Когнитивный диссонанс часть 96

Когнитивный диссонанс часть 96

Когнити;вный диссона;нс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. Понятие впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году. Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 году.

Ситуации, когда может возникнуть когнитивный диссонанс, включают:
курение, несмотря на осознание неблагоприятных последствий употребления табака для здоровья
нежелание говорить правду, несмотря на то, что человек считает себя честным
потребление в пищу мяса, хотя человек думает о себе как о любителе животных, которому не нравится мысль об убийстве животных. Некоторые исследователи называют это парадоксом мяса.

  Когнитивный диссонанс — это внутренний конфликт, который возникает у человека при столкновении противоречащих друг другу убеждений. Этим диссонанс вызывает чувство напряжения; человек испытывает неприятные эмоции: тревогу, злость, стыд, вину — и будет стремиться избавиться от дискомфорта разными способами. Понятие «когнитивный диссонанс» пришло к нам из социальной психологии.
Диссонанс - неблагозвучное, негармоничное, раздражающее, острое сочетание звуков или аккордов, вызывающее неприятные ощущения. Есть и другое понятие, с противоположным смыслом: консонанс, что означает приятное звучание. На протяжении всей истории музыки.



Бедный Отци

В 1991 году в Альпах на леднике Симилаун на высоте 3210 метров был обнаружен труп человека, вмерзший в лед, причем, как выяснилось, останки пролежали там более пяти тысяч лет! Отци (Эци) -такое прозвище получил "найденыш" - умер примерно в 45 лет. Состояние здоровья бедняги было плачевным: зубы "съеденные", позвоночник и суставы повреждены, нос и ребра сломаны, один палец на ноге отморожен. Видимо Отци убежал в горы, спасаясь от кого-то, возможно, от враждебно настроенных людей племени. Тело беглеца пестрело татуировками, лицо покрывала щетина, а вот что касается одежды, то она оказалась удобной и практичной. На Отци была широкая набедренная повязка с поясом, рубаха, сшитая из тонких полос цветной кожи, шапка из медвежьего меха. А кожаную обувь изнутри устилала сухая трава. Поверх одежды на человеке была сплетенная из соломы накидка. Кроме того, у него имелся пояс с карманом из телячьей кожи, в котором находились разные мелочи. Жил Отци в эпоху энеолита, или медно-каменного века, но нет никаких оснований считать, что все то же самое люди не носили и ранее.


Первые "кожанки"

Скорее всего, именно охотники последнего ледникового периода первыми стали носить одежду. Она была нужна им для защиты от холода. Одежду делали из шкур, снятых с убитых животных. Шкуры обрабатывались женщинами с помощью специальных скребков из камня, костей и раковин. При этом остатки мяса и сухожилий соскребались с внутренней поверхности кожи, а потом с внешней удалялись волосы - самыми разными способами. Например, шкуры закрепляли на колышках и выскабливали. Затем их мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не сжимались при высыхании. Жесткую сухую кожу размягчали и шили из нее одежду.

Заготовки вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря этому было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой, используя сухожилия как нитки. Булавки и иголки изготовлялись из осколков кости и оленьего рога, затем они полировались - шлифовались о камень.

Выскобленные шкуры также шли на палатки, сумки и спальные принадлежности.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашеных камешков, зубов животных, ракушек. Подобный "прикид" уберегал от холода и дождя и позволял первобытным людям жить на далеком севере. Носили также меховую обувь, привязанную к ногам кожаными шнурками.

Защита от злых сил

С началом земледелия постепенно стали изготовлять ткань из шерсти, а затем для этого применяли уже и растительные волокна. Материал красили и декорировали природными красителями. Для их получения люди каменного века использовали соцветия, стебли, кору и листья растений. Цветки дрока красильного и купавки красильной давали целый спектр цветов - от ярко-желтого до коричневато-зеленого. Индиго и вайда позволяли получить синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха - красновато-коричневый. Растения также использовались для выделки шкур. Кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело - как для защиты от холода, так и из чувства целомудрия и стыда. Однако до сих пор известны племена, которые обходились и обходятся без одежды даже в суровых климатических условиях. Значит, одежда древних была, вероятно, не только прикрытием, но и символом защиты от угрозы извне, как реальной, так и (может быть, даже в большей степени) ирреальной. Даже амулет считался в свое время "одеждой", так как он был преградой для агрессии окружающего мира против голого, ранимого человеческого тела.
Источник: "Интересная газета. Мир непознанного" №17 2011 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии