Как можно победить страшного врага?
Проповедь на Божественной Литургии в Дмитриевскую родительскую Субботу в Спасо-Преображенском Соборе д. Спасская
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
«Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения..» Такие слова мы с вами слышали во время Божественной Литургии на Евангельском Зачале, посвященном усопшим. Сегодня мы с вами чествуем усопших, сегодня мы молимся за усопших. Кто-то из усопших сейчас находится в Царствии Божьем, а кто-то находится и в местах, где «плачь и скрежет зубов».
Сегодня мы с вами вспоминаем Дмитриевскую Родительскую Субботу. Сегодня мы почитаем Святого Димитрия Солунского, Святого Димитрия Донского – этих двух Святых очень близких для русских людей. Благодаря тому, что Святой Димитрий Донской установил этот день поминовения усопших, то мы можем вспоминать всех православных усопших воинов.
Откуда же взялся этот Православный праздник? Святая Православная Церковь установила этот праздник в первую субботу перед днём памяти Святого Димитрия Солунского.
Почему мы называем этот день праздником? Потому что нет у Бога мёртвых, но все у Него живы. Когда мы с вами вспоминаем усопших, мы должны понимать, что все эти души, которые находятся сейчас в вечности, они живы перед Господом, они живее, чем мы. Мы даже, когда делаем какие-то грехи, то умираем для Бога, а многие души, которые спаслись, которые находятся в Царствии Божьем, они намного живее нас. Поэтому называть их умершими неправильно, можно по православной традиции сказать, что они усопшие, т.е. они уснувшие и их тела уснули до страшного Суда Господня, до Воскресения мёртвых.
Давайте с вами окунёмся в историю этого праздника. Мы знаем, что на Святой Руси было нашествие татаро-монгол, и Русь была настолько разрозненна, что каждый жил сам по себе, каждый князь воевал сам за себя и ссорился с другим князем. И вот, когда появился Святой Сергий Радонежский, заступник земли русской, он стал объединять князей, чтобы они сплотились в единое целое для защиты от внешнего врага. И вот самая первая битва с победой была на речке Воже. Там собралось русское воинство и дало первый отпор врагу. Но этого было мало. Татаро-монголы собрали огромное войско на Куликовом поле, что его не было видно и конца. И вот русские люди по благословлению Преподобного Сергия Радонежского вместе с Дмитрием Донским отправляются на Куликовскую битву. Они знали, что многие из них не вернутся, потому что они знали насколько сильно войско татаро-монгол. Русские люди настолько смирились перед Господом, настолько Преподобный Сергий помолился за них со своей братией, что к русским воинам, к русским князям пришло настоящее смирение. Они понимали, что за ними стоят их жёны, их дети, их матери, и они знали, что не могут отступить ни на шаг назад. И что же сделали русские люди? Когда они подошли к Куликову полю и перешли реку Дон, они сожгли все мосты. Когда воины выстроились в строй, то они знали, что тут должны умереть не только за своих близких, но за Христа. Преподобный Сергий, чтобы вдохновить русских воинов, посылает двух иноков: Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Эти два инока в монашеских облачениях сражаются на поле битве вместе с русскими воинами. Воины, молясь Пресвятой Богородице, молясь Господу, идут в этот тяжелейший бой, но перед этим бонм случился бой Александра Пересвета с Челубеем. Челубей – это не просто был великан, он был похож на Голиафа, с которым сражался царь Давид. И этот воин Челубей, он был непростым человеком. Дело в том, что татаро-монголы почитали языческих богов, у них были языческие колдуны, которые служили дьяволу, и в этом Челубее они собрали всю свою дьявольскую силу.
Колдуны могут пользоваться человеческой энергией, они не могут прикоснуться к Божественной энергии, но они могут забирать некие силы у своих подчинённых и сосредотачивать их или в правителе, или с помощью колдовских чар в каком-нибудь одном воине, как это было с Голиафом и как это было с Челубеем. И как Голиаф ходил и издевался смеялся над израильскими воинами, так и Челубей ходил и смеялся, он подходил близко подходил к русским воинам. Челубей смеялся и над Христом, и над Матерью Божьей, и кощунствовал.
Александр Пересвет не надеялся, что он выживет в этом бою. И что же он сделал? Он видел, что у Челубея очень длинное копьё, а все русские копья были примерно на метр меньше, чем копьё у Челубея. Он знал, что, когда их кони сблизятся, то обязательно копьё Челубея достанет вперёд, чем его копьё. Александр Пересвет снимает с себя все доспехи и остаётся в одном схимническом облачении. Для чего он это сделал? Это было видно только во время боя.
Когда два всадника поскакали навстречу друг другу, и когда копья Челубея и Пересвета были протянуты друг к другу, в это время, когда они сблизились, копьё Челубея проткнуло насквозь инока. Но в это время и инок Александр своим коротким копьём пронзил Челубея. Если бы на нём были доспехи, то он обязательно слетел бы с коня, он не смог бы удержаться от такого удара. Но, зная, что копьё его пронзит, как раз этот дополнительный метр нужен был для того, чтобы достать коротким копьём до Челубея. Так оба воина погибли, но победа была прежде всего за нашим иноком, потому что он смог остаться в седле, а Челубей, сражённый, упал. Ещё некоторое время наш инок жил и молился перед Господом.
Началась страшная резня. Очень много людей не вернулось домой. Дмитрий Донской, придя и поклонившись Преподобному Сергию, который во время боя по свидетельству иноков Троицкого монастыря молился, называя имена усопших, т.е. он вынимал частицы за Божественной Литургией во время этой Куликовской битвы, и он знал имена тех, кто погибал на этом поле боя, ему Господь открывал. После этого Преподобный Сергий очень сильно заболел, он отдал свои последние духовные и телесные силы на эту Куликовскую битву. Через некоторое время силы оставляют Преподобного Сергия, и он умирает. Он отдал всё, что только было у него: и своё сердце, и свою душу за русский народ, за сплочение русских князей и русского царства. Хоть и после Куликовской битвы ещё было и дальше угнетение русского народа, но люди всё равно считают Куликовскую битву главной победой над врагом, и главным центром объединения всех людей в беде. После этого люди помнят русских воинов, подвиг Дмитрия Донского, Преподобного Сергия Радонежского. Все сплотились и в единстве победили врага, выгнав его со своей Родины.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем усопших воинов, которые погибли и на Куликовской битве, и на других битвах за нашу Родину. Недавно мы праздновали праздник Казанской Божьей Матери, праздновали единство России, и всё это было благодаря тому, что Преподобный Сергий молился Богородице. Как говорят его иноки, которые жили рядом с ним, он читал Божьей Матери Канон каждый день, он любил Царицу Небесную, и Царица Небесная объединила нашу Русь.
Единство наше заключается только в Боге. Если мы хотим быть с Господом в вечности, если мы хотим быть в Его Царстве, то уже здесь на земле мы должны стяжать единство.
Христиане разрозненны и не помогают друг другу, и это горько. Преподобный Сергий ходит по нашей Руси и плачет горькими слезами, видя, как его дети ссорятся между собой и не хотят помогать друг другу.
Горе нам, православным людям, которые не хотят служить Господу через служение ближнему. Пока ещё не поздно, пусть каждый из нас одумается и постарается объединиться, хотя бы в своей семье, и перестать ссориться, потом на своей улице со своими соседями, потом в своём посёлке – и так вся Россия наша сможет объединиться и выстоять против внешнего и внутреннего врага, который раздирает нашу Родину.
Это воспоминание сегодня об усопших, которые являются живыми на Небесах, которые сейчас с нашим Богом и нашими Святыми.
Мы знаем, что Церковь делится на две части: Церковь Торжествующая, которая находится на Небе, и там находятся все души, которые спаслись; и Церковь Воинствующая. Мы сейчас с вами находимся в Церкви воинствующей. Мы должны постараться также, как Церковь Торжествующая, объединиться вместе все и призвать Церковь Торжествующую, Церковь Святых с Неба, чтобы они были с нами неотлучно. Но они будут с нами неотлучно только тогда, когда мы перестанем грешить, когда мы перестанем делать что-то для себя, а постараемся делать что-то доброе для своего ближнего, потому что Святые не могут находиться рядом с грехом, от которого идёт зловоние.
Нам нужно сначала постараться избавиться от явных грехов, а потом – от тайных, а потом уже и стяжать Святость в единстве вместе с Церковью Воинствующей, вместе со своими ближними, и Церковью Торжествующей, с которой мы объединяемся во время причащения Святых Христовых Тайн.
Да поможет нам Господь сегодня причаститься не в осуждение, а в оправдание, причаститься Христовых Тайн, чтобы Христос и все Святые объединились с нами, чтобы от нас исходила, прежде всего, любовь к ближнему, сострадание к ближнему и единение с ближним, и тогда мы все, как единое целое, сможем дойти до Царствия Божьего.
Если мы думаем, что мы одни спасаемся, то это горькая ложь и неправда. Ни один из нас не может спастись без другого человека: муж не может спастись без жены, жена – без мужа, соседи не могут спастись без других соседей, пока они не примирятся. Каждый из нас сможет спастись только в единстве с другими.
Помогай нам, Господь, сохранить и стяжать единство, чтобы быть всегда в единении с Господом. Аминь.
06.10.2021 г.
Свидетельство о публикации №122042904915