Бабушка Варя и Благодатный Огонь. Чистый Четверг
В нашем Польском Выселке была только начальная малокомплектная школа. В сентябре 1960 года мама отвезла меня учиться в 5 класс в Моторскую среднюю школу. Меня определили жить в пришкольный интернат.
Ученицы старших классов, проживавшие в том интернате, узнав, что я внучка бабы Вари, сразу взяли надо мной шефство. По вечерам они стали просить меня научить их цыганской пляске, поощряя меня комплиментами: « Ты совсем цыганка»,
« Ты настоящая цыганка». « У кого кровь холодная, тот не цыган».
Когда по субботам я приезжала домой, чтобы сменить одежду и набрать продуктов, то постоянно вопрошала маму: » За что они меня обзывают цыганкой? Мама, мы, ведь, не цыгане?! Мы же не кочуем в таборе?!»
Мама смеясь, утешала меня, прижимая к себе: « Доченька! Они это делают не со зла. Знаешь, в этом пришкольном интернате из близлежащих деревенек учатся дети разных национальностей: поляки, немцы, латыши, эстонцы, украинцы, молдаване, чуваши и другие. А тебя они считают цыганкой, потому что у моей мамы, а твоей бабы Вари, отцом был цыган».
Я слушала маму, широко раскрыв глаза, не веря тому, что мне открылось. Наша баба Варя - цыганская метиска, гадже?! А еще наша бабушка известная всему району повитуха?! Многим ребятишкам округи она помогла появиться на свет?! А, почему я раньше об этом ничего не знала?
И тут вдруг я вспомнила, как однажды в мае, когда я спала у бабушки на русской печи, глубокой ночью раздался стук в дверь и кто-то вошёл. Баба Варя куда-то пошла, разбудив старшего сына Кирилла и наказав ему быстро затопить баню и нагреть воды в котле.
Утром на поляне около бабушкиного дома я увидела несколько цыганских шатров. Наши деревенские жительницы несли туда, улыбаясь,блины, каши, отварную картошку. Бездетный конюх Тихон Каперсак принёс в глиняных кринках мёд, молоко, сметану и творог. Многодетные Писаревы и Шевелевичи притащили вёдра со всевозможными соленьями. Все это предназначалось молодой цыганке Раде, которая ночью родила сына.
Позднее, я постоянно просила бабушку рассказать мне что-нибудь интересное о жизни и обычаях цыган. Своими сведениями я делилась затем в интернате. Особенно мне нравилось, когда баба Варя в своих рассказах вдруг произносила что-нибудь по-цыгански.
Именно из обстоятельных рассказов бабушки Вари я узнала многое о жизни цыган. В одну из суббот, когда мы носили воду на коромыслах из колодца, она мне поведала: «В таборе самыми главными ценностями считаются: принадлежность к цыганскому обществу, семье, профессии, вере. Китык рома, дакитык обычае. Сколько цыган, столько обычаев.
Цыгане очень любят детей. Каждый ребёнок для них - личность. Он нуждается в защите, помощи, добром слове и угощении. У всех цыган в крови уважение к старшим. Грех поднять руку на старших.
Особо ценится у цыган верность семье. Заботливый муж содержит жену и детей. Дети – своих престарелых родителей. Цыгане, не знающие ничего о своей семье, считаются безродными».
В другую субботу, когда мы укладывали в поленницу берёзовые полешки,наколотые её младшим сыном Иваном, баба Варя тихонько повествовала мне о жизни цыганок:
« Пока жена ещё не родила ребенка – она не может считаться настоящей женщиной. В кочевом таборе, когда наступает время женщине рожать, то табор останавливается около ручья или речки. Для роженицы устраивают особое укрытие. Пожилые женщины оказывают беременной акушерскую помощь. Затем, в течение 40 дней они помогают ей окрепнуть. Цыгане очень обожают своих цыганок.
Вот, послушай, какие прекрасные поговорки и пословицы создали цыгане о своих жёнах: "Верней жены нет, чем цыганка. Любимая жена никогда не стареет».
Когда к бабе Варе прибегали деревенские заплаканные молодки с жалобами на своих мужей, то она внимательно выслушивала их, а затем, как бы вскользь, произносила: «Плохая жена, как осень плаксива, как зима сердита».
Если же с жалобами на жён приходили разгневанные мужики, то она соглашалась вроде с ними, но в конце разговора всегда, как бы подводила итог: «Женишься - несчастье узнаешь, не женишься - век несчастлив будешь».
Однажды, когда мы с ней из кузницы несли тяпки для прополки и окучивания картофеля, сделанные для нас кузнецом-цыганом, я вдруг заявила: « Какой хороший кузнец, этот цыган. А я считала, что они только петь, плясать, да ворожить умеют».
Баба Варя, легонько шлёпнув меня пониже спины, строго заметила: «Никогда не осуждай других и не говори того, чего не знаешь. У каждого цыгана - своё предназначение на земле, своё любимое занятие. Музыка. Актерство. Работа с железом, техникой, с животными. Ювелирное мастерство. Магические услуги. Плетение верёвок, корзин, канатов. Выпрашивание милостыни. Каждый из цыган достигает больших успехов в выбранном ремесле. Сыр на накхарпэ, манушеса ячпэ. Как ни называйся, человеком оставайся.
Уже будучи взрослой, я прочитала о том, что по вере большинство цыган - Христиане. Они так и не приняли атеизм. Существует много цыганских легенд, связанных с христианской верой.
Когда Иисус Христос, нёс свой крест на Голгофу, то цыган, идущий в толпе, исхитрился незаметно украсть гвоздь, предназначенный для распятия. Вот, за это Бог и разрешает цыганам воровать.
Все цыгане считают своими покровителями Николу Угодника и Святого Георгия. Самые важные Праздники для них – Пасха и Рождество.
Я училась уже в 7 классе и хорошо помню, как цыганский табор остановился на поляне около бабушкиного дома за неделю до празднования Пасхи. Пасха выпала в 1963 году на 14 апреля.
Весна в тот года была ранняя и очень тёплая. Все полянки и луга на окраине нашей деревни покрылись нежной изумрудной зеленью, На деревьях набухли почки и появились первые клейкие листочки. На кочках зацвели жёлтые и фиолетово-синие баранчики.
Коммунисты посёлка запрещали жителям праздновать Пасху, грозя наказаниями, но бабушки тайком красили яйца в отваре луковой шелухи. Такие яйца назывались крашенки. Если на яйца до варки в луковом отваре воском наносили точки, полоски, извилинки, то такие яйца носили название крапинки. Яйца с нанесёнными узорами звались писанками.
В Чистый Четверг баню топили ночью, чтобы до восхода солнца вымыться в ней. До Пасхи наряду с очищением души от злых помыслов необходимо было очистить и тело от грязи. Считалось, что мытье в бане в Чистый Четверг исцеляет человека от всех болезней души и тела. От бабушки я услышала такую поговорку: « В Чистый Четверг даже ворона воронёнка в лужице моет».
В доме тоже старались всё вымыть и вычистить. После обеда на огородах разводили костры и сжигали в них всё старьё и собранный мусор.Огонь костра должен быть обязательно очень высоким, чтобы изгнать из земли всю нечисть и, чтобы урожай осенью оказался щедрым. Этот огонь бабушка называла Очищающим Огнём, а иногда и Благодатным Огнём.
Да простится ей это заблуждение. В деревне не было церкви, а ходить в Храм пешком за 25 километров в Каратуз, не было времени. Думаю, что никто в деревне и не знал, о настоящем Благодатном Огне, сходящем в Иерусалиме в Великую Субботу на Гроб Господень.
В Страстную Пятницу старались ничего грязного не делать. В Великую Субботу верующие у себя дома доставали из потайных мест иконы и каялись перед ними, прося у Бога прощения.
В День Пасхи утром после восхода солнца все жители в нарядной одежде выходили на улицу, чтобы посмотреть как « играет-переливается» радужно солнышко на небе, обменивались крашеными яйцами и приветствовали друг друга словами: « Христос воскрес!», « Воистину воскрес!»
Я также была свидетелем одного необычного цыганского обычая. На Радоницу
( Родительский Вторник) цыгане пришли вместе с жителями на кладбище. Там цыганки с детьми начали просить милостыню, но не благодарили тех, кто им подавал её.
Баба Варя объяснила нам, что цыгане считают, что в Родительский Вторник они помогают людям совершать добрые дела.То есть, цыгане, как бы исполняют особый христианский долг. В этот день все охотно подавали им мелочь и одаривали продуктами на помин почивших родственников.
Сами цыгане убеждены, что Бог не любит унылых людей. Именно поэтому Бог любит цыган за веселье, за песни, за пляски. У царя - царства, у цыгана - песня. В горле у цыган соловей гнездо свил. Поэтому Бог не привязал их к определенным клочкам земли, а подарил для жизни весь необъятный мир. Днём для цыгана солнышко на небе дороже рая. Ночью золотой месяц – цыганское солнце в дороге. Любимая пословица цыган: «Птице небо, рыбе вода, коню дорога, цыгану удача».
Цыгане ценят этот Дар Бога и с радостью исполняют его. Они повсюду успешно несут свой Романинэ - цыганский дух. Его несут даже Гадже ( гаже) - цыганские метисы.
Ром гитараса на розачелапэ. Цыган с гитарой не расстаётся: «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! Душа полна такой тоской, а ночь такая лунная»1) Любимыми пословицами и поговорками у цыган на все времена считаются такие: «Все умрём, под землю уйдём, только песня, да гитара останутся. Цыган пока не умрёт, пляшет и поёт».
В тот 1963 год цыгане простояли табором в нашей деревне почти до самой осени. На всю жизнь мне запомнился цыганский прощальный костёр. Мы, ребятишки, натаскали огромные кучи хвороста и сухостоя из близлежащего берёзового леса. С наступлением темноты у таборного костра собралась вся наша деревня. До самой полночи безудержно звенели гитары и привольно разливались по окрестностям русские, украинские, польские, цыганские песни. С особым чувством восторга и умиления все сидящие и стоящие у костра пели:
« Мой костер в тумане светит; искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит; мы простимся на мосту». 2)
А потом неожиданно для всех запела Баба Варя своим сильным, бархатным, берущим за душу голосом неизвестную песню:
« Прощаюсь нынче с вами я, цыгане, и к новой жизни ухожу от вас.
Не жалейте меня, цыгане! Прощай, мой табор, пою в последний раз». 3)
Многие, слушая её печальное задушевное пение, плакали, не стесняясь своих слёз. Засмеявшись, она громко произнесла: «Ни к чему нам горевать, да тоску на людей нагонять. Выгоним же скуку смехом, а тоску пляской».
И вышла в круг. А за ней и другие. И разметались в огненных отсветах костра разноцветные, оборчатые цыганские юбки. И словно изумительное северное сияние заполыхало в ночи.
Ох, уж эти цыганские пляски с волнующей дрожью плечами, сопровождающиеся звоном ожерелий и монисто. Цыганская пляска от огня загорелась: «Как песня вольности, она прекрасна, как песнь любви - она души полна, как поцелуй горячий сладострастна, как буйный хмель - неистова она» 4 )
Бабушка Варя ушла на небеса счастливая ровно через 2 месяца. Днем она прилегла на кровать «чуток отдохнуть»,попросив меня нарядиться в её праздничную штапельную цыганскую юбку с оборками и перекинуть новую шёлковую цветную шаль с длинными кистями через плечо. Окинув меня оценивающим взглядом, вдруг произнесла: « А, спляши-ка, ты, Галя, мне « цыганочку».
Я самозабвенно пела и плясала перед нею, а она лежала и улыбалась.Оказалось, что она так умиротворённо и ушла на небеса со светлой улыбкой на лице.
Прошло много лет, но до сих пор я поражаюсь умению бабы Вари жить радостно, не смотря на все трудности и горести жизни. Поражаюсь её умению заражать этой радостью других людей.
Даже любые людские болезни она изгоняла особым цыганским заговором: « О, боль, перейди с глаз ( с лёгких, с сердца, с ног – вставляют то, что болит) в воду, перейди в траву, перейди в землю, иди к земному духу. Там твой дом. Иди и радуйся».
Жизнь в наше время намного легче и обеспеченнее, чем в те годы, но почему мы растеряли это чувство радости от жизни, радости от общения с другими людьми? Почему мы разучились дарить радость друг другу?
Возможно, уже настало время в Чистый четверг каждому человеку сжечь мысленно в Очищающем Огне весь старый негатив и всю нечисть с наших душ и с нашей планеты, заменив их на светлые, радостные и благодатные мысли. Они, наши мысли, ведь, материальны. Вселенная слышит все и постарается обязательно исполнить их ради нашего и Всеобщего Высшего Блага.
Примечание.
1 А.А. Григорьев « О, говори хоть ты со мной» 1857 год.
2) Я. П. Полонский « Песня цыганки» 1853 год.
Музыка народная ( Ф. Садовского, Я. Пригожева, обработка
С. Булахова.)
3) В, Маковский « Прощай, мой табор» 1928 год.
Музыка Б. Прозоровского.
4) С.П.Шевырев « Цыганская пляска» 1828 год.
Свидетельство о публикации №122042006269
С наступающим вас!
С теплом Сергей.
Сергей Удод 29.12.2024 19:09 Заявить о нарушении
Вчера они приезжали к нам в гости, чему мы несказанно были рады.
С благодарностью за понимание. Галина.
Галина Гостева 2 30.12.2024 06:49 Заявить о нарушении
Галина Гостева 2 30.12.2024 06:51 Заявить о нарушении