Терпением вашим спасайте души ваши

"ТЕРПЕНИЕМ ВАШИМ СПАСАЙТЕ ДУШИ ВАШИ" (Евангелие от Луки 21:19)
ПОТЕРПИТЕ! Пребудьте в служении Богу краткое время
земной жизни – и наследуете вечность полную радостей
и непрерывнаго наслаждения духовнаго!

"ТЕРПЕНИЕМ ВАШИМ СПАСАЙТЕ ДУШИ ВАШИ" (Евангелие от Луки 21:19)
Толкование на Лк. 21:19
1. Свт. Игнатий Брянчанинов
Ах! Нужно нам помнить это наставление Спасителя, нужно держаться за него
непрестанно, как держится слепец за руку путеводителя; потому что скорби, то и
дело, передают нас одна другой, как волна волне. – Перепродают нас одна другой,
как жестокий господин продает невольника другому господину, столько же или
более жестокому. И когда уже душа и тело истончатся скорбями, соделаются
"ТЕРПЕНИЕМ ВАШИМ СПАСАЙТЕ
ДУШИ ВАШИ" (Евангелие от Луки
21:19)
ПОТЕРПИТЕ! Пребудьте в служении Богу краткое время
земной жизни – и наследуете вечность полную радостей
и непрерывнаго наслаждения духовнаго!
слабыми, ничтожными подобно паутине, – принимает нас гроб!..
Для преодоления иной скорби нужно мужество; для изшествия из другой –
мудрость; для избавления от третьей – смирение. Но во всех скорбях, при всех
прочих добродетелях, непременно нужно терпение. Ни одна добродетель не может
состояться без терпения; добродетель, чтоб пребыть добродетелию, нуждается в
терпении. Кто поколеблется в добродетели, не претерпит в ней до конца, тот теряет
свою добродетель. Господь сказал о благоугождающих Ему, что они «плод творят в
терпении» (Лк. 8:15), повелел «душу свою стяжавать в терпении» (Лк. 21:19),
возвестил, что спасется только «претерпевый до конца» (Мф. 24:13). (Письма к
мирянам. Письмо 179.)
«В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19), – сказано странникам земли:
потому что путь наш узок и прискорбен, а мы слабы. «Сила Божия в немощи
совершается» (2 Кор. 12:9), опять утешительно наставляет нас Писание. Благодарю
братца Вашего за приписанныя строки! Если б у моего письма были глаза, то я
завещал бы им взглянуть на братца Вашего пристально, продолжительно и так
дружелюбно, чтоб этот безпрерывный страдалец невольно, приятно улыбнулся.
Христос с Вами.(Письма к мирянам. Письмо 180).
Пребудьте в служении Богу краткое время земной жизни – и наследуете вечность
полную радостей и непрерывнаго наслаждения духовнаго. Надо же наследовать
вечность!.. Не унывайте от преткновений, непогрешительность – несбыточная
мечта! Преткновения свойственны всем человекам, которым, по этой самой
склонности к падениям, повелено: «в терпении вашем стяжите души ваши.
Претерпевый до конца, той спасется» (Лк. 21:19, Мф. 10:22).(Письма к мирянам.
Письмо 182.)
2. Свт. Лука Крымский
В Евангелии от Луки читаем глубоко важное слово Христово: …терпением вашим
спасайте души ваши. О, Господи наш, Господи! Что говоришь Ты!? Неужели так
огромно, так безмерно значение добродетели терпения, что она может даже спасать
души наши?
Если, по слову Христову, так спасительно терпение, то его можно поставить рядом с
царицей всех добродетелей – смирением, рядом с кротостью, и надо нам глубоко
вдуматься в слово Господне о терпении. Постараемся же по мере нашего слабого ума
понять значение слов Христовых. Для этого нам нужно вспомнить, что человек
состоит из духа, души и тела, и что все тяжелое в жизни нашей – болезни, скорби
житейские, обиды и оскорбления – все переносим мы этим трехчастным естеством
нашим – и духом, и душею, и телом. Физические боли, страдания от болезней
воспринимаются, нередко в сильнейшей степени, душой и духом нашими. Наш мозг и
вся нервная система заведуют всеми нормальными и болезненными процессами в
теле нашем, регулируют и координируют их. А дух наш властвует и над душой. В
житиях святых мучеников Христовых мы с изумлением читаем, как легко и спокойно
переносили они невообразимо страшные мучения и пытки. Это непонятно
материалистам, и они считают это баснями, а мы знаем, что дух мучеников,
пламеневший безмерной верой во Христа и любовью к Нему, имел огромную власть
над телами их и мог могущественно смягчать их страдания.
Знаем, что в современной медицине немалую роль играет так называемая
психотерапия, т.е. словесное, психическое воздействие на больных, нередко
могущественно и благотворно влияющее на течение болезни. Если так велико и
благодетельно было воздействие терпения святых на их мучения, то неверие, ропот на
Бога, вопли и крики грешных людей только усиливают страдания их.
А нам, христианам, когда постигнет нас мучительная болезнь, и прежде всего
вспоминаем мы о врачах и лекарствах, не лучше ли первым делом вспомнить о
долготерпеливом Господе нашем Иисусе Христе, Которого пророк Исаия называет
Мужем скорбей и изведавшим болезни (Ис. 53:3)?
То же скажем и о перенесении обид. Умеем ли мы, как должно и угодно Богу,
переносить наносимые нам обиды и оскорбления?
О нет, к стыду нашему, нет. Даже в нашей христианской среде видим мы, как часто
бывает, что не стяжавшие добродетелей смирения и терпения отвечают на обиду
обидой, на оскорбление – оскорблением. И ссора все больше и больше разгорается и
доходит до драки, и даже кровопролития.
А молчаливое, спокойное перенесение обид всего лучше защищает от обидчика.
Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых.
Терпящих обиды защищает Бог. Да, следует брать пример с большинства наших
современников, придающих большое значение укреплению и усилению тела
физкультурой. Но нам нужно неустанно заботиться не столько о культуре тела,
сколько о совершенстве духа, в котором большая роль принадлежит упражнениям в
терпении, в безропотном терпении даже тяжелых болезней, в благодушном
перенесении обид и оскорблений, в обуздании злоязычия, в приобретении великой
добродетели терпения.
Будем помнить завет Апостола Петра в его первом соборном послании о подражании
Господу Иисусу Христу, Который будучи злословим… не злословил взаимно; страдая,
не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом
Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы
исцелились (1 Пет. 2:23-24).
Напомню вам также слова Апостола Павла в послании к Евреям, в котором он
говорит о тех тяжелых страданиях в преследованиях, которые терпели великие
праведники. Из них …иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы
получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и
темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от
меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те,
которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и
ущельям земли… Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с
себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить
предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса,
Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши
посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое
над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами
вашими (Евр. 11:35-38; 12, 1-3).
Свою проповедь закончу добрым пожеланием Апостола Павла: Господь же да
управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2 Фес. 3:5).
(Проповеди. Том II. О терпении. Неделя Крестопоклонная.)
http://bible.optina.ru/new:lk:21:19


Рецензии