Когнитивный диссонанс часть 102

Когнитивный диссонанс часть 102

Когнити;вный диссона;нс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. Понятие впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году. Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 году.

Ситуации, когда может возникнуть когнитивный диссонанс, включают:
курение, несмотря на осознание неблагоприятных последствий употребления табака для здоровья
нежелание говорить правду, несмотря на то, что человек считает себя честным
потребление в пищу мяса, хотя человек думает о себе как о любителе животных, которому не нравится мысль об убийстве животных. Некоторые исследователи называют это парадоксом мяса.

  Когнитивный диссонанс — это внутренний конфликт, который возникает у человека при столкновении противоречащих друг другу убеждений. Этим диссонанс вызывает чувство напряжения; человек испытывает неприятные эмоции: тревогу, злость, стыд, вину — и будет стремиться избавиться от дискомфорта разными способами. Понятие «когнитивный диссонанс» пришло к нам из социальной психологии.
Диссонанс - неблагозвучное, негармоничное, раздражающее, острое сочетание звуков или аккордов, вызывающее неприятные ощущения. Есть и другое понятие, с противоположным смыслом: консонанс, что означает приятное звучание. На протяжении всей истории музыки.




Инженер Пельцер в последние годы чувствовал себя не лучшим образом. Физические недомогания сыпались на него как из рога изобилия. А тут еще и этот кошмарный сон стал являться к нему с мистическим постоянством. Едва заснув, Александр Борисович начинал мучительно долго падать в глубокий провал темного колодца. Там на дне сидела страшная женщина с растрепанными волосами и огромной головой. Завидев приближающегося Пельцера, она начинала кричать: «Съешь паука! Съешь!»

От силы ее голоса инженера подбрасывало вверх. Он вылетал из колодца, как снаряд из пушечного ствола, и просыпался в холодном поту…

«Я и без того не богатырского здоровья, – рассказывает Александр Борисович, – а от этого сна просто начал болеть.

Голова раскалывалась от непрекращающихся мигреней. Все буквально валилось из рук. Наконец, по настоянию жены, я отправился к психиатру. Но никаких отклонений у меня не нашли…»

Пельцер ходил из больницы в больницу, от врача к врачу. Тщетно. Мучительные головные боли не прекращались. От них уже не спасали никакие таблетки. Но вот, ожидая приема у очередного медицинского светила, инженер разговорился с соседом по очереди. И тот сказал, что, скорее всего, не страшный сон вызывает боли, а какая-то скрытая болезнь провоцирует ночной кошмар: «Подсознание пытается подсказать вам что-то… Постарайтесь расшифровать это послание!»

«Эти слова запали мне в душу, – говорит А. Пельцер. – И когда ночью мне вновь явилась страшная женщина, я мысленно спросил: „Кто ты? Что тебе надо от меня?"

«Я богиня Мокошь! – прозвучал ответ. – Съешь паука!» И опять раскаты громоподобного голоса вышвырнули инженера из ночного кошмара…

«Я с трудом дождался следующей ночи, чтобы продолжить наметившийся диалог, – продолжает Пельцер. – Но вот ведь чудо! – страшный сон больше не повторялся. Теперь-то я понимаю, что „мавр сделал свое дело и ушел". Но тогда я был весьма огорчен таким поворотом событий. Потому что был уже заинтригован…»

Так в наследство от странного сна остались у инженера Пельцера непрекратившаяся мигрень и еще загадка имени «женщины из колодца». Дело в том, что, кого бы он ни спрашивал, никто не знал о такой богине – Мокошь…

Но у Пельцера оставалось еще одно ключевое слово из ночного кошмара – паук. И с упрямством, достойным уважения, инженер начал свое расследование.

Он узнал, что в представлении древних людей пауки были живым олицетворением богов, приносящих счастье, удачу и здоровье. Возможно, эти верования имели под собой вполне реалистичную основу. По крайней мере москвич А. Пельцер твердо убежден в этом…

«Я перерыл массу литературы о пауках, – рассказывал он, – и обнаружил любопытные факты, подтверждавшие, что я на верном пути… Оказалось, что во все времена маги и колдуны использовали пауков в качестве целебного средства.

Использовались пауки и в «официальной медицине». Приведу.один такой рецепт – из медицинского справочника, составленного неким Уотсоном для врачей еще в 1750 году: «Живого паука залепи осторожно хлебным мякишем, но так, чтобы не повредить его, и дай пациенту быстро проглотить. Это очень эффективное лекарство…» Всего же я нашел не менее дюжины схожих рецептов в средневековых манускриптах. Еще Плиний (79 год нашей эры) рекомендовал подвешивать на шею живого паука – в мешочке или скорлупке от ореха. Это якобы помогает от малярии и других хворей.

«Съешь паука!» – приказывала богиня, живущая на дне колодца. И в этом наш герой увидал определенный смысл…

Брезгливые могут дальше не читать. Доведенный головной болью до предела, инженер Пельцер готов был съесть не только живого паука, но принять цианистый калий, лишь бы избавиться от невыносимой мигрени. В один прекрасный день Александр Борисович изловил пару пауков и… То ли действительно помогли «живые пилюли», то ли это вера в необычное целебное средство оказала свое влияние на организм… Но в течение нескольких последующих дней приступы мигрени становились все более и более терпимыми, пока головная боль не прошла вовсе. А вместе с ней ушли и остальные болячки…

На этом можно было бы и закончить наш рассказ, если бы не богиня Мокошь!..

«Клянусь, я никогда ранее не слышал такого слова, – утверждает А. Пельцер. – Уж не знаю, из каких глубин моего подсознания выплыло это имя. Но вскоре после того, как я чудесным образом (а иначе и не скажешь!) излечился, я с удивлением узнал, что богиня Мокошь вовсе не плод моего больного воображения, а вполне реальный персонаж восточнославянской мифологии…»

Инженер признается, что это открытие во многом переменило его мировоззрение.

Слишком много странных совпадений. Мокошь, как удалось выяснить, – единственное женское божество а пантеоне древнерусских языческих богов. Ее каменное изваяние даже стояло на вершине холма в древнем Киеве. По данным этнографии, богиня Мокошь представлялась древним как женщина с большой головой (!) и длинными руками, прядущая кудель. Ей приносили жертвы, бросая в колодец (!) мотки пряжи…

Вспомним ночной кошмар Пельцера – в колодце, куда он падал во сне, всюду (как паутина) были растянуты крученые шерстяные нити.

Славянская богиня Мокошь сродни римским богиням паркам, древнегреческим мойрам или германским норнам…

Все эти древние персонажи «пряли нити судьбы». А римские парки даже изображались в виде паучих.

Интересные совпадения.

«Я так и не смог объяснить для себя всего случившегося, – говорит материалист Пельцер. – Но теперь я уверен, что древние мифы – это не просто сказки, а своеобразное описание мироздания, где вместо физических законов фигурируют боги, ответственные за то или иное природное явление. И, как я теперь понимаю, еще далеко не все эти боги переведены современными учеными на язык математических и физических формул…»
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии