Есенин - русская культура
Это была экскурсия, на которой присутствовали и южане, и сибиряки, рязанцы и горьковчане, иностранные туристы...И все мы воодушевлено смотрели на величественный памятник, расположившийся около древнего Рязанского Кремля: лицо поэта обращено вдаль, в вечность, в любимые им заокские просторы, а широкий жест руки как будто обнимает, охватывает любимую землю и читает ей свои стихи...
- «Есенин — это сама Россия! Он её глубоко национальный художник, который способен через лирическое "я", мир мыслей и чувств раскрыть характер своего народа, выразить пафос времени и донести его историческую суть» - такими словами завершилась экскурсия по Есенинским местам в Рязани.
По окончании мероприятия расходиться, кажется, никто не собирался, все будто отошли от текущих проблем и погрузились в другое пространство - трепетный, волнующий мир Сергея Есенина. Одни фотографировались с памятником и бережно возлагали к нему цветы, другие обменивались впечатлениями и эмоциями, задавали дополнительные вопросы экскурсоводу,а я внимательно слушала, как иностранец по имени Дэниэль наизусть читал стихи творца: без пафоса, негромко, аккуратно, с уважением относясь к каждому произносимому слову...После прочтения он подошёл ко мне:
- Странное дело, никогда не понимал Есенинских строк: Как бы ни был красив Шираз,
он не лучше рязанских раздолий. А, посмотрев впервые в жизни на всё это, понял!..Это так...- замешкался молодой человек.
- Трогает сердце? - улыбнулась я.
- Что значит "трогать сердце"? - спросил он.
- Ах... Это то, что вызывает отклик где-то глубоко внутри... Это душевность...
- Ааа! Soulful! soulful... Да! У нас нечасто используют это слово, не говорят так много о душе, не уделяют ей столько внимания...
- В русском языке и культуре наоборот. Всё-то у нас должно быть искренне. Не по душе – значит плохо. А с душой – значит истинно, хорошо и достойно...
- Тогда получается, что Есенин отражение вашей русской жизни...
- Я не знаю, с чем можно сравнить наслаждение от того, что обратившись к Сергею Александровичу можно постичь тайны нрава, быта, традиций своего народа...Ведь он собирал и соединял воедино самые главные, удивительные и глубокие понятия, которые свойственны только нашей стране, нашей истории, нашей культуре и претворял их в метафоричных образах, интонациях, красках и деталях.
- Всегда думал, что культура начинается с профессионализма. Ошибся...с душевности!
Наш разговор прервала чарующая музыка гармони:
- Я держу в руках сердце России! - с гордостью сказал пожилой человек и плавно запел - "Васильками сердце светится, горит в нём бирюза/ Я играю на тальяночке про синие глаза".
Песня звучала так самозабвенно и в такой манере, что любой невольно увлекался игрой музыканта... Мелодия, сотканная из тонкой и хрупкой паутины чувств, наполненная бесконечной нежностью, чистым и добрым светом души поэта, перенесла слушателей на несколько десятилетий назад...В те годы, когда "среди неумелой житейской мороки" здесь бродил простой рязанский парень, сын крестьянина, и сочинял "почти гениальные строки". Ошибаясь в рифме и цельности , греша стилистическими просчётами, начинающий поэт уловил не только стандартные признаки народной жизни, но и её душевный настрой: то "мне не плачется - на душе светло", то "приуныли цветы от жалости" или "играй, играй гармонь весёлая!", а потом резкая смена состояния - накатила "сердечная тоска". И ведь на самом деле, если в рассмотрении европейской культуры намечаются лишь явственные контуры, очерчивающие роль данного феномена, то в русской - отводилась особая роль настроениям. Стремясь передать старинный и рязанский колорит, Есенин пишет о церковных праздниках, обрядовых гуляниях: Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс...
Приобщение поэта к истокам народного творчества, обращение к русской лирической песне и частушке - это лишь один отпечаток в его поэзии, который является символической памятью о культуре страны. Отзвуки того "весёлого пляса" отчетливо донеслись до наших дней... И голос тальянки и самого поэта слышится в шуме "серебряного ветра"...
- Это было волшебно! - воскликнул мой собеседник, когда закончилась музыка. - Волнует сердце!..
- Дэниэль, хочу предложить тебе завтра съездить в Константиново, в "низкий дом, с голубыми ставнями" в гости к поэту!
- Мне нравится твоё предложение. Кстати, а почему ставни голубого цвета, да и в тех строках, что играл на гармони чудный дедушка тоже "синие глаза"? - с неподдельным интересом спросил спутник.
- А это тоже наша культура! Символика цветов имеет отдельное значение и поэт ярко это отразил в своём творчестве! Я обязательно расскажу тебе об этом завтра!
После шумных улиц Рязани, пусть и с интересными памятниками,старинными зданиями всё же хорошо оказаться вдалеке от оживлённых дорог, в сельской местности с лугами, разливами рек...Автобус остановился на небольшой чистой площади Константиново. Маленькое, утопающе в берёзках и яблонево - вишнёвых садах село хранит память о своём сыне...
- О! Это те самые берёзы! - воскликнул мой новый друг, подбежал к дереву и обнял его. - "Белая берёза, под мои окном..."!Настя, я не могу объяснить своего интереса к родным местам Есенина... Но мне кажется до тех пор у человечества будет шанс увидеть правду жизни и красоту окружающего мира, которым служил поэт своим талантом, пока будет жива память о нём. То есть, будут помнить о нём, значит и о культуре тоже не забудут!
- Ты прав! Литература хранит культуру!Она служит людям. Но она немыслима без творцов, поддерживающих её полет!..
- Есенин – один из таких творцов и только ради этого стоит поклониться порогу дома, откуда в Вечность шагнул он. Поэтому пойдём скорее к "дому с голубыми ставнями", а по пути, как раз расскажешь про символику цветов, ты обещала!
- Итак, "заметался пожар голубой", "стережет голубую русь", "синее счастье" и ещё много-много "синих" предметов- это всё то, "что зовем мы родиной", это
символы силы духа народа, его мощь, величие и красота. Надежды на будущее, на мечты, на любовь. Это одна из деталей, маленькая черточка, которая помогает поэту сложить образ России. Другими не менее важными цветами поэт называет чёрный и белый. Чёрный - болезнь души, её раскол, а белый - полная противоположность - чистота, непорочность. К этим оттенкам поэт обращается, когда наша страна переживает исторические потрясения. Новые стихи - голос новой России, "чёрная дорога" и "белый конь" - борьба нового со старым. Есенина по-настоящему пугала подмена понятий, отречение от Бога и церкви, принятие и смирение с новыми условиями жизни и поэтому с помощью белого цвета он хотел показать народу, как надо жить! В то время, когда Маяковский восторженно воспринимает новую власть и агитирует:
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
Есенин провозглашает "Шестую часть земли, с названьем кратким - Русь", ту "голубую да весёлую страну" с громки песнями "весной на лугу", где "бьётся русский люд/ велит стоять за волю/ за равенство и труд!..", где "не пляшет над правдой смерть". Поэт обращаясь, к Христу, обещает, что даст его народу "веру и мощь" и сохранит его традиции. И чтобы "сердцем не остыть", он готов на белом коне пройти по всем чёрным дорогам, и даже помириться с нелюбимой "за берёзовую Русь"...
- На мой взгляд, у него получилось выполнить свое обещание . Несмотря на то, что все люди в мире, наверное, генетически схожи, мы все различны в культуре. Я говорил тебе вчера, что у нас не говорят столько о душе, сколько у вас. А сейчас я еще нашёл одну отличительную черту, которая делает вас неповторимыми. Эти фразы, которые ты цитировала такие чувственные и открытые. Вы - эмоциональные. Мы намного сдержаннее и холоднее что ли. Это в нас заложено с рождения - умение скрывать эмоции. Вы будете плакать слезами восхищения, услышав музыку скрипки, например, или той же гармони, в то время, как 99% англичан скажет "lovely".
- Но ты явно не входишь в список этих людей! - подмигнула я Дэниэлю.
- Мне все время думается, что у меня душа русская, широкая такая же. Знаешь, я в детстве почти всегда оставлял двери открытыми, когда куда -то уходил, родители мне говорили: "Are you Russian or something?" . Спросил их, почему они так думают, ответили: В России люди щедрые, в давние времена, выходя из дома, двери оставляли открытыми и пищу готовую для странников. Поэтому говорят о них - широкая душа. Я с тех пор начал учить культуру России, постигать её пути и возможности души русского человека, сущности искусства! И вот уже неделю я в этой стране, завтра улетаю, а что-то останавливает! Здесь я понял, что искусство - это не что-то сверхъестественное, подлинное искусство - разливы этой реки (он показал рукой на Оку), голубое небо, как ты и сказала, символ силы! Оно ещё отражает вашу свободу, вы не скованны, вы свободолюбивы, как и этот бескрайний небосклон, поэтому в русском творчестве нет рамок и шаблонов, стереотипов, вы их ломаете!
Так за разговорами мы не заметили, как подошли к дому Сергея Александровича.
Входили в него затаив дыхание. Сразу повеяло теплом и уютом. На маленьком столике, том самом, за которым после долгой разлуки, в 1924 году поэт читал маме свою поэму "Анна Снегина", поблескивал самовар.
- А ведь это тоже символ вашей культуры?- тихо, боясь нарушить умиротворённую тишину спросил Дэниэль.
- Да... - так же тихо ответила я. - Символ русского дома. Вносит в дом особый колорит и гармонию!
- И подчеркивает гостеприимство! - точно подметил мой спутник.
Любимое лицо поэта на многих фотографиях смотрит со стен. Как будто он здесь, живой, и нас не разделяет тридцать тысяч дней. Старинная мебель в комнатах. На витрине под стеклом несколько прижизненных изданий поэта, рукописные листки стихов с округлым есенинским почерком. Особый трепет мы испытали, когда прикоснулись к личным вещам поэта...
- Это какой-то сон! - улыбнулся Дэниэль и вытер рукой скатившуюся слезу. - Я хочу полюбить эту жизнь так же, как он! Полюбить землю до конца - до неба, полюбить небо до конца - до земли. Сделать землю небесной, а небо достижимым для земли! Спасибо тебе за то, что мы приехали сюда, за возможность прикоснуться к культуре!
- Это не мне... - мой голос слегка дрожал, потому что эмоции было сдерживать невозможно. - Ему (я посмотрела на портрет Есенина) спасибо. Прелесть его поэзии я открыла для себя ещё в детстве и несу любовь к ней сквозь годы, боясь потерять. Может быть, потому что этот человек действительно стал для меня культурой? Энциклопедией сердца, души и мыслей русского народа? И потерять это - значит лишится ощущения вечности, чувства красоты и свободы, эстетики, утратить силу русского слова?!
Из дома поэта мы выши под вечер, когда уже "заметался пожар голубой" и пошли к берегам Оки. С реки потягивало легким холодным ветерком, который шептал строки: Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны
- Дэниэль, возможно, мы больше никогда не увидимся! Но я хочу, чтобы у тебя остались тёплые воспоминания о нашей стране! Я дарю тебе сборник стихотворений нашего любимого поэта.
- Радуница? Это что?
- Первый прижизненный сборник Есенина. Эта книга досталась мне от прапрабабушки, до этого она переходила из рук в руки и каким-то чудом сохранилась в нашей семье! Она потеряла свой цвет, но это не самое главное...Эта книга хранит в себе смятение, разговоры, нежность. И все здесь – память, это важно. Потому что ты сам понял, все по-настоящему произошло. Это наша жизнь...Кстати, Радуница - это тоже часть нашей культуры, это и церковный праздник Радоница - день поминовения усопших, и весёлые гуляния с народными песнями, которые назывались радовицкими. Держи! - я протянула книгу в руки милому иностранцу.
Он крепко прижал её к груди и произнёс: "Сокровище! Великое чудо!"
Свидетельство о публикации №122042906945