Визуальная мысль

   Мысль человеческая в коконе людских представлений. Не выбраться, ей, бедной, не подойти к границам образа.
   В своей живописи, я, по меркам земной жизни, давно вышел за пределы этих ограничений. Но смыслов "бодаться" с коллегами я не вижу, просто, у меня, другая профессия - живопись. Живописец работает в системе образа, он, не художник, работающий в системе представлений, он не загоняет свою мысль в коробку сцены. 

   Были ли попытки художников выйти за границы этой камеры?

   Да, были, но мысль как то соскальзывала с поверности плоскости и снова уходила в бездны чувствований, прикрываясь крашенными стаффажами.
   Шесть столетий этого однообразия после великого русского 14 века.

   К чему я веду?

   Тут, по полочкам. Как примеры этих попыток...

   Импрессионисты обратили свой взгляд на натуру - на свет и цвет, понимая, что художники красили шпалеры в своих мастерских - замкнутых пространств, имитируя туже натуру.
   Но они не поняли простую вещь - плоскость старых мастеров работала в черно-белой системе и не только цвет придется менять, а всю конструкцию плоскости.
   Работая в системе представлений, художники, сделав круг, снова вернулись к прежним чёрно-белым схемам, превратив тот же цвет в световую кислоту. Старые же мастера  использовали гармонии краски.
   На цвет толком художники так и не вышли, они нарушили старые гармонии краски. Свет разрушил цвет. Спектр заменил сам цвет.
  Черно-коричневые работы были заменены на фиолетово-розовые - но суть осталась одна и таже, сменился лишь окрас.
  Сама мысль о важности цвета была верна, но силенок не хватило понять смыслы цвета.

  После этой катастрофы в умах, художники ухватились, как за последнюю соломку, за форму, стали ломать её - кубизм, абстракционизм - следствие этой ломки сознания.
   И опять, изначально, мысль мастеров была в верном направлении - уйти от театральности, от литературы в живописи и являть ее формой, а не говорящими знаками.
   К сожалению, мысль плавно соскользнула в старое русло, так как плоскость оставалась одна и таже. С  точки зрения живописи, между абстракционизмом и ренессансом разницы никакой нет.
   Но, опять же, мысль была в верном направлении - обратить свое внимание не на чувствование, отделенное от мышления человека, а на само мышление человека.
   Об этом, ранее, я писал в прозе.
   Но я не написал о третьей попытке, о попытке  выйти за пределы этих старых ограничений работы мозга.
   Третья попытка происходит сейчас, на наших глазах, это "клиповое мышление" - обращение к картинке, уход от словесного изложения мысли.
   Примитивно, убого... Да, как то, жалостливо, по детски.
   Посмотрим, что и как будет.
   Я свое дело в живописи сделал. Подожду.

   Боже мой, как убога и нетантлива эта двоичная цивилизация.
   
   
   

   


Рецензии