Когнити вный диссона нс часть 11
Когнити;вный диссона;нс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. Понятие впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году. Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 году.
Ситуации, когда может возникнуть когнитивный диссонанс, включают:
курение, несмотря на осознание неблагоприятных последствий употребления табака для здоровья
нежелание говорить правду, несмотря на то, что человек считает себя честным
потребление в пищу мяса, хотя человек думает о себе как о любителе животных, которому не нравится мысль об убийстве животных. Некоторые исследователи называют это парадоксом мяса.
Когнитивный диссонанс — это внутренний конфликт, который возникает у человека при столкновении противоречащих друг другу убеждений. Этим диссонанс вызывает чувство напряжения; человек испытывает неприятные эмоции: тревогу, злость, стыд, вину — и будет стремиться избавиться от дискомфорта разными способами. Понятие «когнитивный диссонанс» пришло к нам из социальной психологии.
Диссонанс - неблагозвучное, негармоничное, раздражающее, острое сочетание звуков или аккордов, вызывающее неприятные ощущения. Есть и другое понятие, с противоположным смыслом: консонанс, что означает приятное звучание. На протяжении всей истории музыки идут споры, какие созвучия считать диссонансными, а какие - консонансными.
Гарамантида – белое государство Сахары
Древние цивилизации Северной Африки на первый взгляд перечислить нетрудно. Древний Египет, о пирамиды которого, кажется, обломало зубы само время, да основательно разрушенный римлянами Карфаген. Немногие, говоря про Африку, могут еще вспомнить Куш или Мероэ… Ну и многочисленных ливийцев, берберов, туарегов и тому подобных нумидийцев. И уж совсем хорошо подумав, припомнят многочисленные финикийские и греческие колонии на североафриканских берегах. Ну а южнее? Южнее – пустыня. Великая Сахара. Все верно. Вот только между ливийским побережьем и Сахарой лежит область, называемая ныне Феццан, а ранее – Фазания. О ней, да о сложившейся в этом регионе самобытной цивилизации гарамантов, ее подъеме и падении, и пойдет речь.
Гараманты – кто и откуда?
Происхождение гарамантов долгое время было предметом напряженных дискуссий. Дело в том, что корифеи античной науки – в том числе и Геродот, и Плиний Старший – с одной стороны четко указывали на средиземноморское происхождение загадочного народа, а с другой – постоянно упоминали о темной коже его представителей. Причем вариант с субъективной оценкой тут не срабатывал. И Плиний, и Геродот – представители средиземноморских, не обиженных недостатком солнца народов, ни за что не назвали бы «темнокожими» просто очень смуглых людей. Споры о негроидном или средиземноморском происхождении гарамантов сошли на нет только после начала регулярных археологических раскопок в регионе. Они – как обычно – показали, что истина была где-то посередине. Как сказали бы сейчас, население Гарамантиды было полинациональным и мультирасовым. Однако захоронения ясно продемонстрировали – представители аристократической верхушки гарамантского общества были европеоидами средиземноморского типа. Поэтому можно смело предположить – история Гарамантиды началась с покорения или подчинения местного населения «бледнолицыми» пришельцами. Вот только откуда они пришли? На этот счет существует несколько версий.
Согласно первой, во II тысячелетии до н.э. на ливийское побережье переселяются критяне, этруски, сицилийцы – в общем, те, кто с легкой руки египтян вошел в историю под собирательным названием «народов моря». Переселение это было вызвано банальной причиной – в те времена
Крит, Сицилия, Сардиния, да и вообще весь регион были, мягко говоря, сейсмоопасны.
Однако закрепиться на ливийских берегах пришельцам не удалось. Тысячелетие спустя финикийцы начали оттеснять «народы моря» с насиженных мест в глубь континента. Часть из них и откочевала в Феццан, где вместо лазурных вод Средиземного моря начала покорять бескрайний океан Сахары.
Вторая версия отличается от первой незначительными мелочами. Покидавшие острова Эгейского моря беженцы расселялись не в Киренаике и Триполитании, а на берегах залива Габес и острове Джерба, откуда их опять-таки вытеснили финикийцы. Только в этом случае «дата основания»
Гарамантиды смещается с Х века до н.э. на VIII.
По третьей версии, гараманты пришли на свою родину из оазиса Сива, что находился на пограничье Ливии и Египта. Это место было знаменито своим храмом Амона, а также тем, что к V веку до н.э. здесь выросло довольно сильное государство. Оно окрепло настолько, что попыталось оказать сопротивление персам, в это же время захватившим Египет. Между прочим, борьба шла не только на военном, но и на идеологическом фронте. Именно храм Амона в оазисе одно за другим распространял по всему Средиземноморью пророчества о скором падении персидской державы (особой популярностью, как легко догадаться, они пользовались среди греков). Раздосадованный таким поведением правителей Сивы и жрецов Амона персидский царь Камбиз двинул на оазис войско. Как это водится у тогдашних «хронистов» – несметное.
Вот тут «борцы с персидской деспотией» почувствовали себя несколько неуютно. Посовещавшись, правитель и жрецы решили подготовить «запасную позицию» и отправили армию, а также часть жителей, в Феццан. Эти-то «колонисты» и создали Гарамантиду.
Чем жили?
Сердцем, центром Гарамантиды было вади (так арабы называют сухие долины в пустынях) Аль-Аджьяль, где находилось большинство гарамантских поселений, включая Гараму. И до сих пор оно представляет собой цветущую плодородную долину, по которой разбросаны небольшие селения, колодцы, пальмовые плантации, растет тамариск. С одной стороны блестят под ослепительными лучами солнца ярко-желтые барханы песчаного моря, с другой — высятся мрачные черного цвета горы, окаймляющие плато Мурзук. На их склонах глаз выхватывает бесчисленные уступы. Это — захоронения гарамантов. Они разбросаны по всему вади Аль-Аджьяль то в виде отдельных погребений, то в виде целых некрополей. Иногда могилы гарамантов (обнаружено уже 45 тысяч захоронений) выглядят как сооруженные из песчаника небольшие курганы, в других случаях — как окруженные камнями овальные углубления либо как небольшие стеллы.
Вдоль вади Аль-Аджъяль цепочкой тянулись оазисы выращенные много веков назад гарамантами.
На равнине также видны следы древней цивилизации: от гор, словно бусы, тянутся цепочки холмиков. То входы в построенные гарамантами подземные галереи (фоггары), дренировавшие влагу водоносных горизонтов и направлявшие воду к оазисам. Такие сооружения позволяли избежать весьма значительных в пустыне потерь воды, сберечь ее от испарения. Строительство фоггар требовало точных инженерных расчетов и тщательного исполнения: по всей длине фоггары надо было соблюдать равномерный и очень незначительный перепад высот — миллиметр или даже меньше на метр. Трудно представить себе усилия, потребовавшиеся для сооружения таких тоннелей, если длина каждого составляет несколько километров. А ведь работы проводились лишь при помощи мотыг да корзин для переноски земли!
Всего в вади Алъ-Аджьялъ около 200 фоггар, две из которых функционировали еще в 50-е годы XX столетия.
Жители Гарамантиды занимались земледелием и оседлым скотоводством. Время от времени они совершали набеги на соседние страны, и в египетских папирусах гараманты упоминаются среди народов, вторгавшихся в Египет. Однако своему расцвету Гарамантида обязана не земледелию, не скотоводству и не военным экспедициям, а транс-сахарской торговле. Мы не знаем имени проводника, проведшего через Сахару первый караван. Но совершенное им сравнимо по значимости с открытием морского пути вокруг Африки, и он заслуживает такого же восхищения потомков, как и Васко да Гама.
За первым караваном последовали десятки, сотни, тысячи других. Сахару пересекли многочисленные караванные пути, связавшие Гараму с Чадом, Нигером, Суданом, Томбукту на юге и Карфагеном, Сабратой, Эа (современный Триполи) и Лептис-Магной на побережье Средиземного моря. Особое значение имел путь, проходивший через пустыню из Карфагена в Египет, Аравию и страны Леванта. Благодаря ему карфагеняне смогли вести длительные войны с греками, а затем с римлянами, избегая блокады, когда на море шли боевые действия, а прибрежные дороги оказывались перерезаны противником.
Караваны проходили по Сахаре тысячи километров. Трудности пути усугублялись тем, что товары тогда перевозили не на верблюдах, а на лошадях, ослах, мулах — на животных, не очень-то приспособленных для путешествий по пустыне. В те времена верблюды использовали только в Азии (вплоть до Аравии), но в Северную Африку они почему-то не проникали. Верблюды появились здесь лишь в начале нашей эры, тогда же, когда на Аравийском полуострове распространились лошади. С этого времени ливийский верблюд и арабский скакун “вступили в историю”.
С побережья Средиземного моря и с островов Греческого архипелага купцы доставляли в тропическую Африку ткани, текстиль, оружие. Из Судана, Центральной и Западной Африки караваны везли в Карфаген, Триполитанию, Киренаику, Египет и Сирию рабов, слоновую кость, драгоценные камни, страусовые перья, дерево. Особенно ценным товаром была добывавшаяся на разбросанных по Сахаре озерах соль, продававшаяся на побережье по той же цене, что и редкие металлы. Сборы с караванов, налоги на пальмы, соль и торговлю на рынках, поступления от государственных монополий ежегодно приносили царству средства, сравнимые с бюджетом некоторых современных африканских государств.
Гарамантида стала уникальным для античности явлением — самобытной цивилизацией, возникшей в пустыне (единственным аналогом ей была, пожалуй, лишь Пальмира). Власть в царстве находилась в руках знати, занимавшейся торговлей и сбором налогов. Гараманты играли при этом роль “господствующего класса”. Основное же население составляли берберы. Жили на территории царства и “черные эфиопы” — таинственная, полностью исчезнувшая раса, населявшая Сахару с незапамятных времен. В последующем в Гарамантиду начали переселяться жители побережья, спасавшиеся от войн, опустошавших Северную Африку. В центре же Сахары вновь прибывшие получали возможность жить в мире и безопасности.
Столица царства, Гарама, была большим, окруженным мощными стенами городом, вытянувшимся на 5 километров с запада на восток и на 3,5 километра с севера на юг. Ее расцвету способствовало, в частности, падение Карфагена . Когда в 146 году до н. э. римляне уничтожили богатый Карфаген, его уцелевшие жители, а среди них немало искусных зодчих и строителей, бежали в Гарамантиду. В город вели четверо сориентированных по сторонам света ворот. Восточные назывались “Большими”, южные — “Праведными”, а западные — “Воротами Учителя”. В северо-западной части Гарамы расположилась цитадель, где находился царский дворец. С запада и юга ее полукольцом охватывали пальмовые плантации, а с севера к городу подступали возвышающиеся на 200—300 метров цепи барханов.
Акакус. Этим наскальным рисункам на которых гараманты изобразили себя, свои колесницы более тысячи лет.
В VI веке до н. э. в Северной Африке появились персы. В 525 году они завоевали Египет, после чего греки, финикийцы и берберы Киренаики признали власть персидских царей. Гарамантида, однако, сохранила независимость. И дело не только в том, что ее защитила пустыня. У гарамантов была сильная и, главное, хорошо приспособленная для действий в Сахаре армия, состоявшая из кавалерии и колесниц. В ее состав входили отряды следопытов, инженерные подразделения (обученные в том числе засыпанию колодцев) и части, предназначенные для действий в тылу противника (что-то вроде современного спецназа).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Свидетельство о публикации №122050203147