихе втором, потому что во второй день Творения Жертва Иисуса Христа разделила воду на две части: одна часть воды оказалась ПОД ПРОСТРАНСТВОМ (под твердью), а другая – НАД ПРОСТРАНСТВОМ (над твердью):
"возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь" (Пс.92:3,4);
"[Бог] укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!" (Пс.64:8).
Вода, которая ПОД ПРОСТРАНСТВОМ, покрывает тех людей, которых Бог прежде создания мира предопределил быть подобными образу Сына Своего. Эти люди, когда услышат Евангелие, отреагируют на него адекватно – они, склонившись перед Жертвой Спасителя, примут Благую Весть в свое сердце:
"я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния" (Деян.26:19,20);
"Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?" (Ин.4:28,29).
Но Творец наперед знал, что не все люди смогут принять Благую Весть всем сердцем:
"всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником" (Лук.14:33).
Таких людей покрывает вода, которая НАД ПРОСТРАНСТВОМ:
"Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение" (Мф.19:21,22).
Во второй день Творения разделившее людей ПРОСТРАНСТВО Бог назвал небом. Уровень этого неба соответствует уровню Голгофского Креста:
"когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я" (Ин.8:28);
"умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею" (Быт.7:17).
Те люди, которые покаются, признав себя грешниками, достойными смерти, находятся ниже уровня Креста, и их покрывает вода, которая под небом (ПОД ПРОСТРАНСТВОМ):
"И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВО, И РАЗДЕЛИЛ МЕЖДУ ВОДОЮ, КОТОРАЯ ПОД ПРОСТРАНСТВОМ, И МЕЖДУ ВОДОЮ, КОТОРАЯ НАД ПРОСТРАНСТВОМ; И СТАЛО ТАК" (БЫТ.1:7);
"Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим.8:29).
В третий день Творения эта вода стекла, как написано, "В ОДНО МЕСТО" и появилась СУША, которую Бог назвал землей:
"И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СУШУ ЗЕМЛЕЮ" (БЫТ.1:10).
Таким образом, новой истинной и вечной землей стала та земля, которая в третий день Творения вышла из вод смерти. Для верующих это значит, что им, для того чтобы стать новым Творением во Христе Иисусе, надо иметь духовное переживание смерти и воскресения. На это символически указывает и сам обряд крещения:
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых" (Кол.2:12).
И тут можно вспомнить вождя Израильского народа Моисея. Его имя означает – "спасенный из воды":
"каково имя его, таков и он" (1Цар.25:25).
=============
«…Имя Моисей соответствует греческому (LXX) Моисис. Первая половина имени "мо" означает по-египетски вода, а вторая (исис) соответствует древнеегипетскому глаголу "удша", "удш", означающему "спасаться". Итак Моудше, сокращенно Моше, а в греческом звучании (Моисис) означает "спасенный из воды"… Дочь фараона нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его. В таком случае египетское Моудше или Моисис первично, а еврейское Моше – вторично. Кстати, еврейское "извлекающий" (извлеченный) и по смыслу весьма близко египетскому "спасенный из воды".
Иосиф Флавий: "От того, что он был брошен в реку и вытащен из нее, ребенок получил и свое имя, так как египтяне называют воду “мо”, а спасенных – “исей”. Сложив эти два слова, они дали их ему в виде имени"…»
(https://azbyka.ru/)
=============
Те люди, которые уверовали в Иисуса Христа как своего Спасителя, пребывают в воде, которая ПОД НЕБОМ. Они получили от Бога прощение грехов, оправдание, примирение и дар Святого Духа:
"Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:38);
"Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован" (Прит.28:13).
А все остальные люди пребывают в воде, которая НАД НЕБОМ:
"воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки" (Откр.17:15).
Эти люди преступниками себя не считают:
"И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем" (Откр.9:21).
Вода, покрывающая этих людей, никуда стекать не собирается, потому что благодать Иисуса Христа с Голгофского креста вверх не течет. Она течет только вниз – на кающихся грешников:
"Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа" (Деян.3:19,20);
"Без всякого же прекословия меньший благословляется большим" (Евр.7:7);
"Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится" (Ис.2:11);
"Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю" (Иез.17:24).
Если грешник не прислушается к Божьему слову, которое постоянно напоминает ему о грехах и об опасности выбранного им жизненного пути, в будущем он может пострадать от огня:
"всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф.3:10).
***
(?) Если во второй день Творения вода, покрывавшая всех людей, разделилась на ВОДУ ПОД ПРОСТРАНСТВОМ и ВОДУ НАД ПРОСТРАНСТВОМ, тогда какой из них Бог в пятый день повелел воскишеть "КИШЕНИЕМ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ":
"ДА ВОСКИШИТ ВОДА КИШЕНИЕМ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И ПТИЦЫ ДА ЛЕТАЮТ НАД ЗЕМЛЕЮ ПО ПРОСТРАНСТВУ НЕБЕСНОМУ" (БЫТ.1:20)?
Очевидно, той, которая ПОД НЕБОМ, ибо эта вода покрывает людей "избранных и призванных":
"Он избрал нас в Нем прежде создания мира… предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа" (Еф.1:4,5);
"знаю Моих, и Мои знают Меня" (Ин.10:14).
В третий день Творения эта вода, обозначающая Божье осуждение, стекла с земли, образовав моря:
«И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА СТЕКАЕТСЯ ВОДА, ЧТО ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА ЯВИТСЯ СУША"; И СТАЛО ТАК. И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СУШУ ЗЕМЛЕЮ, А СТЕЧЕНИЕ ВОД НАЗВАЛ МОРЯМИ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО» (БЫТ.1:9,10).
Стечение вод в третий день Творения означает победу жизни над смертью:
"[смерти] невозможно было удержать Его" (Деян.2:24);
"Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею" (1Кор.6:14);
"Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед [Собою] с вами" (2Кор.4:14);
"Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела" (Ис.26:19);
"От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (Ос.13:14).
***
Пока человек не родится от Духа и не станет духовной птицей, то есть новым Творением во Христе Иисусе, он будет, подобно рыбе, жить в водах Божьего осуждения. Так как в пятый день Творения вода воскишела кишением "ЖИВЫХ СУЩЕСТВ" (нэфэш хая), можно предположить, что эта вода, во-первых, находится ПОД НЕБОМ, а во-вторых, она может быть водой … ХРИСТИАНСКОГО КРЕЩЕНИЯ!
"быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых" (Кол.2:12);
"Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим.6:4).
ХРИСТИАНСКОЕ КРЕЩЕНИЕ обозначает смерть, а согласно библейскому принципу жизни ЖИЗНЬ РОЖДАЕТСЯ ИЗ СМЕРТИ:
"все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились" (Рим.6:3).
=============
"…Добрые дела не рождают новую жизнь. Смерть рождает жизнь!.."
(Сергей Нечитайло, "Признаки последнего времени")
=============
Обряд крещения символизирует погребение старого (ветхого) человека вместе с Адамом. А после погружения в смерть ветхого человека к новой жизни восстает человек новый – наш новый ум, который всегда должен быть погружен в жизнь, то есть в Евангельское учение Иисуса Христа:
"кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин.4:14);
"занимайся чтением, наставлением, учением… занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1Тим.4:13-16);
"Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь… тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно" (Иис.Нав.1:8);
"двенадцать [Апостолов]… сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах" (Деян.6:2).
= КИШЕНИЕМ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ =
С водой в 20-том стихе более-менее понятно, а кого обозначают "живые существа", которыми воскишела вода в пятый день Творения?
(?) Если в пятый день говорится об освящении человеческого духа, тогда какое отношение к человеческому духу имеют живые существа, обитающие в воде?
