Михаил Махаев... Забытые имена

­­­­­­­­­­­­­­­­М. Махаев. Вид на Фонтанку.

История не сохранила имени того туриста, что первый захотел увезти из Италии живописную «открытку» на память о путешествии и тем самым положил начало целому направлению в изобразительном искусстве. Впрочем, вряд ли такой любитель прекрасного был один-единственный – эта страна на юге Европы рано или поздно соблазнила бы ценителей своими пейзажами, увековеченными на холсте.

Ведута (итал.veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину,  рисунок или гравюру с детальным изображением, повседневного городского пейзажа.

Пауль Бриль из Антверпена писалпрото-ведуты ещё в XVIвеке. Городской пейзаж — один из излюбленных жанров «малых голландцев» XVIIвека (Беркхейде, Санредам, ван дер Хейден). Мировую известность получил «Вид Дельфта», написанный в 1660 году Вермеером сиспользованием камеры-обскуры.
Перебравшийся из Голландии в Рим ведутист Гаспар ван Виттель (1653 - 1736) способствовал распространению в Италии моды на крупные по размерам, детально выписанные панорамы будничной городской жизни.

Величайшим ведутистом считается итальянец Каналетто. Венецианские виды в исполнении его и Франческо Гварди любили привозить с собой из гран-тура как напоминание об итальянских впечатлениях молодые аристократы. Помимо реалистических сцен городской жизни, пользовались спросом и каприччио — вымышленные пейзажи грандиозных развалин, созданные воображением таких мастеров, как Мариески, Панини и Пиранези.

Мастера ведуты были востребованы во многих странах Европы, в том числе в России, где в этом жанре работали, среди прочих, М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев. Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги. В Саксонии и Польше популярность снискал племянник Каналетто, Бернардо Беллотто. Отдельные итальянские пейзажисты жили и работали по заказам лордов в Англии.

Михаил Иванович Махаев (1718, Санкт-Петербург — 1770, Санкт-Петербург) — русский художник, мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа.­

Родился в Санкт-Петербурге, в семье священника невысокого сана. В 11 лет был отдан в Академию Наук, где обучался математике и геометрии. В 1731 году был направлен в мастерскую Калмыкова, созданную при Академии, «для делания теодолита», где ознакомился с основами топографии. В 1736 году вместе с другими учениками выполнял задание по зарисовке тушью и акварелью предметов петровской Кунсткамеры для воспроизведения в гравюрах. Эта работа обогатила знания художника по естествознанию, географии, дала возможность увидеть произведения искусства (в том числе, гравюры Алексея и Ивана Зубовых).
Самостоятельно изучал законы построения перспективы, рисовал с натуры, ходил в вечерние классы иностранных языков (латинского и немецкого). После образования гравировальной мастерской при Академии, посещал занятия по рисунку с обнаженной натуры под руководством художника Гриммеля. С 1742 года числится подмастерьем Унферцахта в ландкартной мастерской, где обучается «резанию литер и ландкарт».

Лучший шрифтовщик Академии наук, он выгравировал большое количество карт, чертежей, его рукой выполнены надписи и подписи на десятках гравюр, исполненных в Гравировальной палате Академии наук в 1730;60-е. По заказу двора исполняет многочисленные рукописные тексты для поднесения Императрице, подписывает дипломы академикам, в частности, Вольтеру и Ломоносову. В 1748 году он выполнил подписи на русском и французском языках на новом плане Санкт-Петербурга, который готовился для гравирования. Им же была гравирована «Азбука российская для письма». Выполненные Махаевым работы сыграли важную роль в формировании русского шрифта второй половины XVIII века.
В 1752 вырезал надписи на серебряной раке Александра Невского, им сделаны надписи на паникадиле Петропавловского собора, на булаве и жезле гетмана К. Г. Разумовского.

Но несмотря на старание и тяжелый труд от зари до зари, нужда всю жизнь преследовала Махаева. Скудного оклада, получаемого в Академии, на жизнь не хватало, и он неоднократно пишет челобитные с просьбой о прибавке жалованья. В 1742 году Махаев получал шестьдесят рублей в год, но жить на пять рублей в месяц было очень трудно и он подает прошение на имя императрицы Елизаветы Петровны, в котором пишет о том, что в течение одиннадцати лет безупречно служит в Академии наук, а жалованья до сих пор получает только пять рублей в месяц. Денег этих на жизнь не хватает, поэтому он не может выбраться из долгов и просит о прибавке жалованья.
Как писал Махаев в прошении в 1745 году, «жалованья определено мне в год против прочих подмастерьев гораздо меньше». Например, подмастерья гравировальной палаты И. А. Соколов и Г. А.Качалов получали в это время уже по двести рублей в год.

В 1753 году отмечался первый юбилей Санкт-Петербурга — пятидесятилетие со дня основания новой российской столицы. Юный город на берегах Невы удивлял приезжих иностранцев красотой зданий и размахом строительства. Его великолепие олицетворяло могущество Российской империи. Увидеть, почувствовать это должны были не только заезжие иностранцы, но и дворы крупнейших западноевропейских государств. В честь памятной даты был выпущен альбом с изображением «знатнейших перспектив» города. Воспроизведенные в нем виды Санкт-Петербурга исполнил русский рисовальщик и гравер Махаев.

Гравюра как предмет искусства является результатом работы рисовальщика и резчика. Обозначение характера выполненной работы входит в традиционную композицию листа и помещается под основным изображением у правого и левого полей. Имя Махаева в большинстве случаев стоит после слов «снимал» или «рисовал»: первое обозначает применение камеры-обскуры, а второе — создание самостоятельного творческого рисунка.

Махаев точно передает облик того или иного здания, фиксирует его с почти фотографичной точностью. Часто художник работает с архитектурными проектами, по которым создает фасады уже несуществующих или ещё непостроенных зданий.
К традиции архитектурного рисунка относится и включение стаффажа. Однако в работах Махаева он играет не только техническую, но и художественную роль — создает образ места, передает характер повседневной жизни. Фигуры людей объединены в жанровые сценки и соответствуют композиционному центру — зданию: придворные у Летнего дворца, кареты сановников и всадники перед Государственными коллегиями, толпа городского люда и извозчики рядом с Биржей. Дополняют образ города деревья, которые постепенно обретают большую конкретность, смелее вводятся в композицию.

В 1763 по просьбе живописца Ж.-Л. Де Велли работал в Москве, где участвовал в оформлении коронационных торжеств Екатерины II.
Во второй половине 1760-х занимался зарисовкой видов городов (Новгорода, Твери, Пензы, Саранска, Симбирска, Владимира, Сызрани, Тобольска, Тюмени, Екатеринбурга, Иркутска, Якутска, Казани и других). По рисункам Махаева различными мастерами были гравированы виды усадьбы графини Бестужевой-Рюминой на Каменном острове (1753; 6 листов), дачи барона Вульфа (1757), Москвы (1760-е, 7 листов), подмосковной усадьбы «Кусково» (1770-е, 14 листов).

После основания Академии художеств, вся художественная деятельность Академии наук была упразднена. Но ландкартная мастерская продолжала работать. Махаев занимался здесь исправлением рисунков и видов русских городов, прилагаемых в качестве иллюстраций к картам России.
Художник был похоронен на кладбище при Благовещенской церкви на Васильевском острове.

Произведения Махаева находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.


        @


Рецензии
Алексей! Спасибо за интересную статью, открывшую забытое имя художника. Работы Ивана Федоровича Зубова широко известны, а Михаил Иванович Махаев незаслуженно оказался в тени.
Поздравляю с Днём Победы! Владимир.

Владимир Веров   04.05.2022 22:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за отзыв,проявленный интерес и поддержку публикации!
С наступающим праздником Днём Победы! С уважением, Алексей.

Алексей Гончаров2   05.05.2022 06:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.