Амстердам
нежданно в моей памяти проснулся.
Когда-то, побродив в нём тут и там,
ни трепета, ни перебоев пульса
не ощутил. Красиво, спору нет,
каналы, как в Венеции, мосты,
как в городе Петра, – лишь суеты
здесь больше, от неё ни на момент
не убежать, не спрятаться, не скрыться,
не устремиться вдаль; горизонталь –
никчемная, ненужная деталь,
дома – как пёстрые, цветные ситцы,
их отражения в воде каналов –
смирённая навеки вертикаль
повергнутых на землю гор и скал,
достойных не сонетов – мадригалов.
Там комнаты одна поверх другой
в домах аборигенов и в отелях,
и между ними лестницы – дугой,
по вечерам там барышни в борделях
из окон выставляют напоказ –
со смуглой, белой или тёмной кожей –
товар для заблудившихся прохожих,
кусочек счастья на короткий час.
На рынках – разноцветие тюльпанов,
без них апрель, поверьте, – не апрель,
а с ними Амстердам, как акварель,
фата-моргана призрачных туманов
с полынным запахом ночного забытья…
Там в доме на канале Принсенграхт
в неполные пятнадцать Анна Франк
описывала ужас бытия.
А акварельно-тихий Амстердам,
всё пережив, плывёт неутомимо.
Куда? Не ведаю… Но мимо, мимо
тех мест, в которых платят по счетам.
*) Начальная строка 4-го сонета венка сонетов
«Европейские сонеты» (между 1981 и 1985)
Василия Бетаки (1930 – 2013).
06.05.2022
Свидетельство о публикации №122050602609