Слова...

                «Слово, сказанное им, было так прекрасно,
                что я со вздохом закрыл глаза».
                (рассказ «Слово», В. Набоков)


Слова, слова, слова, слова…
С дыханьем междометий.
Содержат их  - судьбы глава
И летопись столетий.

В них речь любуется собой,
Диктуя вкусы, нравы.
В них слышно, как ревёт прибой
И шепчутся дубравы.

Из них поэт стихи творит,
Сплетая лир истому.
В них кто-то ищет, кто-то зрит
Ответ, давно искомый.

Из них рождается любовь,
Впитав в себя три слова.
В них скрыты страсть, восторг и боль,
Всех чувств первооснова.

Без них не смог бы Бог явить
Своей Любви ПокрОва,
Не смог бы Мир наш сотворить…

«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»*!

---
*- Евангелие от Иоанна, 1:1


Рецензии
...За поворотом дороги, Надюша первой увидала имение Толстого.
В Хамовники она отправилась в сопровождении взрослых с твёрдым намерением убедить автора «не убивать» князя Болконского, внести изменения в «Войну и мир».
...Вновь повторяя про себя слова просьбы представ перед писателем в его доме, засмущалась, отважилась лишь протянуть Льву Николаевичу его фотографию для автографа.
(Повзрослев, она напишет рассказ "Мой первый Толстой", о том, как потерялись нужные СЛОВА, там, за поворотом).

"...Занятие это считалось у нас почему-то очень постыдным, и чуть кто поймает брата или сестру с карандашом, тетрадкой и вдохновенным лицом - немедленно начинает кричать: "Пишет! Пишет!" Пойманный оправдывается, а уличители издеваются над ним и скачут вокруг него на одной ножке: "Пишет! Пишет! Писатель!"" - напишет в мемуарах ТЭФФИ.

ОТЕЦ Надюши, Александр Владимирович Лохвицкий, известный юрист, профессор, автор научных трудов по криминалистике и юриспруденции, издатель журнала «Судебный вестник» - заботился о многочисленной семье, где дети получали достойное воспитание, обучение, отличаясь разнообразными талантами, основным из которых стал для них литературный.
В семье литература увлекала всех.
Надюша - вундеркинд, рано научившись читать, полюбила душой творчество Пушкина и Бальмонта, зачитывалась Львом Толстым, пробовала своё перышко на вкус...
Не отставала от старших младшенькая - любимица, с весёлым нравом, неуёмной жизненной энергией: "Я родилась в Петербурге весной, а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее" - говорила о себе Надежда Александровна.

И это правда: произведения Тэффи с одной стороны смешные (одна из любимых героинь писательницы – трогательная врушка и фантазёрка Лиза – несёт в себе автобиографические, собирательные черты сестёр Лохвицких), с другой - трагичные( пришедшие с событиями революции, эмиграции, войны).

... А пока - писали дети, пряча в дальних ящиках стола, свои откровения.

Первое стихотворение было напечатано в 1901 году, под настоящей фамилией. Затем появляются пьесы и загадочный псевдоним Тэффи.

Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив первую букву, я решила подписать пьеску свою "Тэффи" и послала ее прямо в дирекцию Суворинского театра"...
Тэффи становится популярной в России.

Ее искромётным юмором, сквозившим в рассказах, пьесах фельетонах - восхищается и зачитывается без преувеличения вся страна.

Поклонником молодой и талантливой писательницы становится русский император.
Когда к 300-летию дома Романовых составляли юбилейный сборник, Николая II спросили, кого бы из русских писателей он хотел в нем увидеть, то он решительно ответил: "Тэффи! Только ее. Никого, кроме нее, не надо. Одну Тэффи!"
Интересно, что даже при наличии столь могущественного поклонника Тэффи совершенно не страдала «звездной болезнью», была ироничной не только по отношению к своим персонажам, но и к себе.
По этому поводу, Тэффи, в свойственной ей шутливой манере, рассказывала: «Я почувствовала себя всероссийской знаменитостью в тот день, когда посыльный принес мне большую коробку, перевязанную красной шелковой лентой. Я развязала ленту и ахнула. Она была полна конфетами, завернутыми в пестрые бумажки. И на этих бумажках был мой портрет в красках и подпись: «Тэффи»!

Я тут же бросилась к телефону и хвастаться своим друзьям, приглашая их попробовать конфеты «Тэффи».
Я звонила и звонила по телефону, созывая гостей, в порыве гордости уписывая конфеты.
Я опомнилась, только когда опустошила почти всю трехфунтовую коробку.
И тут меня замутило.
Я объелась своей славой до тошноты и сразу узнала обратную сторону ее медали»...
Тэффи, в отличии от многих юмористов, была веселым, открытым, неунывающим человеком, как и Аркадий Аверченко — искромётный человек как в жизни, так и в творчестве. Естественно, у Аверченко и Тэффи рождается тесная дружба и плодотворное сотрудничество.

Аверченко - главный редактор и создатель знаменитого «Сатирикона», с которым сотрудничали известные люди того времени. Иллюстрировали художники Ре-ми, Радаков, Юнгер, Бенуа; стихами радовали Саша Черный, С. Городецкий, О. Мандельштам и Маяковский, помещали свои произведения А. Куприн, Л. Андреев, А. Толстой, А. Грин.
Тэффи в окружении таких блистательных имен остается звездой — ее рассказы веселые, с оттенком грусти, находят горячий отклик в русской душе читателей.
Тэффи, Аверченко и Дымов написали удивительно смешную книгу «Всемирная история, обработанная «Сатириконом», проиллюстрированную Реми и Радаковым. Написана была как пародия на учебники, и все исторические события переворачивались в ней с ног на голову. Современных читателей поражают в этой книге даже не столь сам юмор, а уровень образования и обширные знания авторов — так можно шутить только над тем, что очень хорошо знаешь…

Про события, связанные с революцией, Тэффи рассказала в своей книге "Воспоминания", стараясь смотреть на чудовищные вещи с юмором.

Бежав из Советской России, Тэффи оказывается в Париже, становится такой же популярной, как на Родине.
Ее фразы, шутки, остроты повторяют все русские эмигранты.
Но чувствуется в них тяжелая грусть, ностальгия - "Городок был русский, и протекала через него речка, которая называлась Сеной. Поэтому жители городка так и говорили: "Живем худо, как собаки на Сене"".

Продолжает работать, фельетоны и рассказы Тэффи постоянно печатаются в парижских изданиях.

Во время оккупации Парижа гитлеровскими войсками Тэффи не смогла уехать из города из-за болезни.

Ей пришлось пережить муки холода, голода, безденежья сидения в сырых подвалах (как нынче и нашим заложникам в Донбассе, у фашистов - бандеровцев).
Сохраняя мужество, не отягощая друзей своими проблемами, помогая им своим участием, добрым СЛОВОМ.
А друзей вокруг становилось все меньше и меньше - один за другим умирали наши великие соотечественники, вынужденные проводить свои лучшие годы на чужбине.
Тэффи остаются только воспоминания, и она старается поделиться ими с окружающими, успеть донести до читателей междометия уходящей эпохи.
Слякотным октябрём 1952 года, Надежда Александровна заканчивает свой долгий путь на чужбине... похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем.

Годом спустя здесь же будет похоронен и БУНИН - глубокая, неразделённая ЛЮБОВЬ всей ЕЁ жизни.

Обрекая себя на ОДИНОЧЕСТВО в том промежутке времени пребывания на Земле, ТЕФФИ (была слишком умна, чтобы любить посредственность),
ОНА теперь рядом с НИМ - душа к душе, строка к строке... слово к СЛОВУ.
К 150-летию со дня рождения Надежды Александровны ЛОХОВИЦКОЙ (ТЭФФИ).
70-летию СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ русской писательницы и поэтессы, мемуаристки, переводчицы.

СПАСИбо за философию строк стихаТВОРЕНИЯ, уважаемый ВАЛЕРИЙ! Хочется надеяться, что сложился пазл повествования! Искренне, с теплом соавторской души

Надежда Зернова   07.06.2022 23:51     Заявить о нарушении
СПАСИБО, уважаемая Надежда, за отклик на стихотворение прекрасной публицистической работой, посвящённой Надежде Александровне Лохвицкой -
русской писательнице и поэтессе серебряного века, уроженке Санкт-Петербурга!!
Искренне, с теплом созвучной души петербуржца!

Валерий Старостин   08.06.2022 22:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.