Квантовое бессмертие часть 136

Квантовое бессмертие часть 136

Согласно теории многомировой интерпретации квантовой механики, если человек или любое другое разумное существо умирает в одном мире, то непременно продолжает жить в другом. В мирах, где человек умирает, он просто перестает существовать, но будет осознавать себя только в тех вселенных, где выжил — и так до бесконечности.
Квантовое бессмертие - это мысленный эксперимент, который утверждает, что человек бессмертный, потому что до смерти мир расщепится на множество, а прямой наблюдатель может существовать только в том мире, где он остался жив.
Основные постулаты квантовой механики
Три постулата. Вся квантовая механика состоит из принципа относительности измерений, принципа неопределенности Гейзенберга и принципа дополнительности Н.Бора. Все дальнейшее в квантовой механике основывается на этих трех постулатах. Законы квантовой механики – это основа изучения строения вещества.


HOMO FERUS
(ФЕНОМЕН «МАУГЛИ»)

Одна из наиболее интригующих разновидностей легенд об оборот-
нях связана с детьми, воспитывавшимися среди волков, подобно диким
зверям, и в такой степени перенявшими привычки и повадки животных,
что нормальная жизнь среди людей стала для них совершенно невоз-
можной.

Мальчик-волк, как мы уже говорили, известен с самых древних вре-
мен, а история Ромула и Рема — один из самых ранних описанных случа-
ев. Одичавшие дети, сами по себе имея лишь касательное отношение к
легенде об оборотне, видимо, оказали определенное влияние на преда-
ния, сложившиеся вокруг этого ужасного существа, и только по этой при-
чине уместно упомянуть о нескольких наиболее известных случаях оди-
чания.

Мальчик-обезьяна лет двенадцати, обнаруженный в джунглях на юге
Цейлона играющим с обезьянами, был обследован врачами и представи-
телями гражданских властей. Выяснилось, что он отставал в умственном
развитии и был, видимо, по этой причине оставлен родителями в джунг-
лях. Ребенок научился имитировать поведение обезьян и поэтому выжил.

Мальчик, которого назвали Тисса, не умел говорить и только вскри-
кивал и бормотал как обезьяна. Он сидел, как обезьяна, и не мог стоять
без посторонней помощи Передвигался он только на четвереньках. Бо-
лее того, когда ему дали тарелку с пищей, он вывалил ее на землю перед
тем, как приступить к еде.

Важное различие между мальчиком-обезьяной и мальчиком-волком,
которое мы будем обсуждать, — большая адаптируемость первого. Через
несколько недель мальчик-обезьяна носил одежду и ел из тарелки. Маль-
чики-волки, как правило, остаются дикими, они совершенно не способ-
ны к обучению.

Естественно, что в свете легенды об оборотне для нас более инте-
ресны мальчики-волки. Их можно разделить на две категории: «ликант-
ропы», на которых мы сосредоточим внимание, и «дикие мальчики», обыч-
но робкие дети, жертвы фубого и жестокого обхождения. (Мальчик-обе-
зьяна, видимо, попадает во вторую категорию.)

Трудно предположить, конечно, что мальчик-волк есть нечто дру-
гое, нежели жертва случая или каприз природы. Но вряд ли кто-нибудь
будет отрицать, что его существование оказало огромное влияние на фор-
мирование легенды о ликантропе. Всякий, кто видел такого дикого ре-
бенка, покрытого царапинами и болячками, со спутанными длинными
волосами, грязного, принимающего позы, свойственные животным, с по-
ломанными зубами и длинными, напоминающими волчьи когти, ногтя-
ми, со смрадным дыханием, ртом, перепачканным кровью от съеденного
сырого мяса, а кроме всего прочего, был свидетелем его свирепости и
слышал напоминающие волчьи вой и рычание, которые он издает, — тот
не мог не содрогнуться.
Есть целый ряд факторов, необходимых ученым для констатации
Homo ferus, особенно если речь идет о «ликантропическом» варианте.
Его типичный представитель лишен многих присущих человеку черт: люб-
ви, обычных эмоций и особенно смеха; он молчалив, исключая те мо-
менты, когда рычит, фыркает или воет; он ходит на четвереньках, как
настоящее четвероногое; он не способен жить среди людей и должен ве-
сти существование, свойственное животным, и главное, он может жить
без всякой человеческом помощи.