Известный богослов и проповедник 19-го века епископ Игнатий Брянчанинов в книге "Аскетические опыты", основываясь на учении отцов Церкви, дает объяснение 103 Псалма (ст.25-30), в котором упоминаются морские животные:
=============
«…"Сие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими"
Таинственное значение имеют слова Давида. Объясняют это значение святые Отцы. Морем назван мир; бесчисленными животными и рыбами, которыми наполнено море, названы люди всех возрастов, народностей, званий, служащие греху; кораблями вообще названа святая Церковь, в частности названы истинные христиане, побеждающие мир. Змеем, живущим в море, назван падший ангел, низвергнутый с неба на землю.
Кто – животныя великия, пасущиеся в необъятном пространстве житейского моря? Ни для себя, ни для кого другого не хотел бы я сходства с этими исполинами моря, у которых одна отрада: темные глубины, густо покрытые водою, куда не досягают лучи солнца: там они живут, там пребывают, выходя по временам оттуда для добычи, для поддержания своей жизни убийством многочисленных жертв. Их влажные, дикие взоры не терпят, не выносят никакого света. Под именем их Писание разумеет людей, великих по способностям, по знаниям, богатству, могуществу, но – увы! – привязанных всею душою к суете и тлению. Сердце и мысли их направлены исключительно к снисканию земного славного, земного сладостного. Они утонули, погрязли в море житейском, гоняются за одним временным, минутным, за одними призраками: преходят они, говорит Писание, стези морския… Тяжел, несносен для сынов мира свет учения Христова. Бегут они от него в темные, глухие пропасти: в рассеянность, в многообразное развлечение в плотские увеселения. Там, в нравственном мраке, проводят они земную жизнь, без духовной, вечной цели. Таких человеков Писание не удостаивает имени человеков: человек, в чести сый, не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Псал. XLVIII, 13).
["Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают"
(Пс.48:13)]
Человек – тот, кто познал себя, – сказал преподобный Пимен Великий; человек – тот, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение. – Малыми животными моря названы люди, не одаренные особенными способностями, не наделенные богатством, могуществом, но и в таком положении служащие суете и греху. Они не имеют средств к совершению обширных и громких злодеяний; но руководимые, увлекаемые, ослепляемые поврежденным злобою произволением своим, принимают участие в беззакониях, совершаемых животными великими, – сами совершают беззакония, соответственно силам и средствам своим. Они скитаются в житейском море бессознательно, без цели.
В море – бесчисленное множество гадов. Что сказать о них? Уже одним наименованием сказывается все. Несчастна доля тех, которых слово Божие лишило наименования человеков, низвело к наименованию бессловесных животных: сколько несчастные те, которых оно, всесвятое Слово, Судия вселенной, запечатлело наименованием гадов? Не глубокие воды – постоянное жилище их и наслаждение, но зловонная и грязная тина, в которую приносятся разъяренною волной и в которой увязают все нечистоты, в которую приносятся и в которой истлевают трупы людей, погибших от морских злоключений, от кинжала пиратов житейского моря…»
(Свт. Игнатий Брянчанинов, "Аскетические опыты")
=============
Здесь бесчисленными животными и рыбами, которыми наполнено море, названы "люди всех возрастов, народностей, званий, служащие греху". Для спасения этих людей и приходил на землю Иисус Христос:
"Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф.1:21);
"Я пришел призвать… грешников к покаянию" (Мф.9:13);
"ни блудники, ни идолослужители… Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас" (1Кор.6:9-11);
"Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1Тим.1:15).
Но в каком виде Божий Сын пришел на землю? Он пришел не в виде Херувима или Серафима, а в подобии … плоти греховной!
К Израилю по плоти Христос пришел как плоть:
"Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Фил.2:6,7);
"фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?" (Мф.9:11).
Так же поступал и Апостол Павел:
"будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его" (1Кор.9:19-23).
Итак, к Своему богоизбранному народу Иисус Христос пришел в подобии плоти греховной, то есть к рыбам Он пришел в подобии рыбы, живущей в водах Божьего осуждения:
"Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной" (Рим.8:3).
=============
«Вопрос:
Почему рыба является символом Иисуса Христа?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры:
Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель.
"Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть “рыба”. Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным" (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1)…
Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит:
"Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него" (Мф.7:9–11).
Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия – на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы:
"И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились" (Мф.15:36–37).
При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф.14:17–21). Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.
Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал:
"Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <…> Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде" (О крещении. 1.1)…»
(https://pravoslavie.ru/7028.html)
==============
(?) Правомерно ли безгрешного Иисуса Христа отождествлять с рыбой, живущей в воде, если вода, в которой живут гады и всевозможные морские звери, означает Божье осуждение?
"И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные" (Откр.13:1).
Ну, во-первых, Сам Спаситель сравнивал Себя не только с рыбой, но даже со змеем:
"как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому" (Ин.3:14).
А во-вторых, Христос приходил на землю как Сын Адама:
"Иисус… был, как думали, Сын… Адамов, Божий" (Лук.3:23-38).
А в притче о Царстве Небесном Он сравнил потомков Адама с "рыбами всякого рода":
"подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода" (Мф.13:47).
Кроме того, Иисус Христос, придя да землю, подчинился закону:
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф.5:17).
А библейские рыбы, которые в пятый день Творения покаялись и крестились, являются прообразом все-таки подзаконных верующих. Они хотя и стали душами живыми, однако продолжают жить в водах Божьего осуждения, в отличие от верующих подблагодатных, которые родились от Святого Духа и стали духовными птицами, то есть новым Творением во Христе Иисусе:
"Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья" (Мф.23:37);
"нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Рим.8:1);
"истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Ин.4:23);
"мы не под законом, а под благодатью" (Рим.6:15).
Закон Моисея был дан не новому человеку во Христе, а ветхому человеку в Адаме. Он был дан не Израилю по духу, а Израилю по плоти, причем был дан не навечно, а только "до времени пришествия семени":
"закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников… и для всего, что противно здравому учению" (1Тим.1:9,10);
"Аврааму даны были обетования и семени его… которое есть Христос… завета о Христе… закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу… Для чего же закон? Он дан после [обетования] по причине преступлений [народа Божьего], до времени пришествия семени [до воплощения Иисуса Христа]" (Гал.3:16-19);
"когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, ПОДЧИНИЛСЯ ЗАКОНУ, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (Гал.4:4,5).
Исполнив закон до последней иоты, Христос принес Себя непорочного в жертву Богу, чтобы сделать верующих совершенными:
"Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Евр.10:14).
В Иисусе Христе не было никакого греха, но Бог возложил на Него грехи всех нас:
"вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира" (Ин.1:29);
"Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис.53:6).
Исповедуя Богу свои грехи, мы практически перекладываем их на Его безгрешного Сына Иисуса Христа:
"Если исповедуем грехи наши, то Он [Бог], будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Ин.1:9).
То же самое делали и древние Иудеи. Согласно закону, чтобы очиститься от грехов, они должны были представить из крупного скота тельца без порока, привести его к дверям скинии собрания, возложить на голову тельца свои руки, после чего заколоть его пред Господом:
"если какая душа согрешит… то за грех свой… пусть представит из крупного скота тельца, без порока… и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом" (Лев.4:2-4).
Библия объясняет, что библейские животные, которых евреи приносили в жертву Богу для очищения от грехов, были только прообразом той единственной жертвы, которую принимает Бог:
"Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?" (Пс.49:13);
"невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне" (Евр.10:4,5);
"не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога" (1Пет.1:18-21);
"нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:11,12).
***
В Библии написано, что в пятый день Творения вода воскишела кишением ЖИВЫХ СУЩЕСТВ.
