О богатстве и нищете
Проповедь на Божественной Литургии в Воскресный день в
Казанском Храме пос. Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе! «Аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры», - такие слова мы сегодня слышали в Евангельском чтении, посвящённые Воскресному дню.
Мы с вами слышали притчу о богаче и Лазаре. Как эта притча может нам помочь, людям, живущим в 21 веке? Мы с вами слышали о богаче, которых пиршествовал в очень дорогих одеждах, и пир его был каждый день. А рядом с его богатым домом, у ворот его дома лежал Лазарь. Лазарь был болен и нищ, т.е. в этом человеке соединились все бедствия этого мира. Этот Лазарь хотел питаться крошками, которые падали, когда несли блюдо в богатый дом господина, разные угощения из кухни, но даже крошки ему не доставались, потому что рядом были собаки, которые лизали и гной с его ран, и забирали последние крошки, которые падали от слуг господина, когда они несли пищу. Вот этот нищий, что удивительно, жил этой жизнью, и не роптал. Найдите такого человека, который в современном мире, который бы терпел бы такие бедствия: он был бы болен, нищ, без жилья, без друзей, и он бы не роптал. Если такого человека приведут в Храм, то его можно назвать Святым. Так вот Лазарь и был Святой. Он после смерти попадает в лоно Авраама.
До того, как Иисус Христос пришёл в этот мир, не было ещё открытых дверей в Царствие Божье, и поэтому все люди попадали в ад. Но праведникам было выделено место, которое называлось лоно Авраама – это было место, где был Святой Авраам и рядом с ним были все праведники, которые в никакой степени не мучились, но которые ожидали Спасителя. Лоно Авраама – было место прибежища праведников до того, как придёт наш Господь Иисус Христос на землю и откроет Райские Врата. Он спустится во ад, проповедует там, и кто захотел, тот вышел с ним в Райские обители, а остальные остались в аду.
Так вот Святой Авраам попадает на лоно Авраама и там ожидает Спасителя. А в это время умирает богач и оказывается в аду. Находясь в страшных мучениях, он видит Авраама и Лазаря, которые молятся Богу. Он просит Авраама, чтобы тот послал Лазаря, хотя бы омочить свой палец и омочить ему горло, потому что оно страшно мучается от нестерпимого жара. На это Авраам отвечает: «Ты радовался в жизни, а сейчас ты наказан, а Лазарь мучился в этой жизни, а сейчас он радуется». Когда этот богач просил о том, чтобы хотя бы Лазарь тогда пришёл к его братьям, и предупредил, чтобы они не попали в это место мучений, то Авраам ответил: «Если они пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, то не поверят». Почему он так сказал? Да, потому что мы знаем, что Иисус Христос пришёл, воскресил сына вдовы Наинской, но люди не поверили. Он воскрес Сам, но люди не поверили. Поэтому Авраам и сказал такую страшную правду, что даже, если люди видят прекрасные чудеса, они всё равно не верят.
Посмотрите в окно: какая вокруг красота, когда листья опали, и ягоды остались на деревьях для того, чтобы птицы могли подкрепить свои силы и пережить зиму. Посмотрите, как Господь заботится о птицах, растениях, насекомых, то Он тем более заботится о каждом из нас. Посмотрите какую красоту нам подарил Бог: четыре стороны света, четыре времени года. Посмотрите, как всё меняется: ради чего и ради кого? Ради, конечно же, человека – венца Творения. Но мы этих чудес не замечаем. Мы проходим мимо букашки и можем её растоптать, мы проходим мимо животного и можем его пнуть, мы проходим мимо человека, попавшего в беду. И всё это происходит почему? Потому что мы не видим чудес Божьих, т.е. мы не можем до конца понять: насколько Бог любит и заботиться о нас.
