сдача днк, отпечатков пальцев, фото

Является ли законным требованием сотрудника полиции если полицейский
заявляет, что все граждане, доставленные в полицию или подозреваемые на месте — обязаны сдавать отпечатки пальцев, ДНК и фотографироваться, и что, если они не
сдадут, следовательно, они сразу становятся подозреваемыми или
обвиняемыми, и даже преступниками? На каком основании полицейский это делает?
Полицейские обычно ссылаются на ст. 9 ФЗ «О полиции», посмотрим что там сказано:
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции"
Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
1.Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать
общественное доверие к себе и поддержку граждан.
2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными
для граждан.
3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав
организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по
восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом
федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция
приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены
сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения
гражданина в соответствии с его пожеланиями.
4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина,
преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не
Обязаны ли все граждане сдавать
ДНК, отпечатки пальцев и
фотографироваться
соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания
или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они
были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного
месяца со дня признания таких сведений не соответствующими
действительности.
5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит
постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а
также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского
общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до
сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства
массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной
оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом
исполнительной власти в сфере внутренних дел.
7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и
территориальных органах образуются общественные советы, которые
призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан
Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и
иных организаций, в том числе профессиональных объединений
предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности
полиции путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации
государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения
общественной безопасности и противодействия преступности;
2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив
общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам
деятельности полиции;
3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных
нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах
массовой информации;
5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.
8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их
деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и
организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
Как видим, тут ничего подобного не сказано!
По моему мнению, вышеуказанные действия сотрудника полиции носит незаконный
характер по следующим основаниям:
Статья 51 Конституции РФ: «1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого,
своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным
законом. 2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от
обязанности давать свидетельские показания».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 07.05.2013) “О
государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации” в
Российской Федерации государственная дактилоскопическая регистрация проводится, и
дактилоскопическая информация используется в целях идентификации личности
человека.
Дактилоскопическая информация,
полученная в результате проведения
государственной дактилоскопической
регистрации, используется, в том числе,
для установления личности граждан
Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства, не
способных по состоянию здоровья или
возрасту сообщить данные о своей личности, гласит абзац 4 ст. 6 Закона.
В соответствии со ст. 7 Закона государственная дактилоскопическая регистрация
проводится в добровольном или обязательном порядке. Добровольная государственная
дактилоскопическая регистрация является правом гражданина, которое он может
реализовать в порядке, предусмотренном ст. ст. 10,11 Закона.
Круг лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации определен в ст. 9
Закона. К таким лицам среди многочисленных спец. субъектов относятся, в том числе,
граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:
подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления,
осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;
совершившие административное правонарушение, "если установить их личность иным
способом невозможно!!!"
И если гражданин подпадает под данные статьи УПК, следователь может вынести
ходатайство перед судом об изъятии образцов отпечатков пальцев и только тогда в
принудительном порядке взять эти отпечатки, и то правового механизма как в
принудительном порядке после разрешения суда нужно снимать с граждан, которые
этого не хотят – не существует.
То есть, если гражданин не является подозреваемым, обвиняемым, осужденным за
совершением преступления и т.д., то он не ОБЯЗАН проходить обязательную
государственную дактилоскопическую регистрацию.
Хотя, с того момента как к гражданам как правило обращаются сотрудники полиции с
требованием пройти в полицию, данные граждане получают фактически статус
задержанных, но по объему своих прав, но никак не по объему обязанностей
задержанных, то есть граждане имеют право на адвоката, на пояснение своих прав, но
зачастую гражданам никаких прав не объясняют, в том числе на право на отказ
свидетельствовать против себя и своих ближних согласно ст. 51 Конституции РФ, таким
образом, граждане имеют полное право не выполнять требования полицейских об
обязательном предоставлении ДНК, отпечатков пальцев, и фотографироваться и даже
отказаться подписывать протоколы согл. ст. 51 Конституции РФ.
