Когнитивный диссонанс часть 97

Когнитивный диссонанс часть 97

Когнити;вный диссона;нс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. Понятие впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году. Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 году.

Ситуации, когда может возникнуть когнитивный диссонанс, включают:
курение, несмотря на осознание неблагоприятных последствий употребления табака для здоровья
нежелание говорить правду, несмотря на то, что человек считает себя честным
потребление в пищу мяса, хотя человек думает о себе как о любителе животных, которому не нравится мысль об убийстве животных. Некоторые исследователи называют это парадоксом мяса.

  Когнитивный диссонанс — это внутренний конфликт, который возникает у человека при столкновении противоречащих друг другу убеждений. Этим диссонанс вызывает чувство напряжения; человек испытывает неприятные эмоции: тревогу, злость, стыд, вину — и будет стремиться избавиться от дискомфорта разными способами. Понятие «когнитивный диссонанс» пришло к нам из социальной психологии.
Диссонанс - неблагозвучное, негармоничное, раздражающее, острое сочетание звуков или аккордов, вызывающее неприятные ощущения. Есть и другое понятие, с противоположным смыслом: консонанс, что означает приятное звучание. На протяжении всей истории музыки.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСПУТИНА

История России знает много таинственных личностей но, пожалуй, никто другой не вызывал такого огромного интереса, как Григорий Распутин. Одни говорят, что он был шарлатан и мошенник, пользовавшийся благорасположенностью царской семьи, другие — что он был выдающийся медиум, умевший предсказывать будущее, и целитель, способный излечить неизлечимые болезни. В любом случае Распутин заслуживает внимания хотя бы уже потому, что своей деятельностью создал мир, в котором мы с вами сегодня живем.
Время правления Николая II часто называют временем Распутина. Однако Распутин был лишь одним (хотя и самым популярным) из целого ряда медиумов, окружавших российский трон.

До Распутина «магическим фаворитом» двора был некий Низьер Вешаль из Лиона, больше известный как магистр Филипп.

По слухам, вера в чудодейственную силу магистра доходила до того, что он… возлежал на супружеской кровати рядом с царствующими сановниками, «дабы обеспечить правильность зарождения наследника». Не дожидаясь разоблачении, Филипп в звании генерала добровольно покинул Россию, и на освободившееся место накинулись с десяток новых колдунов. Прежде всего ученик Филиппа — Папюс, — венский профессор шенк и знахарь Бадмаев.

Был среди них и весьма экзотичный тип — блаженный Коляба Козельский. Он не произносил ни одного членораздельного слова, в свое время гдето «потерял» руки до локтей, но тем не менее очень ловко бегал на четвереньках и постоянно издавал какието звуки.

При нем состоял специальный толкователь этих «пророчеств», он в свое время и доставил юродивого во дворец прямо из толпы нищих. Почти четыре месяца Коляба Козельский издевался над всеми как хотел. Показательное зрелище: калека чтото долго жует, а потом кладет пережеванную пищу прямо в рот… царя и царицы. Однажды Александра Федоровна рухнула рядом с эпилептиком и тоже задергалась в припадке. После этого блаженного убрали с глаз долой, а на его место пришли: Матренабосоножка, «странник» Вася, Митька Колымский — один «чародей» сменял другого. Но «истинно святого» так и не нашли.

В 1895 году в Департамент полиции пришел донос от некоего мещанина, сообщавшего, что в районе Саровской обители, в тамбовских лесах, во второй половине XVIII века жил пророк, который предрек характер царствования Николая II. Дескать, сначала будут трудности, несчастья и беды народные, проигрышная война, поднимется великая смута, отец пойдет на сына, брат на брата, но все это только в начале царствования, а потом наступит мир и благоденствие, и «помазанники Божии» будут жить долго и счастливо… Этим пророком был некий Прохор Мошнин, сын купца, нареченный в монашестве Серафимом Саровским. Умер старец сразу же после событий 1825 года.

Николай был настолько поражен и обрадован пророчеством, что предложил оберпрокурору Синода тут же возвести Серафима Саровского в ранг святого. Через 8 лет две экспедиции в Саровскую пустынь дали результат — нашлись «святые мощи». Только сейчас стали известны все отвратительные подробности назначения «российского Христа» — хотя сам старец Серафим тут совершенно ни при чем.

Тайные агенты жандармского управления изображали калек, которых «излечило» прикосновение к «святым мощам». Беспрерывным чередом шло организованное народное ликование. Наконец, сам царь решил почтить своим присутствием святые места. Все было обставлено весьма шикарно. От Петербурга до Арзамаса через каждые 100 метров поставили по солдату, по деревням собрали баб со слезами умиления на лицах, на станциях непременные хлеб с солью и стопка водки, разговоры «за жизнь» с местными старшинами, наказы и целования. Гроб с костями преподобного царь взялся перенести сам. И как заключительный этап всего процесса — визит к местной знаменитости по имени Паша. Юродивая спокойно всех отматерила, потыкала в царя кривым пальцем, показала несколько срамных мест на теле, а затем простодушно облегчилась на глазах восторженной толпы.

Так что к явлению Распутина при дворе российского императора все было готово: нового пророка и чудотворца там ждали.

Итак, весной 1903 года в СанктПетербург прибыл крестьянин Григорий Ефимович Распутин. К тому времени он уже был широко известен в Сибири и в Казани. О нем рассказывали следующую легенду. Будто бы после смерти единственного ребенка Распутин, призванный видением Девы Марии, отправился паломником в Грецию, к горе Афон. Вернувшись, он снискал репутацию святого человека, но местный священник обвинил его в организации оргий. Приглашенный епископ провел следствие, но не нашел никаких нарушений. В ходе последующих странствий Распутин развил в себе силу целителя молитвами и преклонением колен у постелей больных.

Осенью 1903 года его приметил Иоанн Кронштадтский. Этому великому деятелю принадлежит странное предупреждение, обращенное к Распутину: «Смотри, чтобы твое имя не отразилось на твоем будущем…»

В 1905 году слава о Распутине дошла до ушей царицы. Ее сын Алексей страдал гемофилией, но к 1907 году был вылечен Распутиным. После этого у сибирского крестьянина практически не осталось конкурентов при дворе. Вся царская семья верила ему и молилась на него.

Царица еще с юности проявляла интерес ко всему таинственному, а Григорий ее просто заворожил. Он внушил ей, что обладает какимито Христовыми качествами, благодаря чему все предметы, которых он касается, несут благодать.

Надо сказать и о другом. По заключению профессора Бехтерева, Александра Федоровна страдала припадками в тяжелой форме. Они возникли, повидимому, еще в детстве на почве тяжелого душевного потрясения. Николай был в отчаянии, когда узнал об этом. Услуги врачей жене практически не помогали. Душевное равновесие после приступов достигалось лишь в присутствии Распутина. С болезнью царицы связана и ее крайняя религиозность, желание видеть при дворе как можно больше святых и странников. И когда во дворце появился Григорий, она назвала его «другом». Им он в действительности и был.

Помимо своих сверхъестественных талантов, Распутин мог утешить и успокоить царицу, которая не понимала нравов дворцовой жизни и вскоре оказалась в полной изоляции среди враждебного окружения родственников мужа. Ей нужен был скорее психоаналитик, способный разобраться в детективе ее детства, в импульсах, подавленных жестким воспитанием, травмой, нанесенной ранней смертью матери и разлукой с отцом.

Распутин, утвердившись при дворе, чувствовал себя здесь вольно. Вокруг влиятельного «друга», который еще недавно пришел в столицу в засаленном пиджаке, образовался свой круг лиц: жены высших сановников, банкиры и офицеры вошли в это необычное объединение, возглавляемое мужиком. Дамы видели в нем чуть ли не эротического мессию, способного на небывалые половые подвиги, другие посетители — особого персонажа, имевшего власть над монаршей четой, третьи хотели уяснить у него тайну гипнотического воздействия и, если возможно, обучиться этой непонятной им, но действенной силе.

«Если кто и хотел бы понимать все, что известно относительно покорения дам высшего общества грубым мужиком Распутиным с точки зрения гипнотизма, то он должен не забывать, что, кроме обыкновенного гипнотизма, есть еще „половой“ гипнотизм, каким, очевидно, обладал в высокой степени старец Распутин», — писал Бехтерев в «Петроградской газете» 21 марта 1917 года.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии