Мицкевич по ночам

Мицкевич по ночам

Когда ворон соседство надоест
(Они и так к полуночи уснули),
Я тут брожу, их табора окрест,
Где ни души. Мицкевич в карауле

Один без сна скамейку сторожит,
Два фонаря и дверь библиотеки.
Ну е-мое: «А вас в такой глуши
Без подписи не угадать вовеки».

Чугунное спокойствие храня,
Он дышит дымом лучшей сигареты –
Мы с ним по Польше дальняя родня.
И вообще, найди сейчас поэта,

Какой не рвал рубаху на груди,
Над синим морем распыляя клочья.
«Juz! – говорит. – И Польши не найти.
Два фонаря погасли этой ночью.

Прогорклый дым несет со всех сторон…»
Поэт… Я потушила сигарету.
Нас бросила компания ворон
На ожиданье долгого рассвета.


Ливень

Слава Богу, дождь и гром.
Что промокнем на дорогу.
Что не нужно ждать «потом» –
Вот оно, и слава Богу.

За потоп и полный мрак.
Кроешь небо – небо кроет.
Высохнем. Не знаю как.
Будет небо голубое.

Будет солнце впереди.
Или месяц. Но ей-богу,
Чтобы бездну перейти,
Надо выйти на дорогу.


Лодка

Сохрани этот день, эту лодку в пруду.
Я однажды вернусь, я на берег приду,
В старом парке бывает такое,
Посмотри, как качаются двое, –

Мотылек по воде парой крылышек бьет.
Эту глупую шляпку сейчас унесет.
Унесутся и ленты, и банты,
И прохожих бумажные фанты,

«Осторожней, пожалуйста», «будьте добры»,
Карусельные львы и цветные шары…
Да, пожалуйста, пусть аккуратно,
Им еще возвращаться обратно.

Сохрани нашу тень на ресницах ветвей,
Мы вернемся один без другого за ней.
Чиркнет ветер стремительной галкой…
…Только шляпку по-прежнему жалко.


Сердце розы

Как страшно, Господи, в твоем земном раю!
Уже тревожно проносились пчелы.
Дыханье роз все слаще на краю,
Все розовее дырочка укола.

Давай глаза захлопнем, как цветы,
От ночи укрываясь лепестками.
Ну вот уснули все твои сады.
Но даже ты не властвуешь над снами,

Такой же сам – неумолимый сон,
Где мы летим на свет и майский запах.
А после пчелы все выносят вон,
Сжимая сердце розовое в лапах.


Звезда

Теперь по-волчьи часто тянет в лес.
А может, лес зовет обратно волка.
…Огонь большого праздника исчез,
Остались тени мертвого поселка.

Там тихой ночью слышен топот ног,
И люди небезгрешные танцуют,
И девочка выходит на порог
Искать звезду над миром голубую.

Она слетает точно по часам…
Никто не скажет, много или мало –
Смотреть на небо, замирать глазам
И ждать звезду, которая пропала.

Косматый ветер, верный пес дорог,
Седую песню под дверями воет.
Мэй, говорит, всему приходит срок,
Пойдем и мы за синею звездою.


Рецензии
«Лодка»,
«Сердце розы»,
«Звезда»,
«Мицкевич по ночам».

«Лодка»:

Не так уж часто, но бывают в нашей жизни минуты, когда мы живём на полную катушку. За эти минуты платишь ожиданием, длящимся тысячи лет. Но даже просто вспоминая потом те минуты, ты снова переживаешь нечто похожее на счастье. "Чиркнет ветер стремительной галкой" - и ты вдруг мгновенно вспомнишь, что такой же порыв ветра был однажды в парке на пруду, он сорвал с твоей головы шляпку. И вы тогда были вдвоём...

"Сохрани этот день, эту лодку в пруду.
Я однажды вернусь, я на берег приду,
В старом парке бывает такое,
Посмотри, как качаются двое...

...Сохрани нашу тень на ресницах ветвей,
Мы вернемся один без другого за ней.
Чиркнет ветер стремительной галкой…
…Только шляпку по-прежнему жалко".

Ваше, из цикла «Октябрь, 20. Перекресток»
На том же самом перекрестке

Где это небо, это море
Переплетутся на закате,
Где будет воздух пересолен
От синевы морского платья,
Я буду ждать тебя столетье
На том же самом перекрестке,
На этой маленькой планете,
Где только бабочки и звезды.
Так говорит луна-наседка,
Все наблюдающая с крыши,
И только это правда, детка,
Как мотылек любой надышит.

На том же самом перекрестке
Ты станешь ждать тысячелетья,
Где время нас однажды встретит -
Оно не сможет ошибиться
На этой утренней планете,
Где в небе розовые птицы,
Где руки таяли от света -
И крылья бабочки летали.
Мы на минуту опоздали
На безымянную планету,
Где никогда бы не узнали,
Что времени почти что нету.

Семён Ботвинник
* * *
Доносится мотив из городского сада.
Проходят времена, скрипит земная ось...
О том, что не сбылось, - печалиться не надо:
а если бы сбылось? А если бы сбылось?

Как музыка легка, звучавшая в начале!
Как музыка горька, звучащая в конце...
А если бы сбылось? Другие бы печали
остались на душе, остались на лице.

Не то чтобы душа судьбе сдалась на милость,
не то чтоб мы дорог друг к другу не нашли -
оно прекрасней так, всё то, что не случилось, -
дороже сердцу то, что видится вдали...

О том, что не сбылось, печалиться не надо -
наверно, не дала судьба другого нам...
Иль мало нам тепла и ласкового взгляда?
Но всё ж по временам... Но всё ж по временам...

Приснилось, что тебя вчера я снова встретил,
и наши две тропы не разбегались врозь,
и музыка плыла, был вечер тих и светел...
А если бы сбылось? А если бы сбылось?

«Сердце розы»:

"...Давай глаза захлопнем, как цветы,
От ночи укрываясь лепестками.
Ну вот уснули все твои сады.
Но даже ты не властвуешь над снами,

Такой же сам - неумолимый сон,
Где мы летим на свет и майский запах.
А после пчелы все выносят вон,
Сжимая сердце розовое в лапах".

Наталья, тут пусть остаётся без моих комментариев. Может, в другой раз, после другого какого-то цикла я выскажусь о «Сердце розы» и о «Звезде». Идею о "жизни-сне" иллюстрирует в какой-то мере стихотворение:

Ваше, из цикла «Октябрь, 20. Перекресток»
Панамка

А жизнь горела на картине
Зеленым, белым, голубым,
И зонтиком посередине,
И даже облаком седым.

Мы проходили через рамку,
Мы пропадали в тишине.
Я там оставила панамку.
Она не помнит обо мне.

Живет как маленькая птица,
Уносится, как баттерфляй,
И перелистывают лица
Картина, комната, рояль.

Войдешь в нее и забываешь
От возвращения ключи…
Как будто бабочка взлетает.
Как будто музыка звучит.

«Мицкевич по ночам»:

"...«Juz, - говорит. - И Польши не найти.
Два фонаря погасли этой ночью.
Прогорклый дым несет со всех сторон…»
Поэт… Я потушила сигарету..."

Тут, кажется, каламбур. «Juz. И Польши не найти» - это звучит как ответ "Мицкевича" на реплику «А вас в такой глуши / Без подписи не угадать вовеки» (так вот наши современники знают подлинную культуру). И далее: «Два фонаря погасли этой ночью» - мол, Польшу днём-то с огнём не найдёшь (обмельчало всё на свете, не та теперь его Родина, какой он знал её в своё время), а уж без фонарей... «Прогорклый дым несет со всех сторон» - этот дым вообще-то от сигареты его "собеседницы" (у него-то лучшие сигареты). А подтекст фраз «Два фонаря погасли этой ночью. / Прогорклый дым несет со всех сторон…» - это следы войны...

Давид Самойлов
Дворик Мицкевича

Здесь жил Мицкевич. Как молитва,
Звучит пленительное: _Litwo,
Ojczyzno moja_. Словно море
Накатывается: _O, Litwo,
Ojczyzno moja_.

Квадратный дворик. Монолитно,
Как шаг в забое,
Звучит звенящее: _O, Litwo,
Ojczyzno moja!_

И как любовь, как укоризна,
Как признак боли,
Звучит печальное: _Ojczyzno,
Ojczyzno moja_.

Мицкевич из того окошка
Глядел на дворик.
Поэт, он выглядел роскошно,
Но взгляд был горек.

Он слышал зарожденье ритма.
Еще глухое,
Еще далекое: _O, Litwo,
Ojczyzno moja!_

Илья Рейдерман
* * *
Сидит Утёсов на скамейке.
Хотя бы с ним поговори!
А дождик сверху - как из лейки,
и в серых лужах - пузыри.

Поговори со мной, Утёсов!
Как тошно всё, куда ни глядь.
Хоть ты, конечно, не философ,
но как мне эту жизнь понять?

Скажи своим домашним басом
живое, смачное словцо,
и не дождём обдай, а джазом,
и поверни ко мне лицо.

Что эта бронза? Лучше - брынза
и кружка шабского вина.
Увеличительная линза,
чтобы глядеть на мир, нужна.

И нужен раструб граммофонный,
чтоб прямо в небо он глядел,
чтоб жизнь была не полусонной,
чтоб острый ритм душой владел.

Ты не глядишь на нас в досаде?
О чём ты думаешь, о чём?
Сидишь один в пустом горсаде.
Я рядом сяду. Под дождём.

Марина Андреева 10   01.10.2024 20:41     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.