Господь создал Рай, ада Он не создавал. И то, что богач попал в ад, то он попал в ад, который он создал сам для себя. Каждый человек уходит в Вечность со своими дровами. Наши страсти – это те дрова, которые на костре будут мучатся души от огня своих страстей. Если человек любил обжираться, пьянствовать, кого-то обманывать, то все эти страсти перейдут с ним в вечность, это и будет для него костром. Эти страсти для человека, у которого уже не будет тела, будут м\учением, потому что они будут невыполнимы. Вот что такое ад – это наши страсти. Господь зовёт каждого из нас в Рай.
Протестанты православным говорят: «Как вы можете молиться за усопших, ведь в этой притче Господь сказал, что из ада в Рай и из Рая в ад не перейти?». На это можно ответить спокойно и чётко: «Эта притча была рассказана до того, как Иисус Христос воскрес и, тогда праведники не могли перейти из лона Авраамова в ад, и из адских мучений перейти в Рай, потому что ещё Рай был закрыт. Это и есть объяснение. Но после того, как Иисус Христос распялся за каждого из нас, принёс свою жертву, и когда он разломал двери и запоры, то тогда стали открыты двери для каждого человека»
Мы вчера, на Дмитриевской субботе, молились за упокой. В этом и есть смысл, что мы верим, что Господь по своей милости может человека вывести из адских мук по молитвам людей, живущих на этой земле. Т.е., если человек был не настолько плохой, и он сделал хотя бы одно доброе дело, то тогда об этом человеке кто-то помолится, и значит такому человеку есть шанс вырваться из этих адских страстей и адских мук по любви ближнего, которому он когда-то сделал доброе дело. Вот для этого и нужны наши добрые дела, чтобы кто-то вспомнил о нас, когда мы окажемся в Вечности.
Ещё очень интересный момент в этой притче, что бедняка есть имя – его зовут Лазарь, а у богача в этой притче нет имени. Посмотрите, на сколько Господь смиряет этого богача, что даже в Евангелие не записано его имя. Когда богач оказывается в адских мучениях, он говорит Аврааму: «Пошли Лазаря», т.е. он знает имя. Откуда он может знать имя этого бедняка, ведь он проходил мимо него и вряд ли когда-нибудь с ним разговаривал? На это можно ответить так: Святые Отцы говорят: «Когда мы все окажемся в Вечности, то мы сразу же узнаем Богородицу, Иисуса Христа, мы узнаем всех наших близких, мы будем знать всё и сразу», т.е. мы одновременно будем видеть и свои грехи, и грехи другого человека. Поэтому мы не сможем никого осуждать. На Страшном Суде все будут видеть грехи друг друга, и поэтому все сами осудят себя, и все будут знать имена друг друга, имена Ангелов и имена Святых. Вот такое знание будет у каждого человека, но эти знания уже не будут человеку спасительны, уже ничего изменить человек в том мире не сможет.
Когда проводили опрос у детей опрос в Воскресной школе, и детям задали вопрос: «Если бы богач увидел вот этого Великого Лазаря и впустил его в свой богатый дом, накормил его, вылечил его, то попал бы этот богач в ад?» Дети все хором закричали: «Конечно же, нет». И это правда. И детей ещё спросили: «Если бы этот бедняк Лазарь стал роптать на Бога, стал бы поносить вот этого богача, то попал бы ли он в Рай?» Дети закричали: «Конечно же, нет». И это тоже правда.
Посмотрите сколько сейчас есть нищих, которых обуяла жестокость и зависть. Когда проходишь мимо какого-то нищего и подашь ему последние, может быть, свои десять рублей, или подашь ему хлеб, а этот нищий говорит: «Мне не нужен хлеб, мне нужны деньги». Выходит, ему нужны деньги не на хлеб, а на что-то другое, т.е. сейчас часто это всё превращается в зарабатывание денег. Посмотрите сколько озлобленных нищих. Если два нищих собираются в подвале, и один из них собрал две монеты, а другой – три, то этот нищий считается как бы богачом, и его могут даже ночью убить из-за этой лишней монеты.
На самом деле ни богатство не губит человека, если человек правильно его используют, и бедность не может спасти ни одного человека, если эта бедность приводит к ожесточению, озлоблению и зависти. Пусть каждый из нас помнит эту притчу и не собирается поступать так, как поступил богач. Богатство у нас может быть небольшое, но мы можем прилепиться к нему. Мы можем иметь квартиру и машину и считать это богатством, и можем так прицепиться к этому, что можем оказаться в аду, потому что мы не сможем отлепиться от них. Мы должны чётко понимать, что наше богатство – это Христос, и желание наше – это Вечность, а всё остальное, всё, что нам необходимо, Господь пошлёт.
Мы с вами привели пример, что Господь заботится о птицах. Вот сейчас на ветках красные ягоды, и Господь ждёт, когда прилетит стая птиц, которые летят в перелётное путешествие куда-то. И также о нас Господь заботится - Евангелие говорит: «Посмотрите на птиц небесных, как они живут: они не трудятся, не прядут, но они находятся на попечении Божьем. И также и каждый христианин: если будет уповать на Господа, то всё у него будет необходимое». Это не значит, что не нужно трудиться, трудиться нужно, и труд нас спасает. Труд нам необходим, вот эта житейская суета часто помогает нам. Многие люди говорят: «Я погряз в суете». Но, если такого человека поместить в монастырь или куда-то в одиночество, то этот человек не сможет там жить. Почему? Да, потому что в этом человеке сразу всколыхнуться страсти, и вот эти страсти внутри его просто погубят. Были примеры, когда люди уходили в пустыню и там погибали.
Поэтому нам нужно вспомнить слова Святого Преподобного Иоанна Лествичника, который говорил так: «Я видел людей, которых спасла суета». Смотрите какие странные слова говорит монах, подвижник. Что это значит? Каждый должен оставаться на своём рабочем, духовном месте. Если мы находимся в многодетной семье, то это место суеты, но спасительной суеты, когда мы заботимся о наших домочадцах, о нашем муже или жене, о наших детях, о наших внуках. Дела ради ближнего участвуют в нашем спасении. Если мы скажем, что всё это мы делаем ради Христа, то это будет нашей милостынею, это будет нашим настоящим делом спасения.
Пусть каждый из нас возблагодарит Бога, что он на своём месте может быть примером для своих соседей, для своих домочадцев, для своих сотрудников на работе. Пусть каждый из нас на своём месте трудиться и посвящает своё дело служению Богу.
У нас есть три добродетелей христианства, на котором всё стоит: это молитва, это пост, это милостыня. Посмотрите, можем ли молиться? Всенощные раньше были всю ночь, христиане молились, но сейчас такого нет: всенощная идёт 2,5 – 3 часа. Если у нас пост? Мы пост превращаем в диету. Если мы не можем спасаться молитвой и постом, то мы можем спастись милостыню. Вот милостыня как раз в притче о богаче и Лазаре явно прослеживается, т.е. мы должны видеть, чем мы можем помочь нашему ближнему, и только тогда вот эта милостыня будет нам спасительна.
«Если у нас нет денег», - скажете вы. «Как мы сможем помочь?» Мы можем посмотреть в свой шкаф, гардероб и увидеть там одежду, которая у нас лишняя. Нужно пойти найти нищего Лазаря и помочь ему этой одеждой, может он сидит в моём подъезде. Дорогие братья и сестры, когда мы придём на страшный суд, то мы на этом Суде увидим Иисуса Христа, который одет в наши одежды. Господь скажет: «Ты помог нищему Лазарю, войди в Мой Дом, войди в Моё Царство».
Пусть каждый из нас в этот день, когда вспоминает богач и Лазарь, найдёт бедного Лазаря и поможет ему, чтобы потом на Страшном Суде нас встретил Иисус Христос в той самой одежде, которую мы дали нищему. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
07.11.2021 г.
Свидетельство о публикации №122042905630