Согласно ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо:
1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке,
установленным главой 20 УПК РФ;
2) либо которое задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ;
3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в
соответствии со ст. 100 УПК РФ;
4)либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке,
установленном ст. 223.1 УПК РФ.
Статьей 47 УПК РФ регламентировано,
что обвиняемым признается лицо, в
отношении которого:
1) вынесено постановление о
привлечении его в качестве
обвиняемого;
2) вынесен обвинительный акт.
Таким образом, в России отпечатки
пальцев могут брать если:
- человек подозревается или обвиняется в совершении преступления, а также если его
осудили либо он попал под административный арест;
- если человек совершил административное правонарушение, а установить его личность
другим способом невозможно; (если личность гражданина удалось установить по
паспорту РФ или иному документу, нет никакой обязательности снятия дактилоскопии с
граждан!)
- если человек подлежит выдворению (депортации) за пределы России или попадает под
действие международных договоров Российской Федерации о реад.миссии;
- если он прибыл в Российскую Федерацию в поисках убежища и подал ходатайства о
предоставлении политического или иного убежища либо о признании его беженцем;
- если человек незаконно находится на территории Российской Федерации.
Следовательно, обычный человек, гражданин Российской Федерации, который решил
сходить за покупками или просто прогуляться в местах массового скопления людей,
даже если он подозревается в административном правонарушении , имеющем при себе
документы, удостоверяющем его личность, не ОБЯЗАН проходить обязательную
государственную дактилоскопическую регистрацию (сдавать отпечатки пальцев), ДНК.
Фотографирование также является добровольным шагом стороны гражданина и
очевидно, что просто человек не захочет оставлять свои фотографии у сотрудников
полиции. Тем более, что они потом оказываются в базах неблагонадежных лиц, которые
предъявляются в дальнейшем для опознания.
Сбор ДНК регулируется Федеральным законом от 03.12.2008 г. № 242-ФЗ «О
государственной геномной регистрации в Российской Федерации».
В нем четко прописаны категории
граждан, о которых власти могут
собирать такую информацию. Материал
ДНК у человека могут взять если:
- этот человек осужден и отбывает
наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких
преступлений, а также всех категорий преступлений против половой
неприкосновенности и половой свободы личности;
- это неопознанное лицо, биологический материал которого изъят в ходе производства
следственных действий. Обязательной государственной геномной регистрации
подлежат неопознанные трупы.
То есть нет обязанности сдавать образцы ДНК добровольно. Право принудительного
получения образцов в ст. 202 УПК РФ не содержится, а некоторыми сотрудниками
органов подразумевается, что очень спорно учитывая ч.2 ст. 202 УПК РФ и презумпцию
невиновности.
Статья 202. Получение образцов для сравнительного исследования
1. Следователь вправе получить образцы почерка или иные образцы для сравнительного
исследования у подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, а также в
соответствии с частью первой статьи 144 настоящего Кодекса у иных физических
лиц и представителей юридических лиц в случаях, если возникла необходимость
проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных
доказательствах, и составить протокол в соответствии со статьями 166 и 167
настоящего Кодекса, за исключением требования об участии понятых. Получение
образцов для сравнительного исследования может быть произведено до
возбуждения уголовного дела. (часть 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N
23-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
2. При получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться
методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и
достоинство.
3. О получении образцов для сравнительного исследования следователь выносит
постановление. В необходимых случаях получение образцов производится с участием
специалистов.
4. Если получение образцов для сравнительного исследования является частью судебной
экспертизы, то оно производится экспертом. В этом случае сведения о производстве
указанного действия эксперт отражает в своем заключении.
ДНК, фотография, отпечатки пальцев - являются биометрической информацией, которая
входит в состав конфиденциальных персональными данных о гражданине и
регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ
О персональных данных.
Согласно статьи 11: «Биометрические персональные данные:
1. Сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на
основе которых можно установить его личность (биометрические персональные
данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме
субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2
настоящей статьи.
2. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без
согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия, а
также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о
безопасности, законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной
деятельности, законодательством Российской Федерации о государственной
службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации,
законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Таким образом, как мы выше разобрались, полицейские не имеют право у
подозреваемых без их согласия собирать ДНК, дактилоскопические данные; таким же
образом, они не могут принуждать подозреваемых сдавать любые биометрические
данные.
Таким образом, согласно действующему законодательству в Российской
Федерации, обязывать граждан, подозреваемых! сдавать отпечатки
пальцев, ДНК и фотографироваться, полицейские не имеют права, и
следовательно такая обязанность является незаконной.
по данной теме читайте :"Прецедент поголовного изъятия Следственным Комитетом у
духовенства целой митрополии биометрических данных»:
https://vk.com/im?sel=639536909&w=wall407922633_9285

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!+
Слава Святей, Единосущней и Нераздельней Троице!+
Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь+


Рецензии