(?) Кто является для Бога СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ (нэфэш хая)?
Для Бога ЖИВЫМИ СУЩЕСТВАМИ могут быть только верующие в Него люди. Имея живой дух, они общаются с Богом как Источником жизни:
"Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом" (Еф.6:18).
В день Пятидесятницы ЖИВЫМИ СУЩЕСТВАМИ, которыми "воскишела вода", стали три тысячи Иудеев, которые в тот день поверили в Евангелие и крестились:
"охотно принявшие слово его [Петра] крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деян.2:41-47).
Когда наступил праздник Пятидесятницы, Апостолы, вероятно, уже родились от Духа и стали птицами пятого дня Творения, потому что на безгласных рыб в тот день они не были похожи:
"многими словами он [Петр] свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного" (Деян.2:40).
Но даже став духовными птицами, Апостолы, когда проповедовали людям Евангелие, старались внешне не отличаться от них:
"мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас" (1Фес.2:7);
"для Иудеев я был как Иудей… для чуждых закона - как чуждый закона" (1Кор.9:20,21);
"[Петр] ел вместе с язычниками" (Гал.2:12);
"Иоанн [Креститель] имел одежду из верблюжьего волоса [как у жителя пустыни] и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед" (Мф.3:4).
Но окончательный вывод о значении тех или иных библейских животных надо делать на основании контекста. В этом заключается один из главных принципов толкования Библии.
=============
"ЦЕЛЬНОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Контекст – скрытый смысл произведения от латинского contextus – тесная связь, соединение.
Библейский контекст – главная нить, которая пронизывает все значения и тексты Священного Писания. Библия без знания контекста – закрытая книга. Вместо единого законченного произведения перед нами предстаёт нечто противоречивое, от чтения которого только путаница в голове".
("ЧТО ТАКОЕ КОНТЕКСТ БИБЛИИ"; http://www.foru.ru/slovo.69449.5.html)
=============
***
Мы знаем, что является главной нитью, которая пронизывает все значения и тексты Священного Писания:
содержанием Библии являются семь Заветов Бога с человеком;
содержанием седьмого (Нового) Завета являются семь дней Творения;
дни Творения являются этапами Божьего домостроительства;
Божье домостроительство – это план Бога "раздать" Себя в избранных людей.
Так из верующих душ на земле строится Божий дом – Церковь Иисуса Христа:
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф.5:25);
"дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца" (Евр.3:6).
В стихе Евр.3:6 написано важное условие, которое нужно соблюсти, чтобы стать Божьим домом. Во-первых, надо иметь веру в Евангелие, дающую упование и надежду:
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17);
"Уповаю на спасение Твое, Господи" (Пс.118:166).
А, кроме того, верующий должен иметь дерзновение к Богу:
"Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу" (1Ин.3:21);
"Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший" (Евр.10:19-23).
Слово дерзновение означает "смелое, решительное, дерзкое устремление к чему либо" (https://ru.wiktionary.org/wiki/дерзновение). Такой должна быть молитва верующих к Богу.
Иисус Христос призывал в Нагорной проповеди:
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него" (Мф.7:7-11).
Разумеется, наши просьбы должны соответствовать благой воле Творца:
"И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него" (1Ин.5:14,15);
"не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?" (Иак.4:2-4)…
***
Итак, молитва является непременным условием спасения. Но тут может возникнуть вопрос:
(?) А разве без молитвы Бог не знает, в чем человек имеет нужду?
Конечно, сердцеведец Бог знает все, но Он, в отличие от сатаны, не вмешивается бесцеремонно в частную жизнь Своего творения:
"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3:20).
Бог уважает человека и доверяет ему. Он дал людям свободную волю и право самостоятельно выбирать между светом и тьмой, жизнью и смертью, реальностью и иллюзией.
Сатана, используя обман, поработил человека, но если Бог будет пользоваться его методами, тогда чем Он будет от него отличаться?..
Праведному Богу, чтобы вмешаться в жизнь человека, нужно основание, нужен документ, нужна, если так можно выразиться, бумага с печатью. Наше сердце – это наши мысли и чувства. Оно может быть той необходимой бумагой. Все, что в ней написано, Богу известно и без наших слов. Но без нашей подписи, то есть без сердечной молитвы, бумага будет недействительна и ее ни к какому "делу" не подошьешь. Поэтому Богу и нужны молитвы верующих:
"Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых" (Еф.6:18);
"четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых" (Откр.5:8);
"Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя" (Пс.140:2).
Если человек по какой-то причине не может сам обратиться к Богу в молитве, за него это может сделать другой человек или церковная община:
"Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу"
(Деян.12:5);
"Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак.5:14,15);
"молитесь друг за друга" (Иак.5:16);
"он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив" (Быт.20:7);
"возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов" (Иов.42:8);
"молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного" (Мф.5:44,45).
Молиться же надо, не сомневаясь, с верой и дерзновением:
=============
Игорь Орлов
ДЕРЗНОВЕНИЕ В МОЛИТВЕ И ОБРЕТЕНИЕ ПРОСИМОГО
«Был конец 80-х годов 19 века. Святой праведный Иоанн Кронштадтский был в то время известным на Руси чудотворцем, к которому со всей страны приезжали люди.
В семье Смуровых, в Петербурге, было большое горе. Глава семейства, купец 2 гильдии, Степан Александрович Смуров, отец 6 детей, был серьезно болен: заворот кишок. Врачи предрекали ему скорую смерть и ничего в этой ситуации поделать не могли. Давали лекарства, делали промывание желудка, но ничего не помогало. У больного шли рвоты, он не мог ничего есть и настраивался на скорейшее предстояние перед Богом в вечности.
Супруга его, Смурова Александра Федорова, испытывала отчаяние в этой тяжелейшей ситуации. Она любила супруга, дети его очень любили, и перспектива остаться без кормильца с 6 детьми на руках ее мало радовала. В горе и отчаянии своем она вспомнила об отце Иоанне Кронштадтском и направила ему телеграмму. Отец Иоанн, получив ее, тут же ответил: "Буду", – и в скором времени прибыл в Петербург, в семью Смуровых.
Он застал печальную картину: лежащего главу семьи, исхудалого с постоянными порывами на рвоту.
Отец Иоанн внутренне настроился, вероятно, прочел про себя какую-то молитву к Богу. Затем подошел к больному, положил одну руку на живот, а другую, воздев к небу, произнес поразительно твердым дерзновенным уверенным голосом следующую краткую молитву:
"Господи, Ты создал его отцом шестерых детей. Так исцели его…Теперь".
Молитва прозвучала мощно, призывно, не как просьба, а как требование. Притом, что, видимо, отец Иоанн считал себя вправе потребовать это, вот так вот, у Бога.
"Он поправится, станет на ноги" – сказал о. Иоанн Александре Федоровне, с испугом и удивлением наблюдавшей это странное пугающее священнодействие со стороны.
Далее отец Иоанн спешно собрался и покинул дом Смуровых.
Через некоторое время приехали врачи, сделали промывание больному и были необычайно удивлены. Если раньше при промывании шла кровь, то теперь вода выходила чистой.
Врачи констатировали, что больной пошел на поправку, выздоровеет, что в скором времени и произошло.
Святой прав. Иоанн Кронштадтский любил повторять Слова Христовы из Евангелия, приведенные в начале статьи, и особое внимание обращал на веру при молитве, ибо она дает силу, дерзновение молитве.
Говорил святой праведник также и об обратном: что бывает, если человек молится и просит без веры. Человек такой бывает наказан. Приводил он пример священника Захарии, отца Иоанна Предтечи, как тот усомнился в гласе ему ангела Господнего о скором рождении сына и был наказан немотой до тех пор, пока событие не произошло и не родился сын. А схожих примеров человеческого отчужденного от Бога сомнения, вместо веры как доверия Богу, о. Иоанн из жизни знал немало.
Но что дает еще дерзновение молитве? Только ли вера?
Обратимся к опыту самого Иоанна Кронштадтского, ведь не зря он был причислен к лику святых именно в чине Праведного, то есть человека, свято соблюдающего Христовы заповеди.
Истории из его жития, не расписывая как именно, говорят, что испытал он в студенческие годы сильное искушение от темных лукавых сил, склонявших его к неподчинению Богу. Он вытерпел это искушение, крепко уповая на Христа и Его помощь, хотя разрывала его нещадно тогда бесовская брань.
После этого о. Иоанн стал твердо и неуклонно следовать Божьим Заповедям и обрел сильное дерзновение в молитве, творившей чудеса.
Так что другая сила, поддерживающая дерзновение в молитве, есть праведность или целомудрие, то есть умение противостоять соблазнам. Хочется, очень сильно хочется сделать что-то против Бога, Слова и Воли Его, а терпи и не поступай так. Бога моли как Заступника в этом. Так и укрепляется эта добродетель.
Ведь Господь говорит в Евангелии, что только те из людей есть люди Его, которые соблюдают заповеди Его. И что если просишь у Бога, а Ему не следуешь, жизнь ведешь не богоугодную, страстную, то не послушает Бог, а скажет:
"И тогда скажу им, Я никогда не знал вас. Отойдите от меня, делающие беззаконие" (Евангелие от Матфея, 7:23).
Так что сила молитвы – в вере, вера – от дерзновения, а дерзновение – от почитания Бога и следования его Словам и заповедям, когда ты становишься для Него своим, а не делателем беззакония.
Вот как все просто от Бога, чтобы молитвы имели силу и приносили плоды достойные».
(https://dzen.ru/a/XxhQBOzVzGELqYop)
=============
Итак, важным средством освящения человека является молитва:
"Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения" (1Тим.2:8);
"И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его" (Быт.25:21);
"И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога" (Откр.8:3,4).
***
Воспетое поэтом Федором Тютчевым молчание тоже иногда тоже может быть полезно для людей:
"И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным" (Прит.17:28);
"сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом" (Еккл.5:1);
"ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф.12:37).
=============
Федор Тютчев
SILENTIUM!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь –
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими – и молчи…
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум –
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи –
Внимай их пенью – и молчи!..
*** *** ***
«Молчания искали все великие души, ибо глубоко чувствовали истинность народной мудрости: "Молчание – золото". Всякий думающий человек испытал и знает, что он есть не то, что он говорит о себе, а то, что остается невысказанным. Не то, о чем умышленно умалчивается, а то, что высказать невозможно.
Наши разговоры с людьми – мелкая монета, которой мы себя выкупаем, в то время как крупная остается у нас. Или так: среди людей мы меняем маски, в то время как истинный душевный портрет остается сокровенным.
Молчаливы и все великие стихии, молчаливее же всех Бог, говорливы лишь малые творения. Удивительно ли, что высокие души молчаливы?»
(Николай Сербский, "Мысли о добре и зле")
=============
Тем не менее, чтобы оказать человеку благовременную помощь, Бог желает, чтобы он не молчал:
"Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего" (Пс.31:3-5);
"Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр.4:16).
В крайнем случае обратиться к Богу можно и мысленно:
"и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего. И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я - жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него" (1Цар.1:13-17);
"Иосиф... хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго" (Мф.1:19,20);
"Иисус, зная помышления их, сказал им" (Мф.12:25).
Ну, а в вечности Церковь станет невестой Иисуса Христа и великим городом святым Иерусалимом:
"И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога" (Откр.21:9,10)…
Свидетельство о публикации №122050704917