Голос за кадром
Посвящено замечательному артисту – Копеляну Ефиму.
Первая часть.
Голос Ефима Копеляна,
В СССР был многим знаком.
В лицо же знал тогда не каждый,
Слава к нему поздно пришла.
Во второй половине жизни,
И он старался наверстать,
Упущенные все там роли,
Здоровья даже не жалев.
В семье еврейской он родился.
Шестеро сыновей в семье.
Мать домом всегда занималась,
Лес заготавливал отец.
По материнской линии дед,
До революции – Мордух,
Хацкелевич Френкель был самым,
Богатым в Речице тогда.
Заводом владел лесопильным.
Гнал древесину для мостов,
Военному ведомству. Всё то –
Отнимут в революцию.
(Семейный бизнес, недвижимость, финансовые средства)
Родители ж того Ефима,
Перебрались в маленькую,
Квартирку съёмную. А дом их,
Экспроприировали там.
А по отцу фамилия там,
Ефима же была Каплан.
Безграмотные паспортистки,
Переиначили в Коплан.
Потом сделав ту – Копеляном.
Так армянином стал еврей.
В СССР это сыграло,
Ефиму на руку тогда.
(Для карьерной лестницы)
В Ленинград Копелян приехал,
17 – летним парнем,
Сразу по окончанью школы,
С Речица минского прибыв.
Он на завод пошёл рабочим,
«Красный путиловец». Потом,
Он в институт там поступает,
В архитектурный факультет.
(Институт пролетарского изобразительного искусства)
Учились там два старших брата.
Голодные были года.
Он с однокурсниками бегал,
Играть в массовках в БДТ.
(Большой драматический театр)
Платили им за то копейки,
Но всё же было кое - что.
Внезапно же халтура эта,
Ефима очень увлекла.
Актёром профессиональным,
Решил серьёзно стать Ефим.
Он институт свой оставляет,
И в студию там поступил.
(Театральная студия при БДТ)
Педагог - режиссёр ценил там,
Ефима Копеляна. Но,
Понимал, что тому артисту,
Чего – то не хватает всё ж.
(«Через 20 лет будет актёром!» -смеялся педагог,
И оказался прав)
После учёбы, он остался,
В родном театре. И ему,
Был верен до последних дней же,
Жизни своей. Не изменял.
Сергей Юрский, Кирилл Лавров – те,
Там говорили, что играть,
На одной сцене с Копеляном,
Это блаженством было им.
Он был задействован во многих,
Спектаклях их Но всё же там,
До громких ролей предстояло,
Ему ещё ж тогда дозреть.
Артист с возрастом огрубеет.
Заматерел С сединой стал.
И на него вдруг, как из рога,
Изобилья – роли пошли.
(Начал играть военных, купцов, министров и прочих
важных персон)
«…Я ДО СОРОКА ЛЕТ В ТЕАТРЕ ЗА КУЛИСАМИ В ДОМИНО
ИГРАЛ, НИКОМУ НЕ БЫЛ НУЖЕН… СЧИТАЛОСЬ, ЧТО У МЕНЯ
НЕТ НИ ВНЕШНОСТИ, НИ ГОЛОСА, НИ ТЕМПЕРАМЕНТА, -
Горько усмехался Копелян. – И ВДРУГ ВСЁ ЭТО ОТКУДА – ТО НАШЛОСЬ!»
Вторая часть.
Не заболел звёздной болезнью,
Артист. Но он стремился всё ж,
Упущенное наверстать скорее,
За каждую хватался роль.
Вскоре и деньги появились.
А вот работа на износ,
Не прибавляла там здоровья…
Но он не думал же о том.
1967 год
55 лет Копеляну.
В 30 – и фильмах он сыграл.
Десятков несколько в театре,
Также сыграл этот артист.
И вот имя то загремело,
На весь Советский Союз там:
«Неуловимые мстители» вышел,
Фильм Кеосаяном был снят.
А отрицательный в нём образ,
Там атамана Бурнаша,
Отлично удался артисту,
Реакция на то была.
(На улице алкаши тыкали в него пальцем, а мальчишки
Забрасывали снежками)
Сначала роль не находилась,
Ему в том фильме. Ведь тогда,
Главным злодеем снять хотели,
Махно. Не подошёл Ефим.
Роль Лютого не подошла там тоже.
Был староват тот Копелян.
Махно на Бурнаша сменили,
Ролан Быков должен быть им.
Тот отказался. Копелян же,
Во всех трёх фильмах там сыграл.
Персонаж принёс ему славу,
Которой добивался он.
Двойственно актёр относился,
К признанию там своему.
Внимание поклонников всех,
Его начало напрягать.
