Люди. Алексей Фомин. На расстоянии дыхания

.






Из цикла «Боспорские (приазовские) тропы»

Автор: Алексей ФОМИН


Содержание:

- Давай умрем внутри осенних слов
- Мост между тьмой и тьмой. Таков Азов
- В подробностях, как удержать остаток
- Такая жизнь, где каждому свое
- Вслепую до не запертой двери
- На расстоянии дыханья – небо
- Здесь только продолжение дождя
- Повествование в ветвях ольхи
- Как будто снизу по стеклу ладонью
- Кто говорит из темноты, тот слеп
- Все отраженное отражено
- История раздваивается

================================ _pas_=======


***
Давай умрем внутри осенних слов о городе без баров и вокзалов,
в котором камень дышит океаном, разлившимся на тысячи веков,
Прокатимся на «лесенке» трамвая бесшумного, как ночь внутри души
и будем звезды зажигать губами, а после воробьям мечты крошить.
Как мало надо,
улица, фонарь,
чугунная ограда,
и пожар
кленовых листьев, старая газета
и ангела фарфоровая тень,
присевшая на серую ступень
и ждущая последнего рассвета.


***
Мост между тьмой и тьмой. Таков Азов и берегов закушенные губы
распеты до обглоданных кустов колючим ветром по живому, грубо.
Вдоль скользких троп размытые следы, как будто бы зависшие на вдохе,
рассказывают всполохам воды, что одиночество не так уж плохо.
Ночных наук
мельчают словари.
Стекло, паук
и бабочка зари
качается на волнах паутины…
По осени идущий босиком,
насквозь проходит изумрудный дом,
оставив комья васильковой глины.


***
В подробностях, как удержать остаток предутреннего скомканного сна
над серым горизонтом, желтой рощей, на стеклах приоткрытого окна,
когда все беззащитно, даже солнце, встающее сквозь пены низких туч
и раздражает новый звук рингтона, добивший до подушки слабый луч?..
Есть что-то от меня
в заплатах улиц,
в осколках дня,
всех тех, кто обернулись
на тихий вздох седого октября.
Но не хватает времени на веру.
А вера что? – Пустой безлюдный берег,
врастающий в холодные моря.


***
Такая жизнь, где каждому свое: увядший старый сад, во двор калитка,
век на веревке мокрое белье колышется и это тоже пытка
вчерашним днем потерянным, пустым, который в безголосую воронку
втянул свист электричек, горький дым, и парника разорванную плёнку.
Всё – приграничье –
мысли и дела,
прощанье птичье,
желтая смола,
омега внеземных осенних впадин…
Шаги и голоса, за слоем слой
стираются, став детскою игрой
для стариков, чья раскрошилась память.


***
Вслепую до не запертой двери, не напрягая сонные ключицы,
идти до облепиховой зари по скрипу каждой третьей половицы
в серебряную питерскую глушь, в ахматовские легкие объятья,
сорок сентябрьских прерывая чушь, октябрьские разбрасывая платья,
чтоб ноябрем
отметить седину,
далекий гром,
оглохшую страну,
не слышащую заповедных песен
и превратившую себя в тюрьму…
Оставим память, а для глаз – сурьму
и будь что будет: небо, камни, плесень.


***
На расстоянии дыханья – небо… и дождь, и туча, и твое лицо,
на пальце безымянное кольцо и возведенное молчанье в степень
далекой скифской степи
языки
то короставника, то кровохлёбки
облизывают гулкие шаги и заячьи извилистые тропки.
Поди найди
лампадки падших звезд.
Туманны дни,
рябины красной гроздь
одна на все известные приметы.
Не так уж горек был осенний мед.
Еще один в паучьей сети год
летит куда-то, чтоб исчезнуть где-то.


***
Здесь только продолжение дождя, не начатые письма узких улиц
о том, как днем от холода дрожат кустов осенних желтые гаргульи.
Прочтется ли отсутствие любви в их треснувших зрачках, в их черных взглядах,
пока еще выдерживает память, падение увядшей в снах листвы
внутрь темных слов,
в молчанья глубину,
где на Покров,
признавшие вину
встречают зиму с радостью и плачем
и пахнет калачами за версту,
и слышится вальков далекий стук,
как будто бы прожита жизнь иначе.


***
Повествование в ветвях ольхи, осыпавшихся золотом осенним,
напоминает детские стихи, которые полям пропел Есенин.
Приляжешь рядом в терпкие слова, а солнца луч на глиняных фигурках
колышется, как желтая трава, по-бабьему встречая тени утра.
Путь к небу по коре
еще длинён
и вера – грех,
а жизнь – глубокий сон.
На цыпочках пройти от двери к двери
и очутиться рядом с богом пчёл,
который этот мир давно прочёл,
оставив на губах медовый терем.


***
Как будто снизу по стеклу ладонью, запоминая капель мутных блеск,
холодную поверхность преисподней, и где-то, за спиной горячий треск.
Расшатанная тьма еще блаженна, будильник в пятнах каменных жуков,
предполагает сонное движенье вдоль серых стен, вокруг пустых столов,
необходимость
тихого дыханья,
необратимость
и непониманье
чужих стихов, отравленных водой
и ночь, глазами самой черной кошки,
ждет выползшей из норки жирной точки,
чтоб придавить когтистою строкой…


***
Кто говорит из темноты, тот – слеп. Кто говорит во тьму, тот – безрассуден.
Мой человек дождя размочит хлеб непонятых и оскверненных буден,
для птиц кочующих по островам октябрьских рощ, по серому навету
дорожной пыли, по простым словам, с отчаянием, брошенным на ветер.
К объятьям мокрым
не привыкнет ночь,
от умбры к охре
и уже невмочь
понять различия осенних красок,
отличие души от пустоты,
безмолвия небес от немоты,
вчерашней боли от забытой ласки.


***
Все отраженное отражено в одном огромном зеркале безмолвья,
как будто бы собрали души вдовьи, чтоб с ними пить игристое вино
на траурном подобии листвы, прижавшейся к земле сырой, холодной…
Лишь изгнанные могут быть свободны от памяти в которой нет любви.   
А георгины? –
знак непостоянства,
цветут в низинах
брошенного царства,
еще цветут кровавый бросив цвет
на вытянутые закатом тени,
когда уже нет воли, нет сомнений,
едино всё: огонь, вода и медь.


***
История раздваивается на долгие предлоги непогоды,
определяя середину «я» по перекресткам прожитой субботы.
От Лазаря до фрейдовских невест просвечиваются сенные годы:
крест-накрест – или проще – весть на весть,
под постный благовест в медовых сотах
седеет волос,
зреет тишина,
высокий колос,
низкая стена…
Пропущенные буквы в предложеньях
заменят горсти глиняных семян
и слезы самых нервных Несмеян
по праву не земного продолженья.


Рецензии
Добрый вечер, Алексей.
Нашел у себя в сонетах две формы, которые мне на вашей странице не встречались. Сонет с длинной строкой, разбиваемой на 2 части и сонет-триолет.
Пишу их, если интересно

Как лебедь с подбитым крылом

Ещё один год пролетел с тех пор как я стал одинок,
Но время не лечит, а жжёт, тревожа всегда и везде,
Я словно посланье к тебе пишу эти несколько строк,
Так лебедь с подбитым крылом тоскливо взывает к звезде.
Все в доме уснули давно, лишь лампа горит над столом,
Где я каждый вечер тружусь: то вирши пишу, то статью,
То в старый альбом загляну и с ним погрущу о былом,
И снова, и снова смотрю на милую фотку твою.
Ты будешь смеяться, но я нежданно сменил амплуа,
Забросил науку, теперь зовусь для знакомых "поэт",
И даже сейчас в тишине, когда я пишу для себя,
Я этот словесный поток невольно вставляю в сонет.

Мне так не хватает тебя, и я обращаюсь к тебе,
Так лебедь с подбитым крылом тоскливо взывает к звезде.

Нам сердце диктует слова, нам жанры диктуют размер,
И вот уже тянется нить твоих несмышлёных стишат,
Возвышенный слог или фолк ты им по контексту примерь,-
Теперь за личиною слов надёжно укрыта душа.
Проиграны сотни ролей, описаны сотни картин,
И Муза в экстазе кричит: "Давай же ещё, и ещё!"
Но если ты ранен в крыло и если остался один
Слетает с души мишура, а там - горячо, горячо.
Накоплен изрядный багаж, стал велеречив, седовлас,
Но если по правде сказать, для нынешней жизни - изгой.
К чему эти тысячи книг, к чему это множество фраз,
Когда у последней черты душа остаётся нагой?

Скудеет запас бытия, и я обращаюсь к тебе.
Так лебедь, от боли томясь, печально взывает к звезде.

Сонет-триолет или два в одном...
К столетию сонета-триолета (Ф. Соллогуб)

Учась искусству триолета,
Я, как прилежный ученик,
Решил расширить свой дневник,
Учась искусству триолета.

Я выбрал ритмику сонета,
Стал сочинять, но как-то сник,
Учась искусству триолета.

Но, как прилежный ученик,
Корпел ночами до рассвета,
Излазил кучу мудрых книг,
Меняя строфику при этом.
В итоге многое постиг -

И, наконец, поймав сюжет,
Скрестил сонет и триолет.

Блёстки
Название книги Северянина, начинающейся с триолета.

О, как прекрасен триолет!
Он так певуч и многогранен,
Его прославил Северянин *
О, как прекрасен триолет!

В нём точно выверен сюжет,
Рапирой рифмы сердце раня.
О, как прекрасен триолет!
Он так певуч и многогранен.

В день юбилея - сотня лет!
И от столиц, и от окраин,
Поэты шлют тебе привет,
Стирая "твёрдой формы" грани,

И собирая рифм букет,
В сонет вплетают триолет!

Георгий Булычев   02.05.2022 21:23     Заявить о нарушении
Георгий, добрый вечер.
Хочу еще раз обратить Ваше внимание: мы работаем только с 5-ти стопным ямбом. Это не каприз, а задумка, через некоторое время перейти к теории ипостасы (В.Брюсова) и представить ее заново. В этой связи любой другой размер, внесет путаницу и создаст неудобства.
.
Если говорить о самих идеях:
1. Так называемый расколотый сонет. В Росси первый его попробовал Алексей Ржевский (два сонета) и вторым Валерий Брюсов (один сонет). Много примеров можно найти во Франции, но такого что сделали мы нет ни у кого - венки расколотых сонетов (чтобы не путаться венки сонетов на другой странице), например: http://stihi.ru/2021/04/24/3970 есть и другие, при этом мы не выходили за наш размер, все тот же 5-ти стопный ямб.
2. Триолетно-октавный сонет к его 100-летию мы сделали два сборника http://stihi.ru/2022/01/06/7067 и http://stihi.ru/2022/01/06/7249 плюс к этому две критические статьи и можно посмотреть как это выглядит в напечатанном виде: http://stihi.ru/2022/04/15/3390
и стандартно раздарили их музеям и библиотекам... и по друзьям разошлись и авторам.

Психоделика Или Три Де Поэзия   02.05.2022 22:04   Заявить о нарушении
Забыл: любая идея и не стандарт в сонете мне интересны.
Знание еще не достаточные, но многие и умножаются. При этом в правилах все новое сразу испытывать на себе.

Психоделика Или Три Де Поэзия   02.05.2022 22:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.