Когнити вный диссона нс часть 44

Когнити;вный диссона;нс часть 44

Когнити;вный диссона;нс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. Понятие впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году. Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 году.

Ситуации, когда может возникнуть когнитивный диссонанс, включают:
курение, несмотря на осознание неблагоприятных последствий употребления табака для здоровья
нежелание говорить правду, несмотря на то, что человек считает себя честным
потребление в пищу мяса, хотя человек думает о себе как о любителе животных, которому не нравится мысль об убийстве животных. Некоторые исследователи называют это парадоксом мяса.

  Когнитивный диссонанс — это внутренний конфликт, который возникает у человека при столкновении противоречащих друг другу убеждений. Этим диссонанс вызывает чувство напряжения; человек испытывает неприятные эмоции: тревогу, злость, стыд, вину — и будет стремиться избавиться от дискомфорта разными способами. Понятие «когнитивный диссонанс» пришло к нам из социальной психологии.
Диссонанс - неблагозвучное, негармоничное, раздражающее, острое сочетание звуков или аккордов, вызывающее неприятные ощущения. Есть и другое понятие, с противоположным смыслом: консонанс, что означает приятное звучание. На протяжении всей истории музы

ТРИ РАЗНОВИДНОСТИ ПИСЬМЕННОСТИ
В древности остров Крит был могущественным морским государством. Находясь в центре Средиземного моря, он занимал господствующее положение на линиях коммуникаций между Малой Азией, Балканами и Египтом – очагами древних цивилизаций. Минойская культура была древнейшей культурой Европы, оказавшей огромное влияние на цивилизации более поздних Древних Греции и Рима. Именно поэтому такое пристальное внимание уделяли ученые изучению острова Крит и, в частности, памятникам письменности минойцев, во множестве обнаруженным при раскопках.
Найденные на острове надписи относились к трем разновидностям письменности, последовательно сменявшим друг друга. Первой была иероглифическая письменность, имевшая некоторые аналогии с древнеегипетскими иероглифами, что при широких контактах с Египтом неудивительно. Затем следовало так называемое линейное письмо А и линейное письмо Б. Линейное письмо А и Б и иероглифика в своей иконографии представляют звенья одной эволюционной цепи. Большинство надписей, обнаруженных на острове, сделано линейным письмом Б, пришедшим на смену линейному письму А в середине XV века до н. э.
Ученым представлялось, что расшифровка одного из них позволит прочитать и остальные. Более сорока лет они бились над этой проблемой. Какие только гипотезы не появлялись при дешифровке древнейших европейских надписей! Проводились параллели с письменностью хеттов и египтян, басков и албанцев, евреев и шумеров, даже славян и финнов. И лишь в 1952 году Майкл Вентрис доказал, что язык линейного письма Б был греческим. Благодаря дешифровке линейного письма Б удалось прочитать подавляющее большинство надписей. Прочитать, но не понять. Язык минойцев был иным, и получилось так, если бы сейчас написать фразу на узбекском языке русскими буквами, то прочитать мы ее смогли бы, но только не понять. Линейное письмо А, более древнее, чем письмо Б, тоже пока никакой информации не дало, его язык был явно негреческим, да и к тому же все доставшиеся нам документы на нем представляли собой хозяйственные или инвентарные записи или списки. При его сходстве с иероглифами это нетрудно было понять. Таким образом, самые древние тексты в Европе, старше поэм Гомера на семь веков до настоящего времени остались непонятыми.
ФЕСТСКАЯ ПРОБЛЕМА
Особую остроту в проблему дешифровки письменности острова Крит внесла еще одна надпись, самая загадочная и удивительная, над проблемой которой до сих пор ломают голову лучшие умы. Это так называемый Фестский диск. Он был найден в 1908 году итальянскими археологами при раскопках царского дворца в городе Фест. В одном из помещений вместе с ним находилась глиняная табличка, исписанная линейным письмом А. Найденный предмет представляет собой небольшой диск диаметром 15-16 см и толщиной около 2 см. С обеих сторон его покрывала спиралеобразная надпись, оттиснутая тщательно вырезанными из какого-то твердого материала штампами. При изготовлении этого диска использовался обычный прием, применявшийся в древности для производства глиняных табличек, – на сырую глину наносилась надпись, и затем следовал обжиг ее в гончарной печи. Самое интересное в Фестском диске заключалось в надписи на нем. Она не была похожа ни на критские иероглифы, на ни линейное письмо А и ь. Это был особый вид письменности, доселе неизвестный. Работа по дешифровке Фестского диска началась сразу после его обнаружения. Поскольку надписи на диске не были похожи на минойские письмена, ученые решили начать поиски внешнего сходства со знаками других известных письменных систем. Знаки Фестского диска сравнивали с египетскими иероглифами, их относили к некоей североафриканской культуре, близкой древнеегипетскои. Большая группа ученых считала диск из Феста памятником малоазийской культуры, поскольку глина, из которой он был изготовлен, была, вероятно, анатолийского происхождения. Другие ученые наоборот, считали и глину, и сами письмена артефактами местного, критского происхождения. Пытались прочесть их на греческом и на кипрском языках, но слишком незначительное количество знаков, похожих на знаки диска из Феста, было обнаружено в других письменных системах. Отсюда появились и совершенно различные по содержанию и смыслу его переводы. Разнообразие их велико – это и религиозные гимны, и ритуальные или посвятительные надписи, указы о раздаче земельных наделов и указания к празднику сева, донесения разведчиков или краткая историческая хроника, победный гимн, рассказ о гибели Атлантиды и многое другое. Разночтения были столь велики, что ученые пришли к пониманию того, что все ранее применявшиеся методы неприемлемы для решения фестской проблемы. Самым подходящим представляется комбинаторный метод, при котором привлекались все известные ранее методы в различных сочетаниях. Однако и он не принес успеха. Комбинаторный метод позволил увидеть на Фестском диске перечисление неких имен собственных и неких топонимов. Имена собственные, очевидно, были именами минойских правителей, а топонимы обозначали объекты географически-территориального характера. Из всего этого был сделан вывод о том, что это не что иное, как священный договор или другой религиозно-политический акт между правителями отдельных городов и верховным властителем, с перечислением их имен и владений. На сегодня это последняя трактовка надписи на диске, и, как видим, она ничем не хуже других, маловразумительна и малопонятна.

Однако применение комбинаторного метода позволило сделать определенные выводы, которые могут послужить отправной точкой для дальнейших исследований. Так, было отмечено, что в тексте часто встречается знак в виде человеческой головы с петушиным гребнем и клювообразным носом. Этот символ человека-петуха был атрибутом верховного божества на Крите и имел солярный (солнечный) культ. Его связывают с образом правителя. Далее было определено, что письменность Фестского диска не является иероглифической или буквенной. Полагают, что она имела слоговый характер. Привлек внимание исследователей и тот факт, что общее число групп знаков, предположительно принимаемых за топонимы, равняется 12. В этой связи упоминается об архаичной традиции в Древней Греции политических объединений в форме двенадцатиградий. Отбросив в сторону логические умозаключения авторов комбинаторного метода, мы имеем три установленных факта: наличие на диске часто повторяемого символа солнца, двенадцати устойчивых групп знаков, и то, что эти знаки не являлись ни буквами, ни иероглифами. Сопоставив эти факты, можно сделать несомненный вывод – знаки на Фестском диске не являются письменностью и попытки их прочесть бессмысленны. Да и сама дискообразная форма говорила об ином его предназначении. Для записей всегда употребляли прямоугольные таблички и никогда – круглые. Тогда что же это?
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии