Кавказские тропы 104
3 мая 2022 года завершаются литературные практики, посвященные 290-летию первого Русского сонета и 790-летию первого сонета в мировой литературе.
Завершить мероприятие хотелось бы праздничным салютом. При всех обстоятельствах, даже невыносимо сложных, творчество должно объединять людей, сохранять веру в нужности созидательного пути.
В результате тридцатидневной работы страницы, разными авторами открыто несколько новых тем, которым будет посвящено несколько отдельных постов и предложением ко всем заглянувшим авторам принять участие доведения каждого поста до небольшого мини сборника, состоящего из 12-ти сонетов (вариаций сонетного канона). И тоже самое будет предложено сделать по темам, которые были на этой странице открыты ранее.
(единственное ограничение: тексты 5-ти стопный ямб с чередованием мужской и женской рифмы)
Любая авторская идея на данной странице может быть обсуждена и дополнена.
=====================
КАВКАЗСКИЕ (Причерноморские) ТРОПЫ (Центоны)
Центоны, по Книге скорбных песнопений Григора Нарекаци (около 951 – 1003) в переводе Наума Гребнева.
Художественный эффект центона состоит в подобии или контрасте нового контекста и воспоминания о прежнем контексте каждого фрагмента.
Русский термин «центон» восходит к лат. cento
Первоначальное значение этого слова - "лоскут, платье или покрывало из лоскутьев". В значении "стихотворное попурри" отмечено уже у Авсония и Августина.
Большое по объему произведение, написанное 5-ти стопным ямбом, неминуемо распадается на главы, главы на фрагменты. Читая духовную поэзию, обратил внимание на тексты, представляемые как короткие стихотворения, и как правило, до 12-ти строк, армянского поэта Григора Нарекаци, иногда их структура (почему именно так) подана мысль, зарифмована… Когда нашел первоисточник, то сразу все стало понятно. Некто просто выбирал из большого текста маленькие фрагменты с законченной мыслью. А звучали они по-разному из-за того, что долгий текст и его монотонное звучание усыпляет слушателя, нужны интонационные изменения, разные и на всем протяжении текста. Первые четырнадцать строк точно соответствую первым четырнадцати строчкам из книги Скорбных песнопений, встречаются четырнадцатистишия и потом, часть из них представлена в виде данной подборки.
Содержание:
- Я обращаю сбивчивую речь / 4-4-2-4
- Ты, жаждущим дающий утоленье / 4-4-2-4
- Я каюсь, чтоб меня услышал мир / 4-4-2-4
- Я – человек, чья совесть нечиста / 4-2-4-4
- О Повелитель сущего всего / 5-4-5
- Я вижу воина – и смерти жду / 4-3-4-3
- С молитвой старцев, славящих Тебя / 4-2-2-2-4
- Пред тем, как неба мы услышим глас / 2-2-4-2-4
- Услышь мои, о Боже, покаянья / 1-4-2-2-5
- Ждет Страшный Суд меня, но до тех пор / 4-4-2-2-2
- Гнев над моей душой неумолимый / 2-4-2-4-2
- Чтоб под небесным этим светом впредь / 2-4-5-3
==========================================_cms_=========
***
Я обращаю сбивчивую речь
К Тебе, Господь, не в суетности праздной,
А чтоб в огне отчаяния сжечь
Овладевающие мной соблазны.
Пусть дым кадильницы души моей,
Сколь я ни грешен, духом сколь не беден,
Тебе угодней будет и милей,
Чем воскуренья праздничных обеден.
Мой стон истошный, ставший песнопеньем,
Прими не с гневом, а с благоволеньем.
Из дальних келий, с тайных уголков
Достал я слово, как со дна колодца,
Пусть дым сожжения моих грехов
К Тебе, Всемилосердный, вознесется!
***
Ты, жаждущим дающий утоленье
Ужели в мире не рассеешь мглу,
Ужель меня лишишь благоволенья,
Изменишь милосердью Своему?
Ужели мне откажешь в состраданьи
Ты, Тот единый, в Ком оно живет?
Утратишь ли, Цветок, благоуханье,
Засохнешь ли, о благодатный Плод?
Ужель животворящие деянья
Ты прекратишь, о наше Упованье?
О Ты, Который кроток и велик,
Ужель пренебрежешь извечной славой,
Ужели омрачишь, о Боже правый,
Пречистый Свой, неомраченный Лик?
***
Я каюсь, чтоб меня услышал мир.
И правда, может схож я с той блудницей,
О коей у Исайи говорится
Во притче про надменный город Тир?
Но если скорбь блудницы позабытой
Из тьмы времен Пророк донес до нас,
Как должен я взывать в свою защиту,
Как должен прозвучать мой скорбный глас?
Мне ведомо:
Пришествие Господне
Настанет, –
Я дрожу уже сегодня.
И, думая о Страшном Судном Дне,
Предвижу нескончаемые муки,
И к небесам я простираю руки
И жду возмездия, и страшно мне.
***
Я – человек, чья совесть нечиста.
Шатер пустой, не избежавший бедствий.
Я – крепость, чьи сокрушены врата,-
Наследникам ненужное наследство.
Я изгнан, я отвержен, я забыт,
Я – тот талант, который был зарыт
Я старца одряхлевшего слабей
От дней развратных и от жизни шумной.
Я – голубь, кроткий в глупости своей,
А не в своей смиренности разумной.
Я – дом, но он покинут и забыт.
И чтоб его избавить от проклятья
Он должен быть очищен, обновлен,
Обмазан глиной Божьей благодати.
***
О Повелитель сущего всего
Меня, земного, тронутого скверной,
Услышь, о Боже, со Своих высот.
Возьми залог моей мольбы усердной
И дай мне благодать Своих щедрот.
Своим небесным Светом освети
Мой слабый стон, глухое покаянье
И слово из Священного Писанья,
Что в эту книгу тщусь я привнести
Меня, мой Благодетель совершенный,
Хоть жалости не стою, пожалей
И вместо меди звонкой, но презренной
Даруй мне злато милости Своей,
Взгляд негнетущий, Голос утешенья
***
Я вижу воина – и смерти жду,
Церковника я вижу – жду проклятья,
Идет мудрец – предчувствую беду,
Идет гонец – могу лишь горя ждать я.
Кто сердцем чист порог мой обойдет.
Благочестивый горько упрекнет,
Навстречу мне не сделает и шага.
Водой испытан буду – захлебнусь;
Услышу тихий шорох – устрашусь;
Протянут руку – в страхе отшатнусь,
Учую зло во всем, сулящем благо!
На пир я буду призван – онемею,
Ниц упаду, слезами обольюсь,
Как будто говорить я не умею.
***
С молитвой старцев, славящих Тебя,
С молитвой, что достигнет небосвода,
Свою мольбу соединил, скорбя,
И я, как каплю дегтя с бочкой меда.
Пусть их моления с моей мольбой
Предстанут, как уродство с красотой,
Хоть на мгновенье слившись воедино,
Как с грязью изумруд, со златом - глина
Или с никчемным камнем серебро,
С неправдой правда и со злом добро.
О Боже, выслушай, не отстрани,
Молитву нашу!
Не суди сурово
Их слово ради грешного меня
И ради них мое приемли слово.
***
Пред тем, как неба мы услышим глас,
А небо – глас земли, где сонмы нас,
Земля же – глас хлебов, и лоз, и хмеля
И все услышат голос Изрееля.
Пусть чистая молитва и елей –
Все, что Тебе святыми воздается,
Проникнет в суть души моей скорей,
Чем тела оскверненного коснется.
О, Господи, я – глина, Ты – Творец,
Спаси меня, Небесный мой Отец,
Чтоб на земле мне духом укрепиться,
Чтоб в час, когда вступлю я в мир иной
И небо ты разверзнешь предо мной
Я б мог его сияньем насладиться.
***
Услышь мои, о Боже, покаянья
Не повергай меня в смертельный страх,
И не ожесточай мой дух скорбящий,
Не обреки бесплодным быть в трудах,
Как пахари на почве неродящей.
Не дай мне лишь стенать, а слез не лить,
В мучениях рожать и не родить,
Быть тучею, а влагой не пролиться,
Не достигать, хоть и всегда стремиться,
За помощью к бездушным приходить,
Рыдать без утешенья, без ответа,
Не дай мне у неслышащих просить,
Не дай, Господь, мне жертву приносить
И знать, что неугодна жертва эта.
***
Ждет Страшный Суд меня, но до тех пор
Удел при жизни выпал мне не лучший:
При жизни обречен я на позор
И ожиданье кары неминучей.
Нас вознести иль превратить во прах,
Низвергнуть в ад иль даровать спасенье –
Во всем Ты властен, все в Твоих руках,
Принявший муки в наше искупленье.
Твой строгий перст, всевидящее око
Остерегают смертных от порока.
Твой след невидим, видима лишь милость,
Она с небес на землю к нам спустилась.
Ты и Хранитель наш и Наставитель,
Недуги наши знающий Целитель.
***
Гнев над моей душой неумолимый,
Над грешной плотью огнь неугасимый.
И новые стенанья, плач глухой
Я облекаю в прежние созвучья.
Беспомощен зубовный скрежет мой,
И горек мой позор, и слезы жгучи.
Печать греха легла мне на чело.
Достоин казни я, творящий зло.
Что ждет меня, заранее известно:
Как кучи плевел, превращусь я в дым.
И возвещает снова глас небесный
О том, что мой недуг – неисцелим.
И строки, полные моим страданьем
Пусть станут для кого-то назиданьем.
***
Чтоб под небесным этим светом впредь,
Как воску, не растаять, не сгореть.
Не дай, Спаситель, волка в пастухи
Твоей больной овце, овце заблудшей.
Не воздавай мне за мои грехи.
Пусть будет принят дух мой в мире лучшем.
Я – Твой проситель, раб Твой дерзновенный –
Молю Тебя: меня Ты не покинь.
Нетленный, жизнь дарующий вселенной,
Ты славославленный, благословенный,
Ты был и есть – Твердыня всех твердынь.
Ты был и остаешься вездесущим,
Как в прошлом, так и ныне, и в грядущем,
И за пределом вечности. Аминь!
Свидетельство о публикации №122050204359
Константин Акимов 2 13.05.2022 18:30 Заявить о нарушении
тема сложнейшая... но так в ней хочется найти покоя и передышки
Психоделика Или Три Де Поэзия 13.05.2022 20:13 Заявить о нарушении
Константин Акимов 2 13.05.2022 20:18 Заявить о нарушении