Когнитивный диссонанс часть 46

Когнитивный диссонанс часть 46

Когнити;вный диссона;нс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. Понятие впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году. Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 году.

Ситуации, когда может возникнуть когнитивный диссонанс, включают:
курение, несмотря на осознание неблагоприятных последствий употребления табака для здоровья
нежелание говорить правду, несмотря на то, что человек считает себя честным
потребление в пищу мяса, хотя человек думает о себе как о любителе животных, которому не нравится мысль об убийстве животных. Некоторые исследователи называют это парадоксом мяса.

  Когнитивный диссонанс — это внутренний конфликт, который возникает у человека при столкновении противоречащих друг другу убеждений. Этим диссонанс вызывает чувство напряжения; человек испытывает неприятные эмоции: тревогу, злость, стыд, вину — и будет стремиться избавиться от дискомфорта разными способами. Понятие «когнитивный диссонанс» пришло к нам из социальной психологии.
Диссонанс - неблагозвучное, негармоничное, раздражающее, острое сочетание звуков или аккордов, вызывающее неприятные ощущения. Есть и другое понятие, с противоположным смыслом: консонанс, что означает приятное звучание. На протяжении всей истории музы

Город пышный, город бедный...»
1913 год. Петербург. Последний благополучный год... Царское семейство и вся империя готовятся к празднованию 300-летия дома Романовых. Страна подводит итоги. И — смотрит вперед. А куда же еще прикажете смотреть? Делаются прогнозы на 5, 10, 15 лет, статистики дают цифры: сколько надо нефти, кому, в каком количестве выгодно продать зерно, сталь, пушнину, семгу, икру, золото. И что закупить.
Заводы работают на всю катушку. Рубль стоит крепко. Повсюду мелькают молодые лица, новые мундиры медиков, землемеров, путейских и горных инженеров.
Европа к России лояльна. Границы — уважаемы и прозрачны, армия и флот — после позора 1905 года — обеспечены фуражом, кальсонами и минами аж на полвека.
А с другой стороны — демократия. Либеральная Дума, вполне толковое правительство, терпимая властями и Департаментом полиции разнопартийность, театр и пресса — почти свободны, журналов, газет и издательств — тьма-тьмущая, суды — почти справедливы, благотворительность, меценатство, просветительство — все это становится нормой. Церковь принципиально отделена от государства и живет-поживает своей грешной жизнью, алкая истины на небесах. Чего же еще желать?

Конечно, этот «сахар» — не для всех. Не всем «живется весело, вольготно на Руси». В низах по-прежнему — дикое пьянство, разбой, темнота, убийственная нетерпимость к иноверцам.
Но все-таки жить, учиться и выучиться всякому желающему еще можно; и даже средний российский человек имеет надежду кое-что скопить. И на свадьбу, и на лето на водах, и на черный день, и на похороны. Однако человеку всегда хочется жизни еще более достойной.
«Я ЗНАЮ ВСЕ»
Как известно, на протяжении XVIII века в Петербург с разных концов Европы потянулись тысячи и тысячи иностранцев. Кто зачем! Одни — ради приложения на невских просторах своих творческих сил и таланта, другие — в поисках карьеры и чинов, а кто и просто заработать и открыть собственное дело.
Именно так (или почти так) появилось и основательно прижилось в блистательном Санкт-Петербурге семейство Ниттнер. Неизвестно, кто они были и откуда — то ли немцы, то ли поляки, — но только оказалась эта семья, как и большинство подобного приезжего народа, людьми тогдашней столице полезными, инициативными и работящими.
Последними из Ниттнеров («последними» — надо понимать, перед залпом «Авроры») был промышленник Станислав Юлианович и его жена Станислава Иосифовна (урожденная Шершень), открывшая в своей квартире под номером 45, в доме 27 по Екатерининскому каналу (напротив внушительного здания бывшего Государственного банка) домашнюю польско-немецкую столовую. Что же касается самого Станислава Юлиановича, то и он, помимо своего главного поприща, основал (по тому же адресу) в самом конце 1912 года небольшое агентство по найму рабочей силы. И при нем — скромный «осведомительно-справочный листок, посвященный интересам торговли и промышленности» под названием «Я знаю все».
В одном из номеров сего фамильярного листка С.Ю. Ниттнера появился фельетон петербургского журналиста С.А. Чацкого (псевдоним журналиста Станислава Аркадьевича Устиновича) «Мысли и действительность Пербурга».
Предлагаю вниманию читателей этот интереснейший текст о Петербурге 1913 года, который мне удалось разыскать. Никакого комментария давать не стану — документ сам по себе вызывает чувство досады, удивления, уныния и невозможности ни умом, ни сердцем понять — зачем и почему, да и ради чего вообще выстрелила «Аврора» этим своим холостым залпом по Зимнему дворцу и повернула нашу историю к смуте, сталинщине и стольким жертвам.
«МЫСЛИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ»
«Если действительность мрачна и малобещающа, фантазия — единственный исход для мыслящего элемента; так ухватимся же за эту соломинку и хоть на мгновенье превратим себя европейцами.
1923 год — год окончания полномочий состарившихся гласных петербургской Думы. Отчет достигнутого действительно составлен и опубликован во всеобщее сведение.
 Что же мы теперь видим в нем?».
И далее С.А. Чацкий предлагает нам поистине фантастическую для тех времен картину:
«Петербург изрезан вдоль и поперек сетью рельсовых путей, по которым мчатся трамваи, соединяющие центр города с отдаленными пригородами. В оживленных пунктах столицы воздушные провода заменены подземными. Давка при посадке и высадке — предание старины, ибо у каждой остановки пункта имеются столбы, на которых книжки с отрывными купонами, очередными номерами, по которым вежливые кондукторы впускают пассажиров, не позволяя войти лишнему и строго следя за тем, чтобы очередь не нарушалась.
Рядом с трамваем мчатся автобусы, имеющие то преимущество, что проходят по самым узким и захолустным уличкам, где не проведен рельсовый путь».
По мнению автора, Петербург зальет море света. Причем окраины будут освещены так же ярко, как и центр. Керосиновые коптилки исчезнут и вскоре будут забыты как пережиток прошлого, «избыток старины». Удобные фиакры заменят архаических извозчиков, или как их называли в ту пору — «ванек». На смену грозному извозчику явится опрятно одетый вежливый кучер.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии