Может ли человек спастись в суете этого мира?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА недавно расшифрованные из аудиофайла

Иерей Рустик Лужинский

Беседа-чаепитие после Божественной Литургии в Воскресный день
в Казанском Храме пос. Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались после Божественной Литургии и празднуем Воскресный день. Каждый Воскресный день – это малая Пасха. Мы с вами ходили Крестным Ходом вокруг Храма, пели «Христос Воскресе!». Церковь установила еженедельно праздновать Христово Воскресенье, т.е. мы каждое воскресение вспоминаем, что Христос умер и воскрес за каждого из нас, поэтому мы прославляем Бога. Когда мы поём «Христос Воскресе!», смерть снова и снова побеждается. Когда мы делаем грех, мы с вами впускаем в своё сердце грех, и мы умираем для Вечности, для Бога. Как только мы каемся, то мы возрождаемся, мы возвращаемся в Рай. А Рай находится уже здесь на земле, в наших сердцах, если мы Бога в это сердце пустили. Также находится ад в наших сердцах, когда мы согрешаем, мы пускаем дьявола в своё сердце и становимся зависимыми, одержимыми от страстей.
В миру говорят: «Человек одержим своей работой», т.е. подтверждают, что человек одержимый, что человеку работа важнее, чем семья, мать, отец. Часто одержимые своей работой являются творческие люди. На самом деле, не правильно разделять людей на творческих и нетворческих, потому что все люди творческие, только у каждого в разной степени это проявляется. Чтобы человек не делал: готовил бы он пищу, зашивает ли он одежду – это творчество. Всё, что мы делаем – это творчество, потому что нет похожих дел.
Сейчас есть страшный бич нашего времени – это некое блудное влечение людей друг к другу. Например, когда Гитлер захватил Россию, то, когда врачи в пленных девушках посмотрели и увидели, что они были девственницы. Врачи пришли и сказали Гитлеру, что Россию невозможно победить. Сейчас у нас люди не ценят девство. Девство – это прекрасное время, когда человек может не думать о чём-то плотском, а может творчески отдать полностью на служение ближнему, на служение Богу.
Как говорят Святые Отцы, что в Раю у Адама и Евы не было блудного влечения друг к другу. А что у них было? У них был творческий потенциал. Сейчас люди чувствуют влечение друг к другу; люди, находящиеся замужем, всё равно, смотрят «на сторону» иногда, и это очень оскорбительно для другого человека, это является преступлением – прелюбодейство.
Есть блуд, а есть прелюбодейство. Прелюбодейство – оно с помощи приставки «пре» превышает действие, т.е. человек находиться в браке, а ему этого мало. Почему сейчас весь мир погряз в этот блуд? Потому что люди перестали творить, потому что, если бы, как Адам и Ева, люди участвовали в возрастании Божьего Сада: взращивали деревья, пропалывали землю, писали бы картины, сочинял стихотворения - делал всё творчески, то он тратил бы свою творческую энергию и тогда никаких бы блудных искушений не было бы. Об этом доказано на примере монастырей. В монастырях, когда человек полностью посвящает себя Богу, т.е. он отдаёт свой творческий потенциал и говорит: «Господи, я пришёл служить тебе», и тогда многие монахи чувствуют великую радость от своего девства и целомудрия. Девство для них – это великое благо. Современный человек развалился на части, т.е. душа, тело и Дух Божий – все в разных местах. А человек целомудренный – очень собранный.
Человек, уходящий в монастырь или отдавший себя на служение в Церкви, с помощью Божьей, например, человек семейный, он тоже может быть девственным и целомудренным. Если он служит Богу от всей души, то у него не остаётся времени ни на зло, ни на какие-то плохие мысли.
Суета суете рознь. Иоанн Лествичник сказал о суете следующее, что он видел некоторых людей, которые находились в суете и, которые спаслись. Это не говорит о том, что вся суета нас спасает, наоборот, мы уклоняемся от суеты, у нас совершенно нет времени ни на что: ни почитать слово Божие, ни сделать добрые дела.
В притче о богаче и Лазаре мы говорим о том, что у богача была такая суета, он так был занят празднествами, что у него не было времени на добрые дела.
Есть суета житейская: забота о детях. Слово «семья» говорит о том, что должно быть хотя бы пять детей и двое родители – семь человек. Бог установил многодетные семьи. А когда вся семья, включая бабушек и дедушек, заботиться только об одном ребёнка, то такая суета не будет во благо ему. Сейчас нас сделали рабами комфорта, люди постоянно хотят праздника. И мы приходим к тому, что не видим своих родителей в беде, не видим нищего, который находиться у наших дверей. Жизнь проходит, а мы ничего не сделали.
Почему у этого богача из притчи было безбедное существование? Почему у него всё так было хорошо?
Приведём пример, как первые христиане относились к искушениям и испытаниям. Один священник увидел, как пришла очень богатая женщина и плакала. Он подозвал её слугу и говорит: «Что случилось с твоей госпожой? Можно ли ей как-то помочь?» Слуга подошёл к госпоже и сказал, что священник хочет ей помочь. Она стала навзрыд рассказывать священнику, что у них уже несколько лет в их богатой семье не случается ни одного бедствия: не болеет ни один ребёнок, не болеет ни одно животное, ни случается ни одно несчастье. В их купеческом деле всё хорошо складывается. И она говорит: «Нас забыл Бог». Эти богатые, верующие люди понимали, что, если нет никаких испытаний, значит их забыл Бог.
Бог наказывает для спасения души. Мы маленьким детям объясняем опасности, например, подводя к плите и показывая, что чайник горячий (даём прикоснуться ребёнку к нагретому чайнику до 40 градусов Цельсия), чтобы он запомнил и не обжёгся в будущем об горячую воду. Также и Бог нам показывает и говорит: «Не надо, не надо, не делай этого… Дальше будет хуже».
Есть такая книга об Иисусовой молитве – «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Там описывается такой удивительный случай. Один помещик до революции очень любил Иисусову молитву. В течение дня он молился этой молитвой, и для него это было как дыхание души. И у него был прислужник мальчик-сирота. Этот мальчик был очень подвижный: постоянно бегал, что-то ронял, он был просто неуправляемый. Помещику надоело, что мальчик бегает, а он хочет Иисусовой молитвой заниматься. Он посадил этого мальчика рядом с собой, положил вичку (веточку вербы) и заставлял его молиться Иисусовой молитвой. Мальчик сначала не хотел, но помещик показывал вичку и говорил: «Смотри, тебе нужно учиться Иисусовой молитве». Прошёл день, прошёл второй, прошёл третий. Мальчик проникся Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Сначала он повторял её устами, потом эта молитва вошла в его ум и сердце. Через несколько дней мальчик сидел без всякой вички за столом и молился вот этой молитвой. Его характер полностью изменился: из шебутного он превратился в спокойного мальчика. И дальше случился необыкновенный случай. Этот помещик из одного места переехал в другое, этого мальчика он взял с собой. Путешествие было долгим, и мальчик затосковал, стал сильно унывать, потому что он привык молиться в одной комнате, в месте, где он встретил и полюбил Бога. Получилось так, что этот мальчик вернулся в свой дом. Помещик заметил, что мальчика нету, он стал его искать и не нашёл. Тогда помещик послал гонца к себе домой, и ему через некоторое время сообщили, что нашли этого мальчика у стола в его доме умершим. Представьте себе, вот этот мальчик так полюбил молитву, так полюбил Бога, что он не захотел больше ничего земного. Мальчик на перекладных лошадях, потом пешком добрался до такого места. Он был очень истощён, и он от этого умер, потому что у него закончились все его силы. Насколько человеку, который встречает Бога, вся эта жизнь, вся эта суета становится нерадостными, и он теряет к этому интерес, ему только нужно уже Царствие Божье.
Некоторые подумает, как Бог жесток, что умер мальчик. Но на самом деле, Бог смотрит на человека глазами Неба, т.е. Бог хочет, чтобы наша душа спаслась. Многие обвиняют Бога, что умирают молодые люди, дети. Этот вопрос называется теодицея, т.е. соотношение воли Божьей, соотношения человека и соотношения смерти и жизни. Мы с вами смотрим на человека глазами человека: что он должен здесь жить, он должен здесь преуспеть, а Бог хочет, чтобы мы преуспели на Небесах. Когда спасается наша душа, то и спасётся наше тело, потому что, как мы с вами говорили: после Страшного Суда, во время кончины мира, будет воскресение мёртвых, и наши тела воскреснут. В этом и заключается суть христианской жизни, что мы верим, что в воскресение мёртвых соберётся весь человек. Если человек делал зло, то он соединиться со своим телом и будет находиться в гиене огненной. Если человек делал добро, то он соединиться со своим телом и будет в Царствии Божьем, которое будет и на Небе, и на земле.
Если человеку даны года жизни: 70, 80, 90 лет человек живёт и может видеть этот прекрасный мир, он может видеть промысел Божий, он может видеть, что человек не вечен. Он видит, что его родственники, его соседи уже умерли, его одноклассники уже находятся в могиле. И что? Если такой человек не задумывается, значит это вопрос не к Богу, а вопрос именно к человеку.
Вот как богач и Лазарь. Лазарь находился в бедном состоянии, в больном состоянии, но он не роптал. В этом заключается суть христианской жизни, что мы смотрим на свою жизнь не как, что у нас всё этой жизни должно случиться, что мы должны получить здесь все наслаждения, всё самое лучшее. И когда они этого не достигают, то понимают, что находятся «не в своей тарелке», что это не их жизнь, не их крест. Из-за этого не радости у человека нету, потому что человек идёт не по своей дороге, т.е. он свою дорогу пропил, проел, прогулял.
Когда человек подходит к некой пропасти, он перейти её не может, потому что он видит других людей, они подходят со своими крестами и этот крест перекладывают через пропасть, и по нему переходят, как по мостику. А, если человек не нёс с собой крест, ему придётся за своим крестом возвратиться.
Крест, который мы носим, у каждого свой: у кого большой, у кого маленький – это крест есть лестница на Небо, это крест есть мост. Если мы с вами будем свой крест уменьшать, как было в притче: один человек молился Богу и говорил, что не может нести такой тяжёлый крест. Господь сказал ему: «Можешь его уменьшить». Он взял пилу и отпилил крест, и когда он подошёл к пропасти, он перебросил свой крест, а крест упал в пропасть, потому что крест был меньше на 10 см.
Нам крест необходим, и все вот эти неприятности, эти искушения, испытания в жизни – они нам нужны для нашего совершенствования.
Жизнь человека похожа на жизнь личинки, которая находится в коконе. Мы знаем, что из личинки выходит красивейшая бабочка – это момент воскрешения человека, на Страшном суде человек, как бабочка, взлетит на Небо. Если кокон раньше времени разрезать, из него вывалится личинка, и она просто замёрзнет. Нам нужно выдержать все испытания, и тогда только мы созреем для вечности.
Был случай, когда учёный увидел бабочку, которая сидела в коконе. Она уже прогрызла себе маленькое отверстие, и оттуда высунула голову, но никак не могла вылезти. Учёный разрезал кокон и стал держать её на руке, чтобы бабочка взлетела. У неё крылья были ещё липкие, и она сколько не пыталась, не могла взлететь. Он её подбросил, но она упала и сильно ударилась. Учёный целый день наблюдал за этой бабочкой, но так она и не взлетела. Наступили ночные заморозки, и он с горечью видел, что бабочке невозможно помочь. Учёный пришёл домой, хлопнул дверью и открыл свой учебник, где он увидел, что бабочки, когда разрезают себе кокон, видят прекрасный Божий мир, начинают хвалить Бога, начинают верещать по-своему, и начинают двигать лапками. В это время они начинают качать себе мышцы. В момент, когда бабочка вылезает из кокона, она накачивает себе мышцы, и только после этого она сможет взлететь с помощью своих крыльев. А, если раньше времени её вытащить оттуда без всяких испытаний, то получается, что бабочка не способна летать. И человек тоже предназначен для того, чтобы быть в Небе, летать. Но мы с вами летать не можем, пока не научимся ходить, пока не научимся накачивать себе духовные мышцы.
Сегодняшняя притча была о богаче и Лазаре. Почему Бог не дал ему имени в этой притче? Потому что богач забыл Бога. Мы знаем, что в еврейском народе до Иисуса Христа было чёткое понимание, что, если человек богатый, то он угодный Богу, т.е. он богатый Богом. Сейчас, на самом деле, это ещё осталось у евреев: они очень умные, потому что им Бог давал много дарований, и их главная добродетель – исполнить закон и быть уважаемым человеком. У них явная есть связь между богатством и праведностью.
Какой народ сейчас перенял у евреев вот это понимание богатства? Кто переплыл океан и основал Америку? Протестанты. Сейчас у протестантов есть понимание, что если человек богатый, то значит богоугодный. Когда протестанты переплывали из Европы в Америку, они называл свой выход, как выход из Египта. Вот это понимание – оно не православное. У нас не предаётся значение: ни богатству, ни бедности. Некоторые думают, что, если человек бедный, то он спасётся. Это ложь. Ни богатый не спасётся со своим богатством, ни бедный не спасётся своей бедностью, потому что всё относительно. Богатый по отношению к другим богатым – бедняк. И среди бедных людей тоже есть богатые. Если один бедняк возьмёт одну монетку, а другой бедняк соберёт три монетки, то в отношении друг к другу будет богаче у кого три монетки. Также и мы должны понимать по православному пониманию, а не по протестантскому или израильскому понимаю о богатстве. В этой притче о богаче и Лазаре, Бог не уничижает богатство, он не говорит, что богатство само по себе плохо. Здесь говорится о том, что богач проходил мимо Лазаря и не замечал. Если, например, посмотреть картину, изображающую богача и Лазаря, мы увидим, что Лазарь лежит вместе с собаками рядом с домом, где пиршествовал вот этот богач. Если бы богач заметил Лазаря, помог ему, то не оказался бы в аду, потому что он бы оказал милость бедному. Если бы нищий Лазарь стал роптать, говорить плохие слова на Бога, то он бы не оказался на лоне Аврамовым.
Бог даёт богатство человеку, чтобы помогать своему ближнему. Зачем нужны бедняки для богатых? Для спасения. Святитель Иоанн Златоуст посвятил семь бесед толкованию притчи о богаче и Лазаре. В первые века христианства приносили богатства к ногам Апостолов. Одна семья: Анания и Сапфира, принесла Апостолам очень богатое подаяние – сундук со своими украшениями. Они продали свой дом и сказали при всех: «Вот мы приносим, всё, что имеем». И потом через некоторое время Святой Дух открыл Апостолу Петру, и он говорит Ананию: «Как ты посмел соврать Святому Духу?» И Анания пал замертво. Приходит его супруга Сапфира, и он её спрашивает: «Как ты посмела утаить от Духа Святого? Вы всё ли отдали от своего имения?» И она падает замертво. Апостол Пётр сказал: «Вы солгали не мне, вы солгали Духу Святому». Никто от них не требовал приносить эти сокровища. Если бы они принесли одну монетку, Бог это принял бы от всей души, а они при всей общине христианской принесли и сказали: «Это всё, что мы имеем», а сами спрятали в пещере драгоценные монеты, не доверяя Богу и этим как бы подразумевая: «Мы это отдаём, но, если что-то случится, то мы припрятали себе сокровища».
Богу не нужны наши сокровища. Он Владелец всех золотых, алмазных и нефтяных запасов. Богу ничего не нужно от нас, Богу нужно наше сердце. Мы с вами есть дети Бога. Бог слышит биение нашего сердца. Если наше сердце бьётся ради богатства, то Бог говорит: «Хорошо. Ты любишь богатство, оставайся с ним наедине». Человек, когда приобретает богатство, он всё больше и больше погружается в жадность.
Бог хочет, чтобы мы радовались жизни, Бог не хочет, чтобы мы были жадными.
До пришествия Иисуса Христа Рай и ад уже были. Умершие праведники попадали в лоно Авраамово, которое находилось в аду. Но праведники там не мучились, потому что там был Авраам. Бог дал власть Аврааму, и внутренняя доброта, внутренний свет и ветхозаветная праведность согревали друг друга.
Что такое ад и Рай в сегодняшнее время? Представьте себе две комнаты: одна комната – Рай, другая – ад, где стоят длинные столы, и там сидят люди.
Сегодняшний ад – это комната, в которой есть длинный стол, на котором в большой кастрюле стоит ароматный суп. Люди настолько голодные, что готовы съесть друг друга, но они все не могут насыться, хотя стоит большой котёл.
Сегодняшний Рай – это такой же стол, такая же кастрюля с ароматным супом, но там все сытые.
Отличие в том, что у всех есть длинные ложки, но в Раю люди сытые, а в аду – голодные. Люди, которые находятся в Раю, они кормят друг друга. Каждый себя накормить не может, потому что у него к руке прилеплена длинная ложка. И как бы он эту длинную ложку к себе не подносил, себя он накормить не может, а другого человека он может покормить. Рай – это, когда люди кормят и заботятся друг о друге, а ад – это, когда люди забыли друг о друге и в итоге они все голодные, и сами умирают от голода, хотя еда находится рядом.
Бог для каждого человека создал райские условия, и поэтому Бог не создавал ада.
В заключении мы с вами скажем слова Иоанна Лествичника: «Я видел людей, которые спаслись, находясь в суете, я видел тех, которые ушли в отшельничество и там погибли».
Когда человек занят служением ближнему и пользуется богатством на благо людей, но это богатство в своё сердце не принимает, то этот человек более совершенный, чем монах, который находиться в пустыне, но который прилепился к своей единственной кружке. Самая главная наша задача не прилепляться к богатству.
На проповеди мы говорили о трёх столбах, на которых держится наша духовная жизнь. Это молитва, пост и милостыня. Почему они так важны? Мы спасаемся с вами жертвой Иисуса Христа – Он за нас пролил Свою Кровь. Добрые для нас дела нужны для того, чтобы подтвердить своё христианство и не делать зла. Каждая минута нашего времени должна быть занята Богом и ближним, тогда у нас не будет времени на зло.
Мы не можем сказать, что мы молимся (регулярно и от всего сердца), постимся (не нарушая постов). Если мы будем творить милостыню, то на Страшном Суде и даже, если забудем, что помогли какому-то человеку, и уже не будет ни одного шанса на спасение (бесы будут перечислять все наши не исповеданные грехи), то мы можем увидеть в этот момент вышедшего Господа в одежде, которую мы отдали когда-то нищему. Наша задача сегодня найти Лазаря и помочь этому бедному человеку, и тогда мы исполним заповедь Христову о милостыни, и даже, если у нас нет молитвы и поста, то милостыня нас выручит. Аминь.

07.11.2021 г.


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →