Созидая этот мир...

                «…Бог - создавая мир - находил в этом
                чистую и волнующую отраду…»
                (В. Набоков)


Созидая этот мир из тьмы и света,
Находил Бог в творчестве своём отраду -
Как поэт, сплетающий строфу сонета,
Как философ, вплётший истину в цитату.

Мы, как переводчики Святых Творений,
Плагиаторы и подражатели Его,
Раскрываем - сколь велик есть Божий Гений,
Комментируя пером божественность всего.


Рецензии
Перступив порог ПАНАЕВСКОГО театра, завороженный удивительной чистотой и душевностью женского вокала, прошел за кулисы, где, на сцене шел «прогон» вечернего выступления (частного Русского театра оперы Мамонтова, приехавшего на гастроли в Петербург).
Поразило Михаила до глубины души лирическое колоратурное сопрано, что струилось, заполняя пространство сказочной палитрой вокальных красок, выписывало дивные картины БОЖЕСТВЕННОГО творения , а чистый тон бесконечно растекался в пространстве, очаровывая!

Врубель встретил ЕЁ в театре, там, где свершалось таинство перевоплощения, там, где символы оживали, где мир фантастичен и изменчив, где царит прекрасное, а за светом рампы оживают видения.

…Савва Иванович Мамонтов(меценат, почитатель таланта, в доме которого жил ВРУБЕЛЬ), попросил художника закончить декорации к опере, поскольку Коровин заболел.
Врубель выполнил заказ, явился на премьеру.

Там ЕГО и встретила СУДЬБА, так долго водившая «по пустыне одиночества».

Он жаждал появления ГРЁЗЫ - ЛЮБВИ в реальной жизни, вызванной его искусством. И это случилось.

Хотя, прежде услышал, а потом увидел…
Такое могло случиться только с Врубелем.

…Он полюбил ее сразу, восхищаясь красотой,( хотя окружающие не находили красивой, считали, что черты лица не были правильными, а художник придумал ее).

Но когда звучал ее голос, когда длинные, красивые гибкие руки, о которых говорили все, будто обнимали воздух, сливаясь со звуком, - чудилась ему воплощенная живая женщина-песня. «Все певицы поют как птицы, а Надя - как человек!»

Больше ОНИ уже не расстанутся... "в горе и радости, пока смерть не разлучит ИХ".
…Женитьба на актрисе и любовь к театру стали толчком для создания работ, посвященных любимой жене, музыкальным и литературным произведениям.

В этом сезоне Врубель впервые близко соприкоснулся с миром театра, который его очаровал раз и навсегда.

Впоследствии работы по оформлению сцены, его декорации к спектаклям жены будут вызывать восхищение и зрителей, и критики, а пока он начал с малого – с тщательнейшей разработки и создания костюмов для супруги и не только сценических, но и повседневных.
Как художник-постановщик спектаклей, Михаил Александрович обязан разрабатывать фасон сценических костюмов действующих лиц,
«создавал личный модельер» для своей жены домашние платья, изыски сценических и праздничных фасонов одежды!

Приложил дизайнерскую руку к «изобретению» домашней утвари, мебели. Многочисленные полочки, утренний туалетный столик жены, стульчики, даже кухонная мебель – все было сделано рукой художника и задрапировано любимыми им оттенками различных цветов.
Девиз его жизни, который он оправдывал каждым своим вздохом – «Il vera nel bella», с итальянского «Истина в красоте».
«...Глядя на Врубеля, на его светлые волосы, желтоватые глаза, на его сдержанную скромность, я почему-то подумал: это Моцарт» - позднее напишет о первом впечатлении от знакомства с Михаилом Александровичем коллега по цеху - художник Коровин.
Михаила Александровича не назвали бы красавцем-сердцеедом. Но, среди его несомненных достоинств были: юридический факультет университета, академия художеств, плюс к этому - безукоризненные манеры, невероятный кругозор, блестящая образованность – он говорил на восьми языках. Несмотря на небольшой рост, был развит физически, хорошо сложен, увлекался лошадьми и сам был прекрасным наездником, владел искусством профессионального жокея. В поведении, образе жизни, манере общении с людьми, даже во вкусах и привычках это был самый настоящий барин.
«В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние», – напишет сестре вскоре после свадьбы Надежда Ивановна, делясь своим СЧАСТЬЕМ.
Жизнь была прекрасна.
Художник работал после завтрака несколько часов, пообедав, супруги шли на прогулку, ВЗЯВШИСЬ за РУКИ, напоминая окружающим пастушка и пастушку из интермедий. Вечер проходил в жарких дискуссиях о музыке, последних работах, вернисажах общих знакомых, и к полуночи все расходились, пожелав друг другу спокойной ночи.
Молодая жена засыпала только тогда, когда по обыкновению муж брал в руки книгу и читал ей вслух.