Короче, он должен обитать в лесу и находиться среди зверей.

Но есть и другие проявления Homo ferus, которые также нередко
рассматривают в контексте оборотничества.

В одном из высокогорных аулов Кабардино-Балкарии появился ди-
кий человек, одетый в звериные шкуры и самодельную обувь. Длинная
густая борода закрывала почти полтела. Незнакомец с трудом произносил
слова.

Вот вкратце его история.

После изгнания фашистских войск с Северного Кавказа в годы Оте-
чественной войны в ауле остались два полицая, верой и правдой служив-
шие оккупантам. Чтобы избежать заслуженной кары за многие преступ-
ления, которые совершили, они бежали в горы, прихватив с собой вин-
товки и запас патронов — целый цинковый ящик.

Они ушли в самый глухой район, поселились в пещере, практически
не доступной ни охотникам, ни туристам. Питались вяленым мясом гор-
ных туров, которое заготовляли впрок, и сушеными ягодами, кореньями,
дикими фруктами, грибами и орехами — их было много в окрестных щед-
рых лесах и альпийских лугах.                '

Так прожили они восемь лет вдвоем, боясь возмездия и не зная, что
война давно закончилась.

Один из бежавших заболел раком горла. Другой лечил его, заставляя
глотать наперсток с заточенными краями на кожаном шнурке. Насильно
вытаскивая его обратно, он зверски, жестоко «прочищал» горло напарни-
ка от опухоли, срезая острыми гранями наперстка живую ткань. Больной
в конце концов скончался. И человек остался совершенно один. 28 лет
прожил он уже в полном одиночестве. Он шил одежду и обувь из шкур
горных туров. Они были здесь в изобилии, патронов хватало, а обветшав-
шая одежда окончательно рассыпалась.

Добровольный изгнанник разучился говорить, потому что за все годы
лишь дважды видел людей, да и то на значительном расстоянии, так как
боялся вступить в контакт со случайно забредшими в эти края туристами.

Во время одного из походов за многие десятки километров к полю, с
которого изгнанник собирал початки кукурузы, он вдруг встретил кошку
и унес ее с собой в пещеру. Теперь животное скрашивало существование
пещерного жителя. Их было уже двое. О ком-то надо было заботиться.
Но через пару лет кошку сожрали не то лисы, не то волки.

И вновь одиночество... Теперь уже изгнанник его не вынес. Он ре-
шил наконец отдаться в руки властям и спустился в родное село. Здесь
родственники с трудом признали его.

Война кончилась? — был его первый вопрос.

Сталин жив? — второй.

Ему объяснили, что война закончилась более тридцати лет назад.
Сталин давно умер, и по амнистии грешный полицай освобожден от от-
ветственности за свои преступления.

Отшельника отмыли, одели, привели в порядок, выделили ему жи-
лье. Как говорится, приняли в коллектив и даже женили.

Поразительно, что шестидесятилетний старик внешне выглядел как
тридцатилетний мужчина — ни одного кариесного зуба, ни одной мор-
щины. Однако духовно он полностью деградировал, и старение его в об-
ществе происходило стремительно. Буквально на глазах он увядал в не-
привычных для него условиях цивилизации.

Он так и не смог жить среди людей — вновь ушел из села в горы. Но
теперь уже как пастух. Говорят, исправно исполнял свои обязанности,
стараясь крайне редко появляться на людях.

А теперь назовем наиболее известных «классических» детей-волков:

это Питер, дикий мальчик из Ганновера, Виктор изАверона, знаменитый
Каспар Хаузер из Нюрнберга и дикая девочка Камала, индианка, которую
позже стал воспитывать священник. Руссо и Линней дали свои комментарии, исследуя загадку дикого мальчика, но истинный представитель этого
вида, ликантропический вариант Homo ferus, далек от того благородного
дикаря, портрет которого нарисован Руссо.

Конечно, некоторые дети, найденные в диком состоянии, действи-
тельно смогли вернуться в общество людей, но мы не знаем точно, как
долго они пребывали среди зверей. Может быть, они просто восстановили
знания, полученные в ранние годы и временно забытые из-за необходи-
мости жить в лесах в течение двух или трех лет?

Вспоминая многочисленные легенды о ликантропах, невольно обращаешь внимание на детали, фон. Несомненно, они больше подходят
приключенческому роману, чем беспристрастному документальному про-
изведению. Именно это часто смущает нас при разборе некоторых наи-
более поражающих воображение легенд. Люсьен Мальсон, профессор из
Франции, серьезно изучавший проблемы одичавших детей, придержива-
ется мнения, что любой миф содержит элементы истины, и не стоит
сразу отвергать какой-либо необычный случай только из-за того, что
какая-то часть его является, очевидно, вымышленной. Это весьма здра-
вый совет.

Видимо, древнейший и наиболее подробно описанный случай оди-
чания мальчика, названного ребенком-волком из Гессе, произошел в
XIV веке. Местные жители стали замечать, что в лесах около городка
обитает призрачное существо, которое всякий раз, когда людям случа-
лось натолкнуться на него, быстро скрывалось в зарослях. Относились
к нему с суеверным страхом.

Реальное же доказательство его существования было получено лишь
в 1344 году, когда это странное дикое существо наконец поймали. К удив-
лению жителей, оно оказалось мальчиком, который совсем одичал, пере-
двигался на четвереньках, как волк, не умел говорить.

Установили, что ребенок, которому было примерно восемь лет, про-
вел в диком состоянии половину своей жизни. Мальчик, согласно всем
свидетельствам, был найден волками, которые вырыли для него нору и
сохранили ему жизнь, согревая телами даже в самые суровые зимы. В
некоторых записях говорится, что они выстлали пол его норы листьями,
соорудив нечто вроде гнезда. Как мы уже убедились, данный факт не ле-
жит за границами возможного и подтверждается другими историями об
одичавших детях.

Ребенок так привык ходить на четвереньках, что к его ногам пришлось привязывать доски, чтобы помочь ему держаться прямо как люди. Членораздельно говорить он не умел, а мог лишь издавать звуки, свойственные животным, ел только сырую пищу и видимо, счастливее в тех диких условиях, где он оказался.
Ребенок-волк из Гессе стал знаменитостью и его привозили в Англию, чтобы показать королевскому двору.

Примерно в то же время в густых лесах Баварии был найден другой
несчастный. Он известен как ребенок-волк из Ваттеравии, и его судьба
очень похожа на судьбу мальчика из Гессе, хотя он, видимо, оказался в
более тяжелых, почти безнадежных, обстоятельствах — когда его нашли,
ему было уже более двенадцати лет.

Эти два случая, а также и те, что имели место раньше, к сожалению, не были своевременно глубоко исследованы, ученые занялись ими только в конце XVIII столетия, спустя четыре века после описанных событий.

Обратимся снова к авторитетному мнению профессора Мальсона.
Ученый считает, что не стоит удивляться, если нечеловеческое окруже-
ние формирует нечеловекообразного ребенка. Таково же мнение Жана
Итара, героического учителя и психолога, который много лет трудился,
стараясь наладить контакт с мальчиком-волком из Аверона и дать ему
образование. Но перед тем как рассказать историю Виктора, упомянем
еще несколько мелких, но тоже необычайно интересных случаев.

Так в 1803 году в местечке Овердайк в Голландии был найден дикий
мальчик, возраст которого определить не могли. Его отличительной осо-
бенностью было то, что он питался птичьими яйцами, птенцами или взрос-
лыми птицами, которых ему удавалось поймать. Он умел великолепно
подражать птичьим крикам.

Наибольшее число детей-волков дала миру Индия, возможно, пото-
му что ее жители из-за нищеты были вынуждены оставлять маленьких
детишек в джунглях. С 1843 по 1933 год из Индии поступило не менее
шестнадцати сообщений о найденных детях-волках обоих полов, были
обнаружены также дети-пантеры и дети-леопарды. Впрочем, некоторые
из этих историй совершенно неправдоподобны.

Найденные дети-звери оказались почти совершенно неспособными
изменить привычки, приобретенные во время жизни в джунглях. Это не-
удивительно, если учесть, что некоторые из них прожили среди зверей до
десяти лет.

Валентин Болл первым сообщил подробности о индийских детях-
волках в своей книге «Жизнь в джунглях Индии», опубликованной в Лон-
доне в 1880 году. Хотя Болл получал сведения из «вторых рук», их досто-
верность не вызывает сомнений. Первый ребенок-волк, упомянутый в
книге, Дина Саничар, был пойман крестьянами у местечка Минспури в
1872 году. На вид ему было около шести лет, и он имел все классические
признаки Homo ferns.

Он был диким, совершенно голым, молчаливым — мог издавать лишь
горловое рычание и, подобно зверям, имел острые как бритва зубы, кото-
рые заострялись от постоянного глодания костей. Конечно, было невоз-
можно определить, как долго он пробыл в джунглях, но его физическая
сила и крепкое телосложение говорили о том, что он прекрасно приспособился к дикой жизни. Как и все упомянутые дети-волки, он ходил на
четвереньках и яростно сопротивлялся всем попыткам одеть его.

В отличие от многих других детей-волков Дина прожил среди людей
довольно долго — двадцать лет. Но несмотря на самое терпеливое обуче-
ние, его достижения за этот длительный период были такими: он научил-
ся одеваться, прямо стоять, хотя для него это никогда не было легким
делом, и пользоваться посудой.

Болл рассказывает и о другом мальчике-волке, из Лакнау — ребенке
десяти лет, которого нашли спустя два года после Дины. Его определили в
детский приют Секандра, но несмотря на многочисленные попытки обу-
чить его, ребенок так и остался совершенно диким; впрочем, его сомни-
тельным достижением было то, что он научился курить сигареты. Оба
мальчика так никогда и не научились говорить.

Среди детей-волков можно выделить несколько наиболее ярких пред-
ставителей, которые, несомненно, могли помочь легенде об оборотнях
продержаться последнюю сотню лет. Двух же самых знаменитых детей,
девочек-волков, Камалу и Амалу, нашли в 1920 году.

Доктор Дж. Сингх, попечитель сиротского приюта в Манднапоре,
написал длинный и подробный отчет о своих наблюдениях за двумя де-
вочками-волками, находившимися на его попечении; записи делались на
протяжении длительного времени, так что достоверность его наблюде-
ний не вызывает сомнений, к тому же они подтверждены другими очевид-
цами. Итак, обратимся к записям доктора.

В октябре 1920 года, когда он читал проповеди в районе Годамури, к
нему подошли несколько возбужденных местных жителей и рассказали о
«фантастических существах», живущих в джунглях. Доктор решил отпра-
виться посмотреть на эти существа.

Его завели глубоко в джунгли, и после наступления сумерек он и
сопровождавшие его жители увидели семейство волков, появившихся из
вырытой на склоне оврага норы. Впереди шли три взрослых волка, потом
бежали два волчонка, а за ними двигались, по определению перепуганных
крестьян, два «чудища». Это были два диковинных животных, которых
Сингх не мог классифицировать.

Они передвигались на четырех конечностях, а длинные спутанные
волосы закрывали лица. После того как «чудища» выскочили из берлоги,
доктор Сингх едва удержал своих спутников, собравшихся стрелять по
ним из ружей. Он предложил поймать их. Однако «чудища» вызывали та-
кой страх, что он вынужден был отправиться в отдаленную деревню, что-
бы найти добровольцев для их поимки.

Через неделю доктор вернулся к волчьему логову. Двух волков в нем
не было, а волчицу, охранявшую вход, пришлось застрелить. Преподоб-
ный Сингх и его подручные были изумлены, обнаружив в логове двух вол-
чат и двух человеческих детенышей. Последние были голыми, покрыты
болячками и синяками, но проявляли большую агрессивность, чем их
товарищи-волки, и были готовы энергично защищать свою территорию.

Детей забрали из берлоги и отдали местным жителям, те же при пер-
вой возможности избавились от них, и доктор Сингх нашел девочек не-
сколько дней спустя полумертвыми от голода. Он постарался выходить
их, заставляя есть молоко и другую питательную пищу. Младшей, Амале,
было лишь восемнадцать месяцев, а старшей, Камале — так их окрестил
доктор Сингх — около восьми лет. Кожа у обеих была изрядно поцарапа-
на и покрыта мозолями, языки высовывались изо ртов, они скалили зубы
и тяжело дышали.

Еще более удивительные факты выяснились позже. Дети были не-
способны видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах.
Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода. Спали они
всего лишь пять-шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли
жажду, лакая жидкость.

Обе девочки ползали на коленях и локтях, когда находились в ком-
нате, но на улице они довольно быстро бегали, вставая на ладони и ступ-
ни. Они рычали на людей, изгибали спины, подобно водкам, при прибли-
жении того, кого они считали опасным. Они «охотились», преследуя цып-
лят и других домашних животных, рыскали по двору в поисках выброшен-
ных потрохов и с жадностью пожирали их.

Но эти дети-волки прожили недолго в цивилизованной обстановке.
Младшая девочка, Амала, прожила в неволе меньше года, она скончалась
от нефрита в сентябре 1921 года. Камала прожила около девяти лет. По-
степенно она научилась ходить, хотя до конца жизни ей так и не удава-
лось избавиться от своей волчьей походки. Она начала умываться, пользо-
ваться стаканом и даже выучила несколько слов, но продолжала есть сы-
рое мясо и потроха, избегала собак. То, что она обучилась примитивной
речи, означает, что при рождении у нее не было умственных дефектов и
что ее волчьи повадки были целиком переняты у «приемных родителей».

Неудивительно, что простые индийские крестьяне были напуганы
«чудовищами» из пещеры — даже в 1920 году страх перед оборотнем, как
и перед волком, оставался одним из древнейших первобытных инстинк-
тов человека.

Со смертью Камалы закончилась одна из интереснейших историй
нашего времени, хотя разговоры о ней и ее изучение продолжаются по
сей день. Многие обстоятельства, окружавшие жизнь этих детей-волков,
покрыты мраком. Например, возникают естественные вопросы: почему
дети не были немедленно съедены волками? Откуда взялась вторая де-
вочка? Но природа хранит эти тайны.

Теперь обратимся к последнему примеру из этой серии — Виктору,
дикому мальчику из Аверона.
Виктор из Аверона появился раньше Каспара Хаузера, и его случай
выглядит менее загадочным. Он тоже содержит ряд уникальных обстоя-
тельств, но сам Виктор и вся его жизнь подверглись, несомненно, более
детальному изучению. Начало его истории как две капли воды похоже на
начало истории другого мальчика-волка, исключая, естественно, Каспара.

Это произошло в 1797 году (странный юноша на улицах Нюрнберга
появится только через 32 года), когда крестьяне удаленного района в де-
партаменте Тарн (Южная Франция) впервые заметили странное суще-
ство, прятавшееся в густых зарослях.

Крестьяне боялись голого и растрепанного «дикого человека» и,
несмотря на многочисленные встречи, не могли установить с ним близ-
кий контакт.

В апреле 1797 года этого мальчика, которому, как оказалось, было
около девяти лет, заметили играющим вблизи небольшой деревушки Ла-
Басин. Местные жители поймали его и поместили в сарай, но ребенок
сбежал оттуда и долго скрывался в лесу.

Прошло около пятнадцати месяцев, прежде чем его опять заметили.
В июле 1798 года трое охотников с большим трудом поймали дикаря и
поместили в один дом в близлежащей деревне. Хозяева проявили полную
безалаберность, и всего лишь через неделю Виктор опять сбежал, вып-
рыгнув в окно.

На этот раз одинокий голый ребенок пережил в лесу чрезвычайно
холодную зиму, что свидетельствует о его необыкновенной приспособ-
ленности. Он, видимо, вновь приобрел выносливость доисторического
человека и способность выживать без соответствующей одежды в экстре-
мальных климатических условиях.

Ему, вероятно, нравилась эта местность, поскольку 9 января 1800
года он вновь появился вблизи Ла-Басина и был немедленно задержан
фуппой крестьян. Мальчик был голый, со спутанными волосами, покрыт
шрамами и болячками и чрезвычайно напуганный.

На следующий день его поместили в больницу и там впервые тща-
тельно осмотрели. Первым обследовал Виктора, так назвали ребенка,
естествоиспытатель Пьер-Жозеф Бонатер. Позднее Бонатер написал под-
робный отчет, опубликованный в Париже, под названием «Исторические
заметки о дикаре из Аверона». Этот отчет вызвал интерес медиков и есте-
ствоиспытателей.

Виктор, вероятно, был самым необычным из всех детей-волков, под-
вергшихся длительному изучению. Как и многие другие такие дети, он
Раздражался без видимых причин, засыпал с наступлением сумерек и про-
сыпался с рассветом и был не в состоянии понять, что видит в зеркале
свое отражение.

Но Виктор любил смотреть на свое отражение в спокойной воде
пруда; долгие ночные часы он зачарованно глядел на луну; его не интересовали другие дети или их игры, и он не раз разжигал костер из деревян-
ных игрушек.

Звуки, которые издавал найденыш, напоминали хрюканье Возмож-
но, самой противоестественной его особенностью было то, что он никог-
да не улыбался и лишь странно кривил рот. Виктор совсем не мог сосре-
доточиться. Его постоянно мучили судороги.

Кожа мальчика была до такой степени нечувствительна к боли, что
он мог вытаскивать руками из огня горящие поленья. Обоняние было
тоже особенным, он не чувствовал некоторых запахов, даже если веще-
ство подносили к самому его носу. Вызывал удивление его слух. в прово-
димых экспериментах мальчик не проявлял ни малейшего волнения или
испуга, когда вблизи него стреляли из пушки, но оборачивался на очень
слабые звуки, например на шум шагов идущего позади человека. И что
особенно удивительно он не мог отличить музыку и человеческий голос
от других звуков. Виктор, как и его собратья по несчастью, не любил
спать на кровати и вообще спокойно переносил любой дискомфорт. Но
мальчик, способный переносить тяготы дикой жизни, оказался совсем не
приспособлен к жизни цивилизованной: даже обезьяна быстрее перени-
мала многие человеческие привычки, чем этот ребенок-волк.

Особенно поражала исследователей его невосприимчивость к силь-
ному холоду — мальчик зимовал в лесу голым. Из пищи предпочитал яго-
ды и каштаны, питая отвращение к более мудреной еде.

Ребенок постоянно рвался на волю, но теперь стражи были начеку,
и все его попытки кончались неудачами. Вскоре мальчика перевезли в
Париж, где его обследовал доктор Пинель, известный в то время психо-
лог. Он категорически заявил, что Виктор — просто дебил, и этим объяс-
няются все отклонения в его развитии.

Но Виктору неожиданно повезло. Молодой доктор Жан Марк Итар,
которому было всего лишь 25 лет, когда он впервые познакомился с Вик-
тором, в 1800 году был назначен на должность главного врача в Импера-
торский институт глухонемых в Париже.

Итар обследовал мальчика и не согласился с великим Пинелем.

Он провел шесть с лишним лет в упорной и терпеливой борьбе, пы-
таясь вернуть Виктора, бедного дикаря из Аверона, обратно в человечес-
кое состояние. Его усилия первопроходца, понимание нужд своего паци-
ента и глубокое знание вопроса были вознаграждены: состояние Виктора
значительно улучшилось, хотя он и не стал членом человеческого обще-
ства в привычном понимании

Итар опроверг заслуженного психолога Пинеля: Виктор не был врож-
денным идиотом, он был ребенком, лишенным возможности нормально
развиваться, и хотя Итар не смог стереть из его сознания годы, проведен-
ные среди зверей, он все же обогатил его жизнь, вернув человеческое дитя
к людям
Виктор был классическим примером настоящего мальчика-волка,
он так и не научился говорить, несмотря на все героические усилия док-
тора Итара.

По-видимому, его самым большим интеллектуальным достижением
за все это время были минуты вдохновения, когда он сделал карандашни-
цу из старого вертела. Но он очень полюбил разнообразную домашнюю
работу, особенно охотно рубил дрова. Он мог заниматься этим часами,
никогда не уставая и не скрывая явного удовольствия.

Шесть лет доктор Итар работал с Виктором, а его наблюдения, опуб-
ликованные позднее, свидетельствуют о замечательной одаренности это-
го человека в избранной им области.

Теперь мы с полным основанием можем сказать, что судьба Виктора
сложилась довольно счастливо, если сравнивать с теми случаями, кото-
рые мы уже разбирали. О нем всегда хорошо заботились, жил он в при-
стройке Парижского института глухонемых. Более того, благосклонное
и, как можно почувствовать, просвещенное правительство назначило де-
нежную помощь некой мадам Герин, присматривавшей за Виктором. Умер
Виктор из Аверона в 1828 году, когда ему исполнилось сорок лет.

...В начале 1996 года в одном из отдаленных районов Китая было
поймано странное маленькое существо — покрытый шерстью ребенок,
которого прозвали «мальчик-панда».

Охотники обнаружили малыша в компании симпатичных и медли-
тельных бамбуковых медведей. Это уже третий случай в истории, когда че-
ловеческое дитя выросло среди панд: первый был зафиксирован в 1892 году,
а второй —в 1923-м.

Обследовавшие мальчика ученые отметили множество аномалий в
его поведении: передвигался он только на четвереньках, а на ногах даже
стоять не мог — падал; не умывался, а вылизывал себя, как кошка; ел
листья и молодые побеги бамбука; чесался и фыркал, как дикое живот-
ное; рычал, если был чем-то недоволен.

Хоу Мэнь Лу, биолог из Пекина, изучавший мальчика-панду, счи-
тает, что мальчика, вероятно, в раннем детстве потеряли родители, а
может быть, намеренно оставили в лесу, испугавшись его внешнего вида.
И неудивительно: малыш родился со значительными генетическими от-
клонениями — все его тело покрыто густыми волосами. Затем, очевид-
но, его нашли панды и по ошибке приняли, так сказать, за члена своей
семьи. Соответственно и воспитали. Не считая нескольких несуществен-
ных отличий, мальчик-панда вел себя точно так же, как и его приемные
^Родители».

Новоявленного Маугли поймал 36-летний охотник Куан Вай. И сейчас приемыш живет вместе с ним, его женой и пятилетней дочкой.

Ученые считают, что этому ребенку должно быть от полутора до
двух лет На руках и ногах у него были длинные крепкие ногти, больше
похожие на когти, он проворно лазал по деревьям и поначалу кусал ^
царапал всех, кто к нему приближался. Однако после нескольких неделі
пребывания в семье немного пообвыкся и даже начал проявлять привя-
занность к новым «маме» и «сестренке». Он научился стоять на ногах я
произносить несколько слов. Но до сих пор, если чем-то расстроен, он не
плачет, а скулит, как собачонка.

«Семья Куана очень полюбила малыша, несмотря на его странный|
вид и повадки дикого животного, — отмечает доктор Лу. — Они говорят, |
что хотели бы оставить его у себя. Однако мальчик представляет боль-
шую научную ценность: изучая его, мы сможем лучше понять процессы
развития человека в обществе и вне его. А поэтому мы собираемся взять
ребенка в Пекинский университет, чтобы провести многоступенчатые ис-
следования. Впрочем, после этого я не вижу особых препятствий для его
возвращения в новый дом».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии