Квантовое бессмертие часть 132

Квантовое бессмертие часть 132

Согласно теории многомировой интерпретации квантовой механики, если человек или любое другое разумное существо умирает в одном мире, то непременно продолжает жить в другом. В мирах, где человек умирает, он просто перестает существовать, но будет осознавать себя только в тех вселенных, где выжил — и так до бесконечности.
Квантовое бессмертие - это мысленный эксперимент, который утверждает, что человек бессмертный, потому что до смерти мир расщепится на множество, а прямой наблюдатель может существовать только в том мире, где он остался жив.
Основные постулаты квантовой механики
Три постулата. Вся квантовая механика состоит из принципа относительности измерений, принципа неопределенности Гейзенберга и принципа дополнительности Н.Бора. Все дальнейшее в квантовой механике основывается на этих трех постулатах. Законы квантовой механики – это основа изучения строения вещества.

РУСАЛКИ И ЕДИНОРОГИ

В мировом фольклоре существует множество историй о полужен-
щинах, полурыбах, обольстительных обитательницах морских пучин Ис-
токи этих легенд восходят к Древнему Вавилону Почему они сохрани-
лись и по сей день9 Может быть, правы современные психологи, утверж-
дающие, что этот образ символизирует сексуальное желание, ведущее к
саморазрушению9 В наши дни люди, как правило, отрицают существова-
ние русалок, так же как и единорогов Эти мифические существа, с телом
лошади или другого животного, но обязательно с одним единственным
рогом, часто упоминаются в сказках и преданиях Только ли благодаря
человеческой фантазии вошли они в фольклор9

Теплым летним днем 1890 года учитель Уильям Монро прогуливался
по пляжу в шотландском графстве Кэйтнесс Внезапно на камне, высту-
павшем из моря, он заметил существо, похожее на сидящую обнаженную
женщину Если бы Монро не знал о том, что заплывать за камень крайне
опасно, то у него не возникло бы никаких сомнений в том, что он наблю-
дает за женщиной Но что-то было во всем этом странное, и он начал
присматриваться Нижняя часть тела была под водой, но Монро видел
обнаженные руки, расчесывающие длинные, блестящие каштановые во-
лосы Через несколько минут существо соскользнуло с камня в море и скрылось из вида.
После долгих внутренних колебаний спустя 12 лет Монро послал
заметку в лондонскую «Тайме» В письме он очень осторожно и сухо опи-
сал это создание «Голова была покрыта волосами вышеуказанного цвета

(каштановые), слегка темнее на макушке, лоб выпуклый, лицо пухлое,
щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие
на человеческие, зубы я разглядеть не мог, поскольку рот был закрыт,
груди и живот, руки и пальцы того же самого размера, что и у взрослого
представителя человеческой расы, то, как это существо использовало свои
пальцы (при расчесывании), не предполагает наличие перепонок, но на-
счет этого я не уверен»

Монро сказал, что хотя другие, заслуживающие доверия люди утвер-
ждали, что видели это существо, он им не верил, пока не увидел его само-
стоятельно И, увидев, убедился в том, что это существо было русалкой
Он выражал надежду, что его письмо может помочь подтверждению «су-
ществования феномена, до сих пор почти не известного натуралистам,
или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что не-
способен постичь »

Из этого вполне логичного письма следует, что вера в русалок не
была прерогативой матросов, сходящих с ума от скуки и воздержания в
длительных океанских путешествиях Фактически русалки, как и драко-
ны, — символ почти универсальный Упоминания о них можно встретить
в фольклоре всех стран мира, и если в стране нет моря, ее домом стано-
вятся река или озеро Похоже, что, как и в случае с драконом, возникно-
вение русалки связано с символическим выражением некоторой внутрен-
ней потребности мужчин

Недостижимая соблазнительница, сексуальная и сладострастная,
и в то же время холодная и неуловимая Ее вечные молодость и кра-
сота, волшебный голос и искусство обольщения завлекают в ловушку
беспомощных моряков В интерпретации современных психологов она
является символом смешения сексуального влечения и смерти, жела-
ния мужчины полностью забыться, даже зная, что это означает само-
уничтожение

За легендами о русалках скрывается целая серия романтических меч-
таний и стремление к идеалу — к женщине недоступной, непохожей на
простых смертных На том самом месте, где с Монро произошла эта «по-
разительная история», ранее случались еще более удивительные проис-
шествия Местные предания гласят, что однажды русалка подарила неко-
ему юноше золото, серебро и алмазы, собранные ею на затонувшем ко-
рабле Он принял подарки, но некоторые драгоценности отдал своей лю-
бимой девушке Но, что еще хуже, он не встретился с русалкой обещан-
ное число раз, чем вызвал ее ревность и гнев Однажды она подплыла к
его лодке и направила ее к ближайшей пещере, сказав, что там находятся
все когда-либо потерянные в этом заливе сокровища В это мгновение
юноша уснул

Проснувшись, он обнаружил, что прикован к камню золотыми це-
пями так, что мог дойти только до груды алмазов у входа в пещеру И хотя
теперь он обладал сокровищами и русалкой, выполнявшей его желания,
при этом он оставался пленником. Он оказался в ловушке благодаря соб-
ственной жадности.

Хорошо известно, что русалки жестоко мстят, будучи обманутыми
или как-то обиженными. Источником этих представлений о русалках,
возможно, являются сексуальные фантазии мужчин о непокорном созда-
нии, помешанном на исполнении только собственных желаний. Соглас-
но некоторым легендам, русалка — это падший ангел, пищей которому
служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой она завлекает моряков
в свои сети. (И здесь этот образ смешивается с сиреной.) Если же, что
бывает довольно редко, такой способ привлечения не срабатывает, она
полагается на уникальный запах своего тела, которому не может проти-
виться ни один мужчина. Поймав и усыпив свою жертву, она раздирает ее
на кусочки острыми зелеными зубами.

Согласно менее жестокой легенде, русалки и тритоны жили в под-
водном царстве, среди множества сокровищ. Свои жертвы они забирали к
себе. Поэтому моряки считают русалку плохой приметой. Это означает,
что увидевший ее вскоре утонет в море.

Похоже, корни легенд о русалках восходят к могущественным вави-
лонским божествам, связанным с солнцем и луной. У бога солнца Оан-
неса было тело человека, его венец был сделан из головы рыбы, а мантия
из рыбьей чешуи. Постепенно его вытеснил бог Эа, уже полурыба-полу-
человек, и можно предположить, что возникновение мифов о тритонах
связано именно с ним. Богиня луны Атаргартис, полуженщина-полуры-
ба, была предшественницей русалок. Вавилоняне верили, что когда солн-
це и луна заканчивают свое ежедневное путешествие по небесному своду,
они погружаются в море. И им казалось естественным, что боги солнца и
луны должны иметь подходящие тела для жизни как под водой, так и вне
ее. Необычные тела этих богов — соединение человека и рыбы и способ-
ность погружаться в неизведанные океанские пучины — добавляли им
таинственности. Русалки унаследовали эти качества. Может быть, зерка-
ло, с которым их часто изображают, символизирует луну, влияющую на
приливы и тем самым увеличивающую власть русалок. Видимо, связь с
этими богами, наделенными в дохристианское время исключительным
могуществом, увеличивала веру людей в легенды о русалках.

Другие прямые предшественники русалок — тритоны в греческой
мифологии. Тритоны могли вызывать штиль или шторм, а их тела, как и у
русалок, состояли из двух частей — одна принадлежит человеку, другая —
рыбе. Хотя сирены в греческой мифологии были полуженщинами-полу-
птицами, они, подобно русалкам, чудесным пением заманивали людей к
себе. Когда греческий герой Одиссей пытался миновать их, он заткнул
уши своим морякам воском, а себя привязал к мачте, чтобы не поддаться
искушению их пения.

Индийские речные нимфы имели человеческий облик, но многое
объединяло их с русалками. Они искусно играли на лютне и, конечно,
были необычайно красивы и соблазнительны. Непостоянные и ищущие
все новых побед, они никогда не мстили мужчинам и стремились прино-
сить радость.

С установлением христианства в легендах о русалках появилась но-
вая тема: они описывались как существа, страстно желающие получить
душу. Христиане считали, что русалка может обрести душу, только по-
обещав оставить море и мечты вернуться туда когда-либо, и поселиться
на суше. Это приводило русалку к жестокому внутреннему конфликту,
так как для существа, являющегося человеком только наполовину, такая
жизнь невозможна.

Известна трогательная и печальная история, датированная VI ве-
ком, о русалке, ежедневно навещавшей монаха из святого братства Ионы
на маленьком островке недалеко от Шотландии. Она молила о душе, и
монах молился вместе с ней, чтобы придать ей сил оставить море. И хотя
русалка страстно полюбила монаха и очень хотела иметь душу, она была
не в силах предать море. И, в конце концов, горько плача, она покинула
остров навсегда. Говорят, что пролитые ею слезы превратились в гальку, и
до сих пор серо-зеленые камешки на побережье Ионы называют «слезами
русалки».

Тюленей с их гладким телом и некоторыми чертами поведения, на-
поминающими человеческие, довольно долго связывали с русалками.
Многие ученые считают, что истории о русалках основаны на впечатле-
ниях от мимолетных встреч с тюленями. В легендах о русалках тюлень
обычно фигурирует как их неизменный спутник. Существует история о
том, как однажды рыбак оглушил и освежевал тюленя, а потом бросил
его, еще живого, назад в море. Пожалев животное, русалка отправилась
на поиски кожи. Но ее поймал товарищ того рыбака, и она умерла от
слишком долгого пребывания на воздухе. И после этого, в благодарность
за ее храбрость, тюлени всегда стали сопровождать русалок.

В Скандинавии, Шотландии и Ирландии существует множество ле-
генд о людях, вынужденных жить в море в облике тюленя и только иног-
да, на берегу, превращающихся в человека. Некоторые думали, что тюле-
ни — падшие ангелы, другие считали их душами утонувших людей или
жертвами наложенного заклятия. В некоторых ирландских семьях суще-
ствовало поверье, что предками людей были тюлени. В Малой Азии це-
лый народ связывал свое возникновение с эпизодом, описанным в гречес-
кой мифологии. Морская нимфа превратилась в тюленя, чтобы избежать
навязчивого внимания сына Зевса Однако она опоздала, поскольку вско-
ре после превращения родила сына Его назвали Фокус — «тюлень». Фо-
койцы гордились своим происхождением от морской нимфы, и их монеты
Украшало изображение тюленя.
Эти два создания — русалки и морские нимфы — имеют много об-
щего, и поэтому во многих легендах совершенно невозможно понять, о
ком идет речь. И те и другие любят петь и танцевать и обладают даром
пророчества. Существуют истории о том, как морские нимфы и русалки,
полюбив человека, долгие годы жили на берегу. Многие считали, что у
каждой русалки есть корона, без которой она не может вернуться в море.
И если мужчине удастся украсть ее и спрятать, то он может жениться на
русалке; но если она когда-нибудь найдет свою корону, то тут же исчез-
нет с ней в волнах. Точно так же мужчина может взять в жены морскую |
нимфу, но для этого он должен выкрасть и спрятать ее вторую, «тюле-|
нью» кожу. По этому поводу существует множество легенд. Нижеследую-1
щее старинное предание шотландских горцев — одно из многих. Мужчи-|
на страстно полюбил прекрасную морскую нимфу, выкрал эту кожу и|
тщательно спрятал. Затем они поженились, у них появились дети, и все1
жили очень счастливо Но однажды один из сыновей нашел спрятанную
кожу и показал ее матери. Ни секунды не раздумывая, она надела ее и
радостно бросилась в море, навсегда покинув своих детей.

Говорят, что в 1403 году русалка проникла в реку через разрушенную
плотину рядом с Эдамом, Голландия, и была поймана. Ее судьба отлича-
лась от обычной участи пойманных русалок. Последующие 15 лет она
прожила в Хаарлеме, научилась прясть и слушаться свою хозяйку. После
смерти ее похоронили по христианским обычаям.

В некоторых областях легенды о русалках живут довольно долго. В
1895 году жители валлийского порта Милфордская Гавань еще верили, что
русалки, или морские феи, регулярно наведываются на городскую ежене-
дельную ярмарку. Они добираются до города по подводной дороге, быст-
ро покупают все необходимое (черепаховые гребни для волос и тому по-
добное) и исчезают до следующего ярмарочного дня.

Однако наиболее популярными истории о русалках были среди мо-
ряков. Ранее скептически настроенный Христофор Колумб отметил во
время своего первого путешествия, что видел трех резвящихся в море ру-
салок вдали от побережья Гвианы. На протяжении долгих месяцев морс-
ких путешествий моряки страдали от скуки и половой неудовлетворенно-
сти и, может быть, поэтому видели русалок регулярно. Возможно, имен-
но благодаря сексуальным фантазиям морские млекопитающие, такие как
грациозные тюлени или даже нелепые дюгони и морские котики, начина-
ли казаться им прекрасными полуженщинами? Кто знает?

Знаменитый английский путешественник Генри Гудзон описывает
свою встречу с русалкой как заурядный случай. В его дневнике за 15 июня
1625 года встречается следующая запись: «Один из команды, посмотрев за
борт, увидел русалку. Вверх от пупка ее грудь и спина были как у женщины... очень белая кожа и спадающие вниз черные волосы. Когда она нырнула, они увидели ее хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели». В России русалки были «высоки-
ми, бледными и печальными»; о них писали и в Таиланде, и в Шотландии.
Там, в мае 1658 года в устье реки Ди были замечены русалки, и «Абердин-
ский альманах» обещал путешественникам, что они «обязательно увидят
прелестную стайку русалок, изумительно красивых созданий».

Поскольку слухи о русалках множились, начали появляться неиз-
бежные в таких случаях подделки. Обычно их изготовляли, соединяя вер-
хнюю часть обезьяны с рыбьим хвостом. Одна из них, возможно, изготов-
ленная в XVII веке, была показана на выставке подделок, проведенной
Британским музеем в Лондоне в 1961 году. Большинство из этих так назы-
ваемых русалок были необычайно уродливы, однако вызывали неизмен-
ный интерес.

В одном издании 1717 года есть изображение предположительно под-
линной русалки. Подпись: «Похожее на сирену чудовище, пойманное на
побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину 1,5 мет-
ра, телосложением похоже на угря. Прожило на суше 4 дня и семь часов
в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мыши-
ный писк. Предложенных моллюсков, крабов и морских раков есть не
стало...»

Русалками заинтересовался даже Петр I. Он обратился к датскому
колониальному священнику Франсуа Валентину, писавшему на эту тему.
Последний мог добавить немногое, но описал еще одну русалку из Ам-
бойны. Ее видели более 50 свидетелей, когда она резвилась вместе со сво-
им приятелем. Священник был убежден в правдивости рассказов о русал-
ках. «Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, —
писал он, — то, в частности, эти. То, что некоторые в них не верят, ниче-
го не значит; всегда найдутся люди, отрицающие существование таких
городов, как Константинополь, Рим, Каир, только потому, что им не
пришлось их увидеть».

Хотя предполагалось, что русалки жестоки и развратны, моряки были
уверены в их нежности и непорочности. Стремление поймать русалку и,
возможно, оставить себе для разного рода забав было так велико, что
матросам повсюду виделись героини их эротических грез. Один автор как-
то заметил: «То, что человеческая фантазия из океанских пучин породила
этих прекрасных, загадочных и опасных морских богинь, должно было,
безусловно, отвечать каким-то основным человеческим потребностям».

Почти везде в Европе в средние века соборы и церкви украшали вы-
точенные из камня или вырезанные из дерева русалки. Но, начиная с
середины более просвещенного XIX века, вера в них ослабела. Когда па-
роходы заменили парусные суда и морские путешествия стали значитель-
но короче, моряки все реже стали рассказывать о том, что их соблазняли,
обольщали или дразнили сирены. Однако русалки не были полностью
забыты. В 1900 году на севере Шотландии землевладелец Александер Ганн
снова встретил одну из них. Когда он вместе со своей собакой пытался
спасти застрявшую в расщелине овцу, то, подняв голову, встретился взгля
дом с облокотившейся на соседний риф русалкой. У нее были волнистые
золотисто-рыжие волосы, зеленые глаза и изогнутые дугой брови. Она была
необычайно хороша. Трудно сказать, кто был поражен больше — он, ру-
салка или собака. Однако первой дала выход своим чувствам собака. Ску-
ля и поджав хвост, она бросилась за спину фермера. Ганн видел, что ру-
салка испугана, но все же больше разгневана. Позднее он сказал своему
другу: «То, что я видел, — правда. Я действительно встретил русалку».

Через 50 лет, прогуливаясь в том же месте, две девочки наткнулись
на русалку, оставленную на мели отливом. По описанию она походила на
ту, что встретилась Ганну. Вскоре после этого, в совершенно иной части
света, к достаточно скудному перечню встреч с русалками в XX веке была
добавлена еще одна. Это случилось 3 января 1957 года, когда путеше-
ственник Эрик де Бишоп плыл на своей модели реконструированного
древнего полинезийского плота из Таити в Чили. В книге «Таити-Нуи»,
опубликованной через два года, он рассказывает, что внезапно вахтенный
повел себя очень странно. Матрос начал доказывать всем, что видел не-
понятное существо, выпрыгнувшее из воды на палубу. Балансируя на хво-
сте, это существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, вста-
ло прямо перед ним. Прикоснувшись к незваному гостю, моряк получил
в ответ такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в
волнах. Так как на руках моряка была сверкающая рыбья чешуя, де Би-
шоп не усомнился в правдивости этой истории — встреча с русалкой дей-
ствительно произошла. В 1961 году, через четыре года, туристская фирма
острова Мэн устроила «неделю рыбной ловли» и предложила приз тому,
кто поймает живую русалку в Ирландском море. Сразу же появилось не-
сколько сообщений о рыжеволосых нимфах, резвящихся в волнах. Не-
смотря на это, никто не был пойман. Ирландские русалки оказались столь
же неуловимы, как и их сестры в прошлом.

Конечно, сейчас очень немногие люди могут искренне сказать, что
они действительно верят в существование русалок. Тем не менее русалки
обрели некую псевдореальность. Легенды о них настолько распростране-
ны и завораживают, что русалки, как и драконы — порождения челове-
ческого подсознания, — превратились в символ. То же случилось и с еди-
норогом.

Это мифическое существо в принципе может быть любым живот-
ным, но обязательно должно обладать единственным длинным рогом.
Как и в случае с драконами, облик и поведение единорога варьируется в
зависимости от местности, в которой сложена легенда. Иногда он похож
одновременно на нескольких животных, или может быть каким-то впол-
не определенным зверем — лошадью, козой или даже змеей. На Западе
его описывают диким животным, любящим одиночество. Считается, что
его невозможно приручить. В Китае это мирное и ласковое существо,
приносящее удачу. Как и другие мифические существа, единорог симво-
лизирует множество явлений и понятий. Единственный рог является сим-
волом мужского начала и королевской власти, в некоторых случаях это
символ чистоты. Обладая рогом и женским телом, единорог сочетает черты
обоих полов. С китайского его название «ки-линь» переводится как «муж-
ской-женский». Соединение в одном существе противостоящих друг другу
мужского и женского начал указывает на то, что единорог являлся сим-
волом примирения и других противоположностей. Идея о гармонии про-
тивостоящих друг другу сил была важной частью мировосприятия древ-
них магов и алхимиков, поэтому в истории магии единорог играет важную
роль.

Впервые на Западе единорог был упомянут в книге про Индию гре-
ческим историком Ктесием в 398 году до н. э. Вот часть описания: «В
Индии встречается разновидность диких ослов размером с лошадь и даже
больше. Тело белое, глаза темно-голубые, голова —темно-рыжая. Изо
лба торчит рог, примерно метр в длину». Похоже, что Ктесий основывал-
ся на догадках и рассказах путешественников. В данном случае едино-
рог — смесь носорога, какой-то антилопы и дикого осла. В книге также
говорится, что рог на конце заострен, у основания он белого цвета, в
середине — черного и оканчивается пурпурным. Возможно, Ктесий про-
сто видел сосуд, раскрашенный таким образом и сделанный из рога, по-
скольку индийские правители обычно пили из подобных рогов. Он также
писал, что рог является отличным противоядием и пьющие из рога защи-
щены от судорог и отравления. До начала нового времени люди верили в
это свойство рога. Богатые и властьимущие платили бешеные деньги за
сосуды, предположительно сделанные из рога единорога.

Аптекари часто говорили, что в их арсенале лечебных снадобий имеется рог единорога. Порой ему приписывали способность воскрешать из
мертвых. Даже в XVII и XVIII веках аликорн — порошок, сделанный из
рога единорога, был включен в список лекарств, выпускаемых Английс-
ким королевским физическим обществом. Безумная стоимость этого ле-
карства вошла во многие поговорки. Аптекари объясняли высокие цены
тем, что единороги живут в Индии и порошок необходимо везти оттуда.

В 1641 году французский маркиз писал, что проездом в Лондоне на
выставке в Тауэре видел рог единорога. Это была собственность королевы
Елизаветы I, стоившая приблизительно 40 000 фунтов стерлингов. Маркиз
захотел проверить подлинность рога. Для этого необходимо было обернуть его в шелк и положить в огонь. Если рог настоящий, — утверждал
маркиз, — то шелк не сгорит. По счастью, присутствие стражи не позволило маркизу осуществить этот эксперимент.

Очищающие свойства рога описаны в известной средневековой ле-
генде. Множество животных в сумерки собираются у пруда. Но вода от-равлена, и они не могут ее пить. Вскоре приходит единорог, он погружает
рог в воду, и яд исчезает. В христианской интерпретации рог символизи- |
рует крест, а вода — мирские грехи.

Еще одна известная и символическая средневековая легенда — о том, і
как охотятся на единорогов. Единорог — это дикое существо, размером с
козла. Он слишком проворен и быстр для охотника. Его может поймать
только юная девственница, одиноко сидящая в лесу под деревом. Влеко-
мый ароматом целомудрия, единорог приближается и кладет голову к ней
на колени. Девственница нежно поглаживает его рог, пока единорог не
заснет. Тогда она отрубает рог и зовет охотников с собаками. Сексуальная
символика этой истории прозрачна и часто обыгрывается в эротической
культуре. Однако существует и христианская трактовка этой легенды.
Девственница — Дева Мария, единорог — Христос, а рог символизирует
единство Отца и Сына. Христос приносится в жертву для спасения греш-
ного мира.

Некоторые естествоиспытатели считали, что единорога можно вы-
вести искусственно. И в марте 1933 года это случилось. Американский
биолог доктор Франклин Дав прооперировал в университете штата Мен
однодневного айрширского теленка. Он трансплантировал в фронталь-
ную часть зародыши рогов теленка друг над другом, предполагая, что в
процессе роста они объединятся в один рог, как у единорога. В результате
этого успешного эксперимента появился однорогий бык. Он не был по-
хож на средневековые описания единорогов, которые усилиями придвор-
ных литераторов приобрели тонкость и изящество прекрасных скакунов.
Но его поведение отличалось от поведения обычных быков. Может быть,
когда-то раньше люди, такие как Франклин Дав, вывели подобное суще-'
ство, обладающее свойствами, отличающими его от двурогого собрата?1
И, возможно, именно эти существа послужили источником для возник-
новения первых легенд? Или все было гораздо прозаичнее и прообразом
единорога был обыкновенный носорог — индийский или африканский?
А может быть, все же единорог, мистическое и магическое существо —
продукт исключительно человеческого воображения?                ]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии