Живописный космос Ф. Малявина. Часть 3. Афон
Греция, Святая гора Афон, монастырь св. Пантелеймона… Чистое, тёплое, сияющее море, щедрое солнце, сиреневая даль выступов прибрежных гор.
Именно здесь Филипп Малявин принял послух, постиг каноны, приёмы и техники иконописи. Юношеский запал, энергия и, конечно же , незаурядный талант позволили молодому художнику достаточно быстро пройти все ступени мастерства и стать ведущим иконописцем монастыря.
Вот, как описал пребывание Ф. Малявина в монастыре св. Пантелеймона один из его современников :
«Освоившись быстро со всеми приёмами иконописания, Малявин горячо принялся за работу, но тут встретилась новая беда: монастырь требовал с него точного списывания с установленных образцов, а Малявина неудержимо тянуло писать по-своему. Дают юноше скопировать образ, а он переделывает его на свой лад: дают другой, а он его изменяет до неузнаваемости. Должно быть , однако, работа Малявина производила впечатление в монастыре, потому что в конце концов его оставили в покое и дали ему даже расписать целую стену в одной церковке, к сожалению, скоро сгоревшей»
Монастырская жизнь была строго регламентирована : юный послушник читал и пел на клиросе, собирал мидии для монахов, растирал краски, расписывал притвор в монастырском кафедральном соборе, писал иконы.
Роль копииста Ф. Малявина не устраивала. Его душа жаждала новых знаний , развития.
В 1889 г. художник Николай Богданов-Бельский совершил паломническую поездку на Святую гору.
Очарованный девственными видами на горы и Эгейское море, художник начал писать свои пленэрные работы окрестностей.
Познакомившись с Н. Богдановым –Бельским, Малявин «в высшей степени заинтересовался пейзажем. Он задавал мне много вопросов, касающихся техники писания пейзажа, – рассказывал художник, – и я старался исчерпывающе удовлетворить его любопытство…».
Так Ф. Малявин с энтузиазмом погрузился в натурные зарисовки и постигал новые вершины, теперь уже, в написании марин.
Одна из них сыграла исключительную роль в его дальнейшей судьбе.
В 1891 г. Афон посетил известный скульптор Владимир Беклемишев. Живопись юного послушника восхитила его. Особенно понравился скульптору морской пейзаж.
К счастью, этот небольшой (10х16), скромный этюд маслом сохранился. Некоторое время он находился в семье Владимира Беклемишева, а затем был передан в Новгородский музей-заповедник. На реверсе этюда можно прочитать : «Работа Малявина Ф.А. На Афоне в монастыре до поступления в Академию художеств. В. Беклемишев»
Владимир Беклемишев действовал решительно : он пообещал оказать содействие при поступлении Филиппа в Петербургскую Академию Художеств, если тот согласится поехать с ним в столицу .
Своё слово скульптор сдержал.
Фото.Ф.А. Малявин. Пейзаж. 1889–1890. К., масло, 10х16
Новгородский музей-заповедник
Следующее http://stihi.ru/2022/06/04/2295
Свидетельство о публикации №122042204644
Его яркие краски восхищают. Добрых и солнечных дней.
С любовью и уважением
Аида Дружинина 31.05.2022 06:26 Заявить о нарушении
/
Обнимаю Вас, с любовью и огромным уважением,
Наталья Николаевна Максимова 31.05.2022 14:35 Заявить о нарушении