Дом, в котором Мариам Петросян

 - книга о судьбе и выборе целого поколения

Я не буду вам рассказывать, что я шла к этой книге долго - все это рассказывают - и о предвзятости, и об опасениях. У меня ничего такого не было, меня пугал лишь объём.

Итак, в рамках марафона #24часачтения я прочитала эту книгу, и когда я о ней рассказывала в видео, дочитанной до середины, она такой и была в основном - отличной книгой о подростках. Тут я вам не врала. И эта ипостась книги тоже крайне важна, потому что реалистический её слой заставляет нас задуматься о наших ближних и вспомнить себя подростком, кто забыл)

Но вот со второй половины как раз началось то, ради чего я советую всем её читать обязательно. Книга вышла на трансцендентный уровень. Я не шучу. И в ней в полный рост встал главный вопрос нашей жизни - готовы ли мы к смерти?

Как человек верующий, я не считаю этот вопрос преждевременным ни для ребёнка, ни для подростка, ни тем более для взрослого человека. Тем паче, что к смерти нас никто по-настоящему не готовит, никто о ней толком не рассказывает и в результате страх смерти - самый страшный страх нашей жизни. Согласитесь.

Именно перехода боятся почти все дети Дома: перехода либо в Наружность, либо в Изнанку. Кто чего заслужил. И для этого не обязательно быть хорошим в общем понимании этого слова, но обязательно соблюдать законы. Заветы, если хотите. Чтить предание.

Сложность этого мифологического мира ещё и в том, что простые, не наделённые способностями, дети живут вместе с теми, кто может управлять пространством и временем, кто обладает особыми дарами, но не афиширует этого.

Поэтому так трудно понять, кто есть кто на самом деле. Падший ангел Македонский. Бог Лось, который по всем христианским канонам умирает за други своя, но мы не видим его воскресения. Слепой, способный преображаться по своему желанию и приносить кровавую жертву, как в Ветхозаветные времена. Сфинкс , которому дано прощать и отпускать грехи даже падшему ангелу. И спасать многих.

Очень интересен образ Табаки - он и проводник между мирами, трикстер и шут, и ребёнок в самом евангельском понимании этого слова. Прекрасна в своей истинной женственности Русалка.

Сказочный мир фэнтези в этой книге ровно то же, что Нарния у Льюиса, Средиземье у Толкина и вселенная ГП у Роулинг - аллегория нашего мира. При этом Дом - совершенно другая история, новая, необычная и правдивая, ни на что не похожая и не заимствованная.

Очень приятно, что в параллельном мире Изнанки колясники могут ходить, Слепой видеть, а Сфинкс обретает руки. И всё же это не главное свойство Изнанки, поэтому так труден выбор между нею и Наружностью.

Я немного почитала об авторе и так поняла, что она вовсе не собиралась писать что-то заумное или вкладывать в книгу какие-то особые смыслы - она просто описывала свою юность, свои подростковые метания. Она придумала этот мир ещё школьницей в 17 лет, и это было место, куда приятно и удобно было уйти, чтобы просто мириться с жизнью 90-х.

Плюс она читала правильные, нужные книги и они откладывались в подсознании, непроизвольно наделяя её героев архетипическими чертами и задавая ту самую глубину, в которую так приятно занырнуть читателю думающему.

Именно поэтому книга получилась. И получилась сложной, поэтичной, захватывающей и интересной. Культовой. Она была опубликована в 2009, а до сих пор читатели её обсуждают, критики хвалят, а фанаты рисуют и косплеят. Здорово же!

В общем, так скажу: не бойтесь ни объёма ( его не чувствуется - очень легко и быстро читается книга), ни слезливости рассказа о брошенных детях-инвалидах (там вообще найдена очень классная интонация для разговора о детях с особенностями - на их особенности никто не обращает внимания, с ними просто живут, и всё), ни других предубеждений. Просто начните читать, и поймёте, ваше или категорически нет.

Жду ваших комментариев, особенно от тех, кто прочитал.


Рецензии