Эссе Шесть качеств, необходимых ребёнку

ШЕСТЬ КАЧЕСТВ, НЕОБХОДИМЫХ РЕБЁНКУ.

Каким вы хотите видеть своего ребёнка, когда он вырастет?

Сдержанным

Скромным

Стрессоустойчивым

Ответственным

Зрелым

Честным

Развить в себе эти качества ребёнку не под силу. Ему нужна ваша помощь. И мы сейчас обсудим, как воспитать в ребёнке шесть ценных качеств и подготовить его к взрослой жизни.

САМООБЛАДАНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ САМООБЛАДАНИЕ?

Сдержанный человек способен владеть собой и умеет:

откладывать удовольствия на потом,

сдерживать эмоции,

выполнять нелюбимую работу,

ставить интересы других выше собственных.

ПОЧЕМУ САМООБЛАДАНИЕ ТАК ВАЖНО?

Дети, которые научатся самообладанию, смогут отказаться от чего-то для них привлекательного, но на самом деле плохого. Нехватка же самообладания может привести к тому, что они будут:

вести себя агрессивно,

страдать депрессией,

курить, употреблять спиртное или принимать наркотики,

есть вредную пищу.

Одно исследование показало, что те, кто в детстве проявляли большее самообладание, впоследствии меньше болели, реже испытывали финансовые трудности и нарушали закон. На основании этого исследования профессор Пенсильванского университета Анжела Дакворт делает такой вывод: «Самообладания много не бывает».

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА САМООБЛАДАНИЮ.

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ» И БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Пусть ваше слово „да“ означает „да“ и ваше „нет“ — „нет“» (Матфея 5:37).
Бывает, дети проверяют родителей на прочность и устраивают истерики, иногда даже в присутствии других людей. Если родители идут на поводу у ребёнка, тот понимает, что истерика — лучший способ превратить родительское «нет» в «да».
Если же родители говорят «нет» и твёрдо держатся своего решения, ребёнок усваивает важную истину: мы не всегда получаем то, что хотим.

«Как ни странно, люди, которые усвоили этот урок, кажутся более счастливыми,— пишет в своей книге психолог Дэвид Уолш.— Мы оказываем детям медвежью услугу, когда внушаем им, что мир вертится вокруг них и что любой их каприз будет исполнен».
 
Если сейчас вы говорите своему ребёнку «нет», позже он сам сможет сказать себе «нет», например не станет принимать наркотики, не начнёт половую жизнь до брака и не станет участвовать в чём-то, что может причинить вред ему или другим.

ПОМОГАЙТЕ ДЕТЯМ ДУМАТЬ О ПОСЛЕДСТВИЯХ — КАК ХОРОШИХ, ТАК И ПЛОХИХ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Что посеет человек, то и пожнёт» (Галатам 6:7).
Ребёнок должен понимать, что у любых действий есть последствия. Так, недостаток самообладания не приводит ни к чему хорошему. Например, если ваш сын часто выходит из себя, когда расстроен, люди, скорее всего, будут его сторониться. Если же он учится сдерживать свои эмоции в напряжённых ситуациях или терпеливо и не перебивая выслушивать других людей, им будет приятно с ним общаться. Объясните ребёнку, что самообладание поможет ему стать счастливее.

УЧИТЕ РЕБЁНКА ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРИОРИТЕТЫ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «...[Удостоверяйтесь] в том, что более важно» (Филиппийцам 1:10).
Проявлять самообладание значит не просто воздерживаться от плохих поступков, но и делать то, что необходимо, даже если это не приносит особого удовольствия. Важно приучать ребёнка к тому, чтобы он определял приоритеты и в первую очередь брался за важные дела. Например, прежде чем играть, он должен сделать уроки.

ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Я подал вам пример, чтобы вы поступали так же, как я поступил с вами» (Иоанна 13:15).
Для ребёнка не останется незамеченным то, как вы ведёте себя в стрессовых ситуациях. Покажите ему, что проявить самообладание — это лучше, чем потерять контроль над своими эмоциями. Допустим, когда ребёнок испытывает ваше терпение, как вы реагируете: злитесь или остаётесь невозмутимым?

ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕЙЧАС.

Если сейчас вы говорите своему ребенку «нет», позже он сам сможет сказать себе «нет», например не станет принимать наркотики, не начнёт половую жизнь до брака и не станет участвовать в чём-то, что может причинить вред ему или другим.

УЧИТЕ СВОИМ ПРИМЕРОМ.

Видит ли мой ребёнок, что я сохраняю спокойствие в стрессовых ситуациях?

Объясняю ли я ребенку, почему стараюсь подходить к решению проблем без лишних эмоций?

Как бы меня описал мой ребёнок: как импульсивного, вспыльчивого человека или как того, кто сохраняет самообладание и выдержку?

ИЗ ОПЫТА РОДИТЕЛЕЙ.

«Мы не считали, что у нашей дочери нет права огорчаться или злиться, но не разрешали ей выражать свои чувства так, чтобы это докучало другим. Если эмоции захлестывали её, мы уводили её в другую комнату, чтобы она могла успокоиться»

«Мы с женой взяли за правило хвалить наших детей за хорошее поведение. Мы говорили, что гордимся ими, когда они сдерживали свои эмоции в напряжённой ситуации и не раздражались».

СКРОМНОСТЬ.

ЧТО ТАКОЕ СКРОМНОСТЬ?

Скромный человек с уважением относится к другим. Он не ведёт себя высокомерно и не ожидает к себе особого отношения. Скромные люди искренне интересуются другими и готовы учиться.
Некоторые считают скромных людей слабыми. Но в действительности скромность — это внутренняя сила, которая помогает признавать свои ошибки и понимать пределы своих возможностей.

ПОЧЕМУ СКРОМНОСТЬ ТАК ВАЖНА?

Скромность укрепляет отношения. «Скромным людям обычно легче подружиться с другими»,— говорится в книге «Эпидемия нарциссизма». В ней также написано, что таким людям «проще найти общий язык с окружающими» (The Narcissism Epidemic).

Скромность — вклад в будущее ребёнка. Скромность поможет ребенку как сейчас, так и во взрослой жизни, например в поиске работы. «Парень или девушка с завышенной самооценкой, которые не осознаю;т своих недостатков, вряд ли пройдут собеседование при приёме на работу,— пишет психолог Леонард Сакс.— Но тот, кто внимателен к словам потенциального работодателя, с большей вероятностью получит работу».

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СКРОМНОСТИ.

РАЗВИВАЙТЕ В РЕБЁНКЕ АДЕКВАТНУЮ САМООЦЕНКУ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Если кто-то думает, будто он что-то из себя представляет, тогда как он ничто, то он обманывает самого себя» (Галатам 6:3).

Не давайте ложных ориентиров. Такие фразы, как «Все твои мечты сбудутся» и «Ты всего добьёшься», звучат многообещающе, но на поверку оказываются лишь красивыми словами. Ваш ребёнок скорее добьётся успеха, если будет ставить перед собой разумные цели и стремиться к их достижению.

Хвалите за конкретные дела. Если просто говорить ребёнку, что он молодец, это не поможет ему стать скромным. Будьте конкретны.

Ограничьте время, которое ребёнок проводит в социальных сетях. Часто социальные сети дают возможность для саморекламы — расхваливания своих талантов и достижений. А это — полная противоположность скромности.

Приучайте ребёнка сразу извиняться. Когда ребёнок в чём-то ошибается, помогите ему это понять и признать.
 
УЧИТЕ БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Будьте благодарными» (Колоссянам 3:15).

Благодарность за природу. Детям нужно знать, что важно ценить окружающую нас природу, а также понимать, как сильно мы от неё зависим. Человеку не обойтись без воздуха, воды и пищи. Объясняйте это ребёнку и так развивайте в нём чувство благодарности. Учите его видеть красоту окружающего мира и восхищаться ей.

Благодарность за людей. Напоминайте ребёнку, что каждый человек в чём-то его превосходит. Поэтому, вместо того чтобы завидовать, лучше учиться у других и перенимать их опыт.

Слова благодарности. Учите ребёнка выражать свою благодарность искренне, а не произносить дежурные фразы. Благодарный настрой называют неотъемлемой частью скромности.

УЧИТЕ РЕБЁНКА ПОМОГАТЬ ДРУГИМ И ЦЕНИТЬ ЭТУ ВОЗМОЖНОСТЬ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Будьте скромны и считайте других выше себя. Руководствуйтесь не только своими интересами, но и интересами других» (Филиппийцам 2:3, 4, Новый русский перевод).

Поручайте ребёнку работу по дому. Освобождая ребёнка от домашних обязанностей, вы, по сути, говорите ему: «Эта работа не для тебя. У тебя есть занятия поважнее!» Но именно дела по дому, а не развлечения должны стоять на первом месте. Объясняйте ребёнку, что, выполняя домашние обязанности, он проявляет заботу о родных и за это они будут ему очень благодарны.

Развивайте в ребёнке желание помогать другим. Человек не может стать зрелой личностью, если не заботится о других. Поэтому учите ребёнка замечать, кому нужна помощь. Обсуждайте, что он мог бы сделать для этих людей. Хвалите ребёнка и поддерживайте его в стремлении помогать другим.

ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕЙЧАС.

Ребёнку, который берётся за любую работу по дому, в будущем будет легче сотрудничать с другими.

УЧИТЕ СВОИМ ПРИМЕРОМ.

Видит ли мой ребенок, что порой мне не обойтись без помощи других?

Как я отзываюсь о других: с уважением и добротой или с пренебрежением?

Видит ли мой ребенок, что мне нравится помогать другим?

ИЗ ОПЫТА РОДИТЕЛЕЙ.

«Дочь рассказала нам о своей однокласснице, которая всем грубит и никому не нравится. Я предложила ей подумать, а всё ли у той девочки хорошо дома. Ведь не у всех в семье всё гладко. Так дочка поняла, что она ничем не превосходит других детей. Просто у нас дома обстановка более благоприятная».

«Мы прививаем дочерям мысль, что учёба должна приносить удовольствие, что нужно учиться добросовестно и не нужно сравнивать себя с другими. И они знают, что мы их тоже ни с кем не сравниваем».

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ.

ЧТО ТАКОЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ?

Человек, устойчивый к стрессу, способен быстро восстанавливаться после пережитых трудностей и разочарований. Такое умение приходит с опытом. Точно так же как без падений ребёнок не может научиться ходить, не может он и достичь успеха в жизни, не испытав горечи поражений.

ПОЧЕМУ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ТАК ВАЖНА?

Неудачи, критика или несчастья могут сильно обескураживать ребёнка. Некоторые даже опускают руки и сдаются. Но всем детям нужно усвоить такие истины:

Как бы человек ни старался, иногда неудачи неизбежны (Иакова 3:2).

От несчастий никто не застрахован (Экклезиаст 9:11).

Без исправления ничему не научишься (Притчи 9:9).

Стрессоустойчивость поможет ребёнку не бояться жизненных трудностей.

КАК РАЗВИТЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

КОГДА РЕБЁНОК ТЕРПИТ НЕУДАЧУ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Праведный может упасть и семь раз, но всё равно встанет» (Притчи 24:16).
Учите ребёнка правильно оценивать серьёзность проблемы. Например, как он отреагирует, если не справится с контрольной в школе? Он может расстроиться и сказать: «Я ничего не умею!» Чтобы ребёнок вырабатывал стрессоустойчивость, помогите ему анализировать ошибки и делать выводы. Так в трудной ситуации он станет хозяином положения, а не жертвой. В то же время не стоит решать проблему за ребёнка. Помогите ему составить план действий. Например, если речь идёт о контрольной работе, спросите: «Что ты мог бы сделать, чтобы лучше понимать этот предмет?»

КОГДА ПРИХОДИТ НЕСЧАСТЬЕ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Вы не знаете, что будет с вами завтра» (Иакова 4:14).
Жизнь непредсказуема. Тот, кто сегодня богат, завтра может разориться; здоровый человек может серьёзно заболеть. В Библии говорится: «Не быстрые успешны в беге и не сильные — в битве... но для всех время и случай» (Экклезиаст 9:11).
 
Конечно, вы делаете всё, что в ваших силах, чтобы защитить своего сына или дочь от опасностей. Однако реальность такова, что невозможно оградить ребёнка от всех невзгод. Понятно, что в силу возраста ребенок не может потерять работу или столкнуться с финансовыми проблемами. Но вы можете помочь ему пережить, к примеру, ссору с другом или смерть близкого человека.

КОГДА РЕБЁНКА СПРАВЕДЛИВО КРИТИКУЮТ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Слушай совет... чтобы в будущем ты стал мудрым» (Притчи 19:20).
Обоснованная критика — это не издевательства или оскорбления; её цель — помочь ребёнку исправить что-то в поведении или характере. Научив ребёнка принимать критику, вы избавите и себя, и его от лишних переживаний. «Если не заставлять детей исправлять ошибки, они никогда ничему не научатся,— говорит родитель, отец троих детей.— Они вечно будут попадать в неприятности, а вы вечно будете вызволять их из беды. Это сделает несчастными и вас, и ваших детей».

Как помочь ребёнку правильно относиться к справедливой критике? Когда он говорит, что его критикуют — в школе или где-то ещё,— удержитесь от желания сказать, что это несправедливо. Лучше спросите его:

"Как ты думаешь, почему тебе сделали замечание?"

«Что ты мог бы исправить в своём поведении?»

«Как ты поступишь в следующий раз, когда тебе сделают замечание?»

Помните, что конструктивная критика идёт вашему ребёнку на пользу сейчас, а также поможет ему в будущем.

ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕЙЧАС.

Ребёнок, который умеет быстро восстанавливаться после разочарований и ошибок, скорее всего, будет проявлять упорство при обучении чему-то новому и в будущем станет хорошим специалистом

УЧИТЕ СВОИМ ПРИМЕРОМ.

Признаю ли я свои ошибки или обвиняю во всём других?

Рассказываю ли я о своих неудачах и о том, какие уроки для себя извлёк?

Высмеиваю ли я других за ошибки?

ИЗ ОПЫТА РОДИТЕЛЕЙ.

«Мы не ограждали детей от всех проблем, ошибок и неудач. В моём детстве всё это было, но преодоление трудностей помогло мне измениться к лучшему. Я думаю, что наши дети выросли спокойными и зрелыми людьми потому, что мы с ними особо не нянчились».

«Если мы с женой были несправедливы с детьми, мы всегда перед ними извинялись. На мой взгляд, родителям нужно рассказывать детям о своих собственных ошибках и промахах, чтобы те знали, что ошибаются все и это нормально».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ?

Ответственный человек — это тот, на которого можно положиться. Он добросовестно выполняет задания и всё делает вовремя.

Маленькие дети умеют немногое, но даже они могут учиться быть ответственными. «Малыши уже в пятнадцать месяцев демонстрируют способность к совместной деятельности, а с полутора лет вовсю стремятся принимать участие в делах родителей,— говорится в книге «Родители без границ».— Во многих странах детей приобщают к домашней работе с пяти-семи лет, и те неплохо справляются».

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ?

Термин «поколение бумеранга» относится к юношам и девушкам, которые покинули родительский дом, чтобы начать самостоятельную жизнь, но, столкнувшись с трудностями, были вынуждены вернуться домой. В некоторых случаях это происходит потому, что молодых людей никогда не учили правильно распоряжаться деньгами, поддерживать порядок в доме и справляться с повседневными обязанностями.
Поэтому лучше всего уже сейчас помогать ребенку становиться ответственным, ведь без этого качества ему не обойтись во взрослой жизни. «...[Неужели вы] хотите держать его в зависимости вплоть до совершеннолетия, а потом вышвырнуть в реальный мир?» — спрашивает у родителей автор книги «Отпустите их. Как подготовить детей к взрослой жизни».

КАК ПРИУЧАТЬ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

ПОРУЧАЙТЕ ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «От всякого труда есть польза» (Притчи 14:23).
Маленькие дети любят делать что-то вместе с родителями. Используйте эту природную склонность и поручайте им обязанности по дому. Некоторые родители делают это неохотно. Они считают, что у детей и так много школьных заданий, поэтому их не стоит перегружать.

Однако дети, которые делают что-то по дому, как правило, лучше учатся в школе, ведь они привыкли браться за порученные им дела и выполнять их. Кроме того, как отмечается в книге «Родители без границ», если мы оставляем без внимания желание наших детей участвовать в домашних делах, «своими действиями мы словно убеждаем малышей, что нам их помощь не нужна... И в конце концов они начинают воспринимать как должное, что мы всё делаем за них».
 
В этой книге также говорится, что привычка выполнять домашние обязанности прививает ребёнку мысль, что давать — лучше, чем брать, и приучает его не быть потребителем. Так ребёнок чувствует себя в семье нужным и учится быть ответственным.

УЧИТЕ РЕБЁНКА НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ОШИБКИ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Слушай совет и принимай наставление, чтобы в будущем ты стал мудрым» (Притчи 19:20).
Если ваш ребёнок совершает ошибку, например случайно портит чью-то вещь, не поддавайтесь желанию это скрыть. Ребёнок в состоянии нести ответственность — в данном случае извиниться или даже возместить ущерб за испорченную вещь.
Признавая свои ошибки, ребенок учится:

быть честным,

не перекладывать вину на других,

не оправдываться,

извиняться.

ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕЙЧАС.

Дети, приученные к ответственности, будут лучше справляться с различными ситуациями во взрослой жизни.

УЧИТЕ СВОИМ ПРИМЕРОМ.

Какой я:
 
Трудолюбивый, собранный, пунктуальный?

Видит ли мой ребенок, что для меня привычно заниматься делами по дому?

Признаю ли я свои ошибки и извиняюсь ли за них?

ИЗ ОПЫТА РОДИТЕЛЕЙ.

«Дети помогали мне, даже когда были маленькими. Вместе со мной они готовили обед, складывали бельё, вытирали пыль. Они стали воспринимать домашние дела как весёлую игру. Им нравилось просто быть рядом со мной и делать то же, что и я. Вот так они и научились быть ответственными».

«Однажды мой сын повёл себя грубо с нашей знакомой, и я велела ему позвонить ей и извиниться. После ему ещё не раз приходилось извиняться перед другими за свои резкие слова, но зато теперь ему не трудно попросить прощения, когда он неправ».

ПОЛЬЗА ОШИБОК.

«Дети ошибаются, и, когда это происходит, родителям важно помнить, что на ошибках дети учатся чему-то ценному,— приводит слова преподавателя Джессики Лахи журнал «Атлантик».— Каждый год моими лучшими учениками (то есть самыми счастливыми и успешными) становятся те, кого родители не ограждали от последствий их ошибок. Эти ученики брали ответственность за свои промахи и старались достойно выходить из непростых ситуаций» (The Atlantic).

ЗРЕЛОСТЬ.

КАК ВЗРОСЛЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ?

Чтобы стать зрелыми людьми, детям не обойтись без помощи и совета взрослых. Лучше всего с этим справятся родители, и, по сути, это их прямая обязанность. Однако другие взрослые также могут участвовать в воспитании вашего ребенка.

ПОЧЕМУ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫХ ТАК ВАЖНА?

Во многих странах молодые люди почти не общаются со взрослыми. Обратите внимание на такие факты:

Большую часть дня дети проводят в школе, где их сверстников гораздо больше, чем учителей и других взрослых.

Вернувшись домой после школы, некоторые дети предоставлены сами себе, так как их родители в это время на работе.

Согласно одному исследованию, в Соединённых Штатах дети в возрасте от 8 до 12 лет проводят в среднем около 6 часов в день за просмотром телевизора, прослушиванием музыки и игрой в видеоигры.

В книге «Не упускайте своих детей» говорится: «Молодые люди обращаются за знаниями, примером и советом не к матерям, отцам, учителям и другим ответственным за них взрослым, а... к своим ровесникам».

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАНОВИТЬСЯ ЗРЕЛЫМ.

ПРОВОДИТЕ ВРЕМЯ С РЕБЁНКОМ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Наставь ребёнка на верный путь, он и в старости не собьётся с него» (Притчи 22:6, Смысловой перевод).
Детям свойственно спрашивать обо всём родителей. По словам специалистов, даже когда дети становятся подростками, они склонны прислушиваться больше к мнению родителей, чем своих сверстников. «Родители продолжают оказывать сильное влияние на взгляды и поведение своего ребёнка в его подростковые годы, а также в пору юношества»,— пишет профессор психологии Лоуренс Стейнберг в книге «Вы и ваш подросток». Он добавляет: «Подростку небезразлично ваше мнение, ему интересно узнать, что вы скажете, хотя он не всегда признается в этом и не во всём с вами согласится» (You and Your Adolescent).

Учитывайте естественную склонность детей советоваться с родителями. Почаще общайтесь со своим ребёнком, рассказывайте ему о своих взглядах и ценностях, делитесь жизненным опытом.
 
НАЙДИТЕ РЕБЁНКУ ЗРЕЛОГО ДРУГА.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Кто общается с мудрыми, сам станет мудр» (Притчи 13:20, Новый русский перевод).
Есть ли у вас на примете взрослый, который мог бы стать для вашего ребёнка-подростка хорошим примером и в обществе которого ребёнок будет чувствовать себя в безопасности? Почему бы не попросить этого человека чаще общаться с вашим сыном или дочерью? Конечно, не следует перекладывать свои родительские обязанности на других. Но внимание со стороны достойного доверия взрослого человека может стать хорошим дополнением к тому воспитанию, которое ребёнку даёте вы. В Библии говорится, что на Тимофея — хотя он был уже взрослым — очень сильно повлияла дружба с апостолом Павлом, а Павел, в свою очередь, многому научился у Тимофея (Филиппийцам 2:20, 22).

Нередко в современных семьях дедушки и бабушки, дяди и тёти и другие родственники живут отдельно от остальных членов семьи, иногда даже в других городах или странах. Если в вашей семье похожая ситуация, постарайтесь, чтобы рядом с вашим ребёнком были другие взрослые, у которых он мог бы чему-то научиться.

ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕЙЧАС.

Если ребёнок просит совета и помощи у взрослых, скорее всего, он вырастет зрелым и рассудительным.

УЧИТЕ СВОИМ ПРИМЕРОМ.

Подаю ли я хороший пример своему ребёнку?

Видит ли мой ребёнок, что я тоже ищу совета у тех, кто опытнее меня?

Чувствует ли мой ребёнок, что он важен для меня?
 
Провожу ли я с ним достаточно времени?

ИЗ ОПЫТА РОДИТЕЛЕЙ.

«Бывает, когда я чем-то очень занят, дочь просит меня поговорить с ней. Она знает, что для меня она важнее любых дел, даже если я прошу её подождать несколько минут, пока не смогу уделить ей всё своё внимание. Мы с женой стараемся во всём подавать ей хороший пример, чтобы она видела, что мы сами живём по принципам, которые ей прививаем».

«Когда родилась наша дочь, мы с мужем решили, что я не буду работать, а займусь её воспитанием. И я ничуть не жалею об этом решении. Для родителей очень важно быть неотъемлемой частью жизни ребёнка, чтобы воспитывать его и направлять. И что более важно, когда родители рядом, ребёнок чувствует, что его любят».

ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ.

«Мои дети выросли в окружении людей самых разных возрастов и интересов, и это очень расширило их кругозор. Например, их очень впечатлил рассказ моей бабушки о её детстве. В местности, где жила её семья, они были первыми, у кого появилось электричество. Соседи со всей округи приходили к ним в дом, чтобы просто постоять на кухне и посмотреть, как включается и выключается свет. Этот рассказ помог моим детям понять, насколько сильно с тех пор изменилась жизнь. Лучше узнав прабабушку, они прониклись уважением к ней и другим пожилым людям. Когда дети проводят больше времени со взрослыми, а меньше со своими сверстниками, они начинают смотреть на вещи шире».

НРАВСТВЕННОСТЬ.

ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ?

Нравственный человек ясно понимает, что правильно, а что нет. Он не идёт на поводу у сиюминутных желаний, а живёт по определённым принципам, которых придерживается, даже когда его никто не видит.

ПОЧЕМУ НРАВСТВЕННОСТЬ ТАК ВАЖНА?

Сегодня на детей обрушивается шквал информации, которая дезориентирует их в вопросах нравственности. Это происходит, когда они общаются с другими школьниками, слушают музыку, смотрят фильмы и телепередачи. Из-за такого давления у ребёнка могут возникнуть сомнения в правильности его взглядов на мораль.
Особенно тяжело приходится подросткам. К этому возрасту, как сказано в одной книге, ребёнку «нужно понять, что сверстники и СМИ будут активно навязывать ему определённые взгляды и ценности, чтобы он стал „своим“. Поэтому ему нужно научиться принимать решения, основываясь на собственных принципах, даже если эти решения никто из его друзей не поддержит» (Beyond the Big Talk). Безусловно, прививать ребёнку нравственные ценности нужно до того, как он станет подростком.

КАК ПРИВИВАТЬ НРАВСТВЕННОСТЬ.

УСТАНОВИТЕ ЧЁТКИЕ МОРАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «...[Зрелые люди] научили своё восприятие отличать хорошее от плохого» (Евреям 5:14).

Составьте словарь моральных ценностей. На примере повседневных ситуаций подчёркивайте различия: «Это честно, а это нечестно», «Это верность, а это предательство», «Это доброта, а это злость». Со временем ребёнок научится отличать хорошее от плохого и поступать, ориентируясь на своё понимание.
Объясняйте, на чём основаны ваши принципы. Например, можно спросить ребёнка: «Почему хорошо всегда быть честным? Как ложь может разрушить дружбу? Почему нельзя воровать?» Рассуждайте с ребёнком, чтобы он воспитывал свою совесть и мыслил логически.

Подчёркивайте, почему важно следовать нравственным принципам. К примеру, можно сказать: «Честным людям доверяют» или «К добрым людям тянутся».

УСТАНОВИТЕ В СЕМЬЕ ЕДИНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Испытывайте самих себя» (2 Коринфянам 13:5).
Этих принципов поведения должна придерживаться вся ваша семья. Тогда вы с полным правом сможете сказать:

«В нашей семье никто не лжёт».

«Мы не бьём других и не кричим на них».

«У нас не разрешается использовать бранные и непристойные слова».

Ваш ребёнок поймёт, что нравственные ценности — это не просто свод правил, но отличительная черта вашей семьи.
Обсуждайте с ребёнком принципы, по которым живёт ваша семья. Учите его на примерах из повседневной жизни. Можно сравнивать ваши принципы с теми, которые пропагандируются в СМИ или популярны в школе. Спрашивайте ребенка: «Как бы ты поступил? А как принято в нашей семье?»

УКРЕПЛЯЙТЕ ЖЕЛАНИЕ РЕБЁНКА ПОСТУПАТЬ ПРАВИЛЬНО.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИНЦИП: «Имейте чистую совесть» (1 Петра 3:16).

Хвалите за хорошее поведение. Если ваш ребёнок поступает правильно, хвалите его и объясняйте, почему он заслуживает похвалы. Например, можно сказать: «Ты поступил честно. Я тобой горжусь». Если ваш ребенок признаётся, что сделал что-то плохое, сначала искренне похвалите его за честность, а потом исправьте.

Исправляйте ребёнка. Пусть ребёнок понимает, что он несёт ответственность за свои действия. Дети должны знать, что именно они сделали неправильно и как это противоречит нормам, принятым в их семье. Некоторые родители боятся, что ребёнок будет испытывать чувство вины из-за своей ошибки. Но, объясняя ребёнку, в чём он был неправ, родители помогут ему воспитывать совесть и отличать хорошее от плохого.

ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕЙЧАС.

Если ребёнок видит, что его родители всегда поступают честно, он, скорее всего, устоит перед искушением поступить нечестно, даже когда его никто не видит.

УЧИТЕ СВОИМ ПРИМЕРОМ.

Видит ли ребёнок, что мои слова и дела не расходятся с моральными нормами, принятыми в нашей семье?

Придерживаюсь ли я со своим спутником жизни одних и тех же принципов?

Нарушаю ли я нравственные нормы и оправдываю ли себя, говоря или думая: «Взрослым так можно»?

ИЗ ОПЫТА РОДИТЕЛЕЙ.

«Вместе с детьми мы сравнивали жизнь тех, кто придерживается высоких нравственных норм, и тех, кто эти нормы игнорирует. Таким образом мы показывали им, почему стоит придерживаться нравственных принципов. Когда наши дети рассказывали нам о плохом поступке кого-то из сверстников, мы вместе обсуждали этот случай, чтобы они сами не сделали такой же ошибки».

«Когда наша дочь была ещё маленькой, мы говорили ей, что всегда есть два варианта, как поступить,— один хороший, а другой плохой. И мы объясняли, какими будут последствия в обоих случаях. Так она училась принимать решения. Ей нужно было усвоить этот урок, ведь жизнь — это сплошной выбор, неважно, сколько тебе лет».


Рецензии
Очень интересный сборник Информации
про"ШЕСТЬ КАЧЕСТВ, НЕОБХОДИМЫХ РЕБЁНКУ."
Спасибо!
С уважением,

Антонина Тишова   06.05.2022 03:19     Заявить о нарушении
Сердечное вам спасибо, Антонина, за ваш искренний отзыв!

Михаил Моисеев   06.05.2022 07:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.