(Поэтому он ездил на машине)
(И даже на автозаправке к нему с вниманием лез,
Рабочий на ней, но путал Копеляна с Стржельчиком.
Копелян не выдержал, привёз ему Стржельчика и сказал:
«…ВОТ, СМОТРИ И ЗАПОМИНАЙ! ЭТО – СТРЖЕЛЬЧИК,
А Я - КОПЕЛЯН!»)
В карьере Копеляна даже,
Трагикомический был раз,
Эпизод. Партия Армении,
Фильм заказала про Камо.
(Революционера Камо. И велели снять актёра на
эту роль – армянского происхождения)
Просили на роль- Копеляна!
И он прибыл на «Арменфильм».
Выяснилось, что у артиста -
Ни капли их той крови нет.
(Армянской крови)
Ещё ж до съёмок тогда фильма,
«Семнадцать мгновений весны»,
Лиознова же обещала,
Копеляну – роль Штирлица.
«На верху» не одобрят это:
Что роль разведчика того,
Советского – еврей сыграет,
Тихонову роль отдадут.
(Как истинному арийцу)
Лиознова пообещала,
Другую, Копеляну, роль,
Немецкого, роль, офицера,
Но «худсовет» не утвердил.
Обиделся на режиссёра,
Актёр. Не отступала ж та,
И переделала сценарий,
Голос за кадром впишет в фильм.
Озвучивал Штирлица мысли.
Имел красивый баритон,
Артист. Вкрадчивый, приглушённый,
Голос завораживающий.
(До этого фильма Копелян озвучил: «Семь нот в тишине»,
Встречи с Горьким», «Память» и др.)
Третья часть.
«Его голос звучит, что будто,
Он знает больше уже там,
Чем говорит!» - Так говорила,
Лиознова там про него.
«Работать с ним было сплошное,
Да, наслажденье. Приезжал,
Из Ленинграда, успевая,
Побриться, и бельё сменить.
Всегда он был в белой рубашке,
Себе он в том не изменял»
Каждый вечер после спектакля,
Он срочно уезжал в Москву»
(Из воспоминаний Татьяны Лиозновой)
Звучащий же за кадром голос,
Артиста Копеляна там,
В тендеме с тем лицом молчащим,
Красиво – Тихонова???
(Это превратило заказанную сверху картину про разведчика
В культовый фильм)
Кинокартина та имела,
Да, грандиозный там успех.
А Копеляна же прозвали -
Ефимом Закадровичем.
Взлетела его популярность.
Друзья ж смеялись там над ним:
«Что он прославиться смог фильмом,
В который не был взят тогда»
Талант актёра уважали.
Говоря: «Он может сыграть,
Даже справочник телефонный»
Такой был Копелян артист.
Ценили то в этом артисте,
Что не участвовал он там,
В интригах всяких закулисных,
Успехам коллег он был рад.
Никто и никогда не видел,
Там Копеляна без усов.
Те вписывались идеально,
В каждую его роль тогда.
Но как – то сбрил он их однажды,
Товстоногов – не оценил.
На эту тему ему скажет,
Что он там думает о том:
«По – моему, вы сразу потеряли индивидуальность»
«Естественно, я за свою индивидуальность очень
Испугался и решил срочно обрести её вновь» -
Вспоминал этот случай Копелян.
Тернистым был тот путь актёрский.
Но в личной жизни – повезло,
Как никому. Раз в коридоре,
БДТ – встретил он Её.
Молоденькую там брюнетку.
От одного взгляда на ту,
У него замерло вдруг сердце,
Людмилой звали девушку.
Копелян десять лет в театре,
Уж прослужил. Она ещё ж,
Только зачислилась к ним в труппу,
Макарова Людмила, та.
Видя, как он там залихватски,
Подкрутил ус, она в ответ,
Там рассмеялась. Потом молча,
Пробежит там мимо него.
Они ещё ж долгое время,
Там переглядывались лишь,
При всяких встречах там случайных,
Прежде чем он заговорит.
Ефим Захарович всё ж не был,
По жизни ловеласом, и,
Не мог ухаживать красиво,
Но с Людой начал он гулять.
По Ленинграду те гуляли.
Погода не мешала им.
Однажды он спросил у Люды:
«Есть ли паспорт у той с собой?»
И они к ЗАГСу повернули…
Что на Фонтанке. Копелян,
К тому времени уж развёлся,
С первой женой Певцовой Т.
(Тоже актрисой, с которой прожил пять лет))
Четвёртая часть.
Май 1941 года
О начале войны узнают,
Посреди моря Каспия.
Те плыли с театральной труппой,
На барже, выступать в Баку.
Тифом Людмила заболела.
Эвакуироваться та,
Не смогла. Ей пришлось остаться,
В городе Ленинграде всё ж.
Был в ополчении муж Люды,
В бараках Боткинских её,
Он навещал, вместо гостинцев,
Ей отдавал весь свой паёк.
(Солдатский)
Устроилась после больницы,
Люся в театр там другой,
«Балтийского флота», с которым,
Побывала на кораблях.
И даже на подводных лодках.
И Копеляну там пришлось,
В землянках выступать, и также,
И на аэродромах всех.
Машин тогда же не хватало,
Артисты шли тогда пешком,
На выступленья. Под бомбёжкой,
И доходили там не все...
(Поэтому на ходу перекраивали пьесы или
заменяли погибших товарищей)
Блокаду пережив, супруги,
Верили - счастье впереди.
В родной БДТ вновь вернулись,
На сцене вместе чтоб играть.
Старык – прозвали Копеляна,
Макарову – Люсиндой, там.
Казались парой идеальной,
В театре всем они тогда.
С более - менее уж сытой,
Жизнью, к Макаровой опять,
Вернулся озорной нрав её,
Ефима стала «доставать».
Подтрунивала та над мужем,
Что популярность набирал,
К поклонницам же ревновала,
Порой впадала в ярость та.
Что даже могла расцарапать,
Своему «Фимочке» лицо.
И Копелян ревновал тоже,
Людмилу, но был сдержанным.
(Острые углы чувствовал муж, и любой конфликт
Обращал в шутку)
В целом Ефим Захарович был,
Верного мужа образцом.
Отличного же семьянина,
Не изменял, и в меру пил.
Единственной его страстишкой,
Была игра в карты тогда…
Копелян посылал с гастролей,
Телеграммы с письмами.
Его письма длинными были,
Жена их тайно прятала,
В комоде. Не давая вида,
Как много зачат ей они.
«Все они напоминали признание в любви длиной
В жизнь» - признавалась Макарова.
1948 год
Сын долгожданный появился.
На свет – Кирилл. И он пошёл,
По стопам мамы с папой также,
И стал актёром БДТ.
Талантливый и музыкальный,
Надежды подавал. Себя,
Нашёл в пародиях. Писать стал,
Тексты для юмористов там.
(В основном для известного юмориста Виктора Чистякова)
Пятая часть.
Попав в компанию дурную,
Кирилл стал беспробудно пить.
Без спросу взяв отца машину,
Он вдребезги её разбил.
Ввязавшись же в пьяную драку,
Сильную травму получил.
В больнице вдруг Кирилл впал в кому,
В сознание вернётся всё ж.
Но на всю жизнь Кирилл остался,
Всё ж инвалидом. Мать его,
Оставила сцену, карьеру,
Чтобы ухаживать за ним.
Ефим Захарович тяжело,
Трагедию сына его,
Переживал. На нервной почве,
Язву желудка получил.
Также инфаркт там с ним случился…
Отправился в больницу он,
Под Ленинград. Два месяца там,
Под наблюдением он был.
Но заскучал он без работы.
Жена заметит ту тоску,
В его глазах. Та, вспоминала,
Про тот момент в больнице той.
«Он был бледен, но ни на что не жаловался.
В больнице было довольно холодно, неуютно,
И я ему сказала: «Слушай, поедем домой,
Хватит тебе тут лежать!»
Привычка ж того Копеляна,
Доводить дело до конца,
Заставила его остаться,
Он обещал вытерпеть всё.
Отнёс в палату фрукты, бельё,
Сменное и пошёл с женой,
Проводить ту до остановки,
Это последний их был день.
Когда Люда видела мужа.
Спустя три часа добралась,
Она до дома. У подъезда,
Были врач, и вся труппа БДТ.
И поняла Людмила сразу ж,
Что Фима умер… У него,
Второй инфаркт тогда случился,
В 62 года тогда.
Когда расстался он с Людмилой,
В тот день. Стало ему,
Плохо. В больнице же осталась,
Дежурная лишь медсестра.
(Врачи уехали на праздники по домам)
Когда до скорой дозвонились,
Но было поздно там уже…
Узнав о смерти Копеляна,
То Товстоногов там вздохнул:
«ИЗ ТЕАТРА УШЛА СОВЕСТЬ…»
(Художественный руководитель БДТ – Георгий Товстоногов)
Знакомые все предлагали,
Вдове подать на врачей в суд.
Людмила тогда отказалась:
«Фиму – то уже не вернёшь…»
С ума чтоб не сойти – вернулась,
В театр та. На сцену ту,
Где гроб стоял в день похорон там,
С её мужем, недавно лишь.
Собрав все силы попросила,
Коллег не высказывать ей,
Жалости. И она блестяще,
Сыграла тогда свою роль.
(Ефим Захарович Копелян ею бы гордился)
Свидетельство о публикации №122050401644