" Надежду Ивановну нельзя было назвать красавицей, но она была столь женственна, грациозна, хрупка и трогательна на сцене, что в сочетании со своим необыкновенным голосом покоряла абсолютно всех. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки" , – восторгался известный композитор, музыкальный и общественный деятель М. Ф. Гнесин.

«Надин выходной костюм: синий сарафан, синяя кисейная кофточка, белая шляпа с голубым и белое шевиотовое фигаро слилось в довольно забавную смесь empire с Москвой;
Надя в нем щеголяла в Киеве», – напишет сестра художника Анна Александровна Врубель.
Известная оперная певица М. А. Дулова , с лёгкой завистью подчеркнёт: «Михаил Александрович всегда собственноручно одевал Надежду Ивановну с чулка до головного убора, для чего приходил в театр вместе с Надеждой Ивановной за два часа (как это и полагалось) до начала спектакля. ... с костюмом Маши в Дубровском произошла целая война. Врубель уличал режиссера и костюмершу в нелепости их творчества, были бурные споры, после которых Забеле разрешили петь в своем собственном костюме. Это было, конечно, несравненно правдивее и ближе к костюму пушкинской Маши Троекуровой.
Обыкновенно Врубель, после того, как Надежда Ивановна была одета, готова к выходу, спешил занять свое место в партере (3-й ряд, артистический). Я часто бывала его соседкой и могла наблюдать за ним. Врубель всегда волновался, но с появлением Надежды Ивановны успокаивался и жадно следил за игрой и пением своей жены. Он ее обожал! Как только кончался акт, после вызовов артистов, Михаил Александрович спешил за кулисы и, как самая тщательная костюмерша, был точен во всех деталях предстоящего костюма к следующему акту, и так – до конца оперы.
Но вот поставили «Демона» (Лермонтов – Рубинштейн), тут уж я заметила у Врубеля такое волнение, и не только относящееся к Тамаре – Надежде Ивановне, а еще больше к самому Демону. Как только появился Демон, Врубель закрыл руками глаза и, как ужаленный, сквозь зубы сказал: «Не то, не то!»
Михаил Александрович сидел и смотрел, как израненный человек. Только побывав у них, больше по делу, чем в гостях, я поняла, в чем тут дело. Врубель уже болел Демоном ... Врубель, как художник, создавший внешний вид этих образов, смотрел всегда на свое творение влюбленными глазами, сливая искусство с действительностью, т. е. со своей женой, Надеждой Ивановной».

Зимой следующего года состоялось эпохальное событие – знакомство артистической четы Врубелей с Николаем Андреевичем РИМСКИМ - КОРСАКОВЫМ.
Композитор увидел певицу в собственной опере «Садко», где она пела Царевну Волхову, был очарован: ее божественным голосом, яркой личностью, талантом артистки, женственностью, грациозностью, хрупкостью и трогательностью на сцене, что в сочетании с необыкновенным голосом - покоряло абсолютно всех.
После встречи с Забелой Римский-Корсаков женские партии в своих операх писал, ориентируясь на ЕЁ природные данные и своеобразие исполнения.

Манеру исполнения Надежды Ивановны отличали особенная одухотворенность, искренность, задушевность, РУССКОСТЬ.
Русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве.

В судьбе ЕГО не меньше трагического и мистического, чем в его демонических картинах, которые сегодня составляют «золотой фонд» Третьяковской галереи и других музеев.

Творения художника по сей день вызывают вопросы и противоречивые чувства, от восхищения до недоумения.

Она была Принцессой Грезой художника и великой певицей.
Он был Великим художником, который искал образ и видел все тайное вокруг, «пурпур лиловых миров», «сине-лиловый мировой сумрак», который искал, как говорил Блок, «дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности».
К 166- летию со Дня Рождения Михаила Александровича ВРУБЕЛЯ,
122- летию СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ Гения , пытавшегося познать истины мироздания.

БЛАГОдарю за мощный импульс - философию ВАШЕГО стихаТВОРЕНИЯ, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Вот так и складываются мысли, чувства в повествовательные формы о ПРЕКРАСНЫХ, ТАЛАНТЛИВЫХ ЛИЧНОСТЯХ.

СПАСИбо за соЗВУЧИЕ дражайшего СОАВТОРА, уважаемый ВАЛЕРИЙ, спасиБО!
Искренне, с теплом прозаической души

Надежда Зернова   14.06.2022 21:43     Заявить о нарушении
Большое СПАСИБО, уважаемая Надежда, за отклик на стихотворение прекрасной публицистической работой, посвящённой Михаилу Александровичу Врубелю -
русскому художнику, работавшему практически во всех видах и жанрах
изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве.

Благодарю Вас за соЗВУЧИЕ и соТВОРЧЕСТВО!
Искренне, с душевным теплом соавтора!

Валерий Старостин   15.06.2022 19:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.