Формы Наоборот и Теплый-Холодный
С 15 по 24 апреля 2022 года в Москве проходит Выставка Скульптуры, посвящённая 90-летию Московского Союза Художников и 30-летию Объединения Московских Скульпторов. Выставка проходит по адресу: Кузнецкий Мост, 11. Все дни выставки вход бесплатный. На выставке – как заявлено в информационном бюллетене – представлены 500 скульптур, сделанных руками 300 скульпторов.
Мой репортаж – с первого дня работы выставки и с её открытия. Это вторая часть репортажа. Первая часть находится в ленте ВК, по ссылке: http://vk.com/wall193595056_3218 с названием: "Улитка и Тень" veis "Пушкин". Там же можно прослушать аудиопрочтение автором первой части и посмотреть с увеличением-приближением на описываемые артобъекты. В «Стихи.ру» первая часть находится по ссылке: https://stihi.ru/2022/04/17/6249 с тем же названием.
* * *
Во второй, настоящей, части я рассмотрю темы: "ФОРМЫ НАОБОРОТ" и "ТЁПЛЫЙ - ХОЛОДНЫЙ".
Первая тема касается тезиса, выдвинутого и отчасти обоснованного в первой части моего репортажа. Тезис звучит так: "Я хорошо поняла на этой выставке - насколько я люблю всё круглое! "Круглое - совершенное!" - решила я. - "Близко к Полному Единству и Гармонии Цельности!" Потому первыми - как наиболее понравившимися - вы увидите объекты круглые. И в противовес им - объекты остро-рвано-вытянутые. И сравните сами - вторые всегда будут обозначать что-то негативное!" - Это цитата меня самой из первой части репортажа. В ней этот тезис я обосновываю на примерах.
Здесь я решила привести примеры, что и ОБРАТНОЕ имеет место быть: пусть даже как исключение. Потому эту часть наблюдений и рассуждений я назвала: "Формы Наоборот".
Вторая тема касается разных материалов, из которых сделаны объекты. Конечно, они производят диаметрально разное впечатление на зрителя, если одни из них ТЁПЛЫЕ зрительно и наощупь, а другие - ХОЛОДНЫЕ. Самыми полярными по этой шкале являются Бронза и Дерево. Как примеры по этому признаку я рассмотрю ряд артобъектов из этих материалов здесь и в следующей части репортажа.
Посередине теплового ряда, в центре стоят Шамот (обожжённая глина) и Гипс, используемый в барельефах. Объекты из этих материалов будут рассмотрены в части третьей данного репортажа. Но если шамот покрыть глазурью определенного, холодного цвета, дающего эффект металла, - то визуально это изделие сразу "повеет холодом". И такой артобъект мы здесь рассмотрим. Приступим!
* * *
Так может ли круглый объект изображать нечто отрицательное? – Да, если это «мимикрия под хорошее», фальсификация, подлог и искажение истины. Такова композиция «Ночь» (фото № 1 слева). Здесь явно изображена Луна в виде полусферы, расположенной на синем металлическом диске космического мира. Но Луна необычная: она разбита на «дольки арбуза, или дыни», она развалена на шесть кусочков. Кстати, число шесть в данном случае символично.
Разбитая на кусочки Луна напоминает тот эпизод из сакральной истории, когда теми же силами, которые символизируют здесь эти кусочки Луны, были разбиты в космической войне луны Фата и Леля, вращавшиеся ранее вокруг Земли вместе с современным Месяцем. Кусочки Луны, символизирующие некие Силы, отодвинуты немного друг от друга, но своими ликами-лицами смотрят внутрь на объект, расположенный в центре между ними. Это прозрачный шар, внутри которого в центре содержится как бы капля воздуха, которая «спиралькой» прикреплена к дну шара.
Этот объект в целом очень напоминает человеческий зародыш, который находится в утробе матери, в околоплодной жидкости, и «спиралька» весьма и весьма похожа на спираль ДНК. Лики Луны дуют на этот зародыш своими губами и что-то шепчут: каждый своё, ибо мимика их разнится. Но все лики - зловещие и заговорщические. В свой «внутренний круг взаимодействия» лики смотрят «живой» жёлто-цыплячьей, как желток, стороной, да ещё белесоватым цветом. А наружу, к миру, «дольки арбуза» повёрнуты мертвящей металлической серой краской, что напоминает технократизм, неживые металлические объекты, их умертвляющее влияние.
Это напоминает теорию современной астрономии, что Луна – неживое космическое тело, глыба камня, «светящая» лишь отражённым светом звезды-Солнца, отчего на ночном небе его и напоминает. Но это –камуфляж, это – ложная видимость, «мимикрия». Есть теория - не совсем астрономическая – о том, что Луна – созданный некой цивилизацией космический объект – своеобразная техническая пересадочная станция, станция влияния на Землю и землян неких недружественных сил.
* * *
Может ли вытянутый артобъект с неровными краями изображать нечто хорошее и светлое? – Может, тоже как исключение. И это фигура «Белый Ангел» Сергея Смурова (2016, дерево, роспись) – фото №2 и №3, потому что этот объект искусства сфотографирован с разных ракурсов, ибо он ассиметричен. Кстати, говорят, что любой живой объект имеет некую ассиметрию. Ангел – теплый наощупь, ибо сделан из дерева и покрыт слегка голубоватой краской, которая не желтеет со временем, и фигура всегда будет смотреться белой, соответствующей названию.
Левая сторона Ангела – более «смирная», пассивная, ибо здесь рука его опущена вниз, хотя и сжата слегка в упорный кулак, что говорит о внутренней собранности, концентрации внимания и готовности реагировать. Крыло тоже опущено вниз, его и не видно. В правой руке Ангел держит острое и длинное копьё, выпирающее из-за фигуры вперёд и бросающееся потому в глаза. Держащей его руки особо не видно: может быть, копьё просто закреплено на поясе. В таком случае «агрессивность» его становится сугубо демонстрационной, предупреждающей о возможной защите в случае нападения на него.
Копьё является и символом фалличности. Ангелы бесполы? – Но почему же тогда их изображают исключительно в виде юношей и мужчин? – Потому что мы живём в Эпоху Патриархата? – Хорошо. Но копьё Ангела не активно, оно потенциально. Это значит, что Ангелы не используют сексуальную силу по тому «прямому» назначению, как используют её люди, а они эту энергию сублимируют. Правое крыло Ангела вознесено, открыто, распахнуто, показывая, что он готов взлететь. И возносящая вверх Сила связи с Богом – всегда при нём.
Фигура его худа, стройна, вытянута вверх, вся в складках одежды-хитона, либо мягких волнистых складок крыла, напоминая схимников русской Православной церкви. А вот лицо его – тоже аскетичное и худое, в вертикальных складках, с «головным убором» - напоминает лица индейских воинов (ацтеков, майа), что ещё раз подчёркивает его принадлежность к жреческой касте воинов-защитников. И головной убор в виде возвышающегося надо лбом шлема или индейских перьев напоминает заострённые кверху капюшоны «сил Луны»- её долек.
* * *
Надо сказать, что Лики Луны тоже имеют вытянутые по вертикали остроносатые лица, раздутые круглостью лишь в области щёк: эти существа любят покушать. Острые щёлочки глазниц и носатость, вкупе с капюшонами, делает их весьма похожими на средневековых «инквизиторов» в чёрных плащах и масках, бродивших по зачумлённой эпидемией Европе в Средние Века. Таковые рисунки остались на гравюрах и живописных изображениях. Холодом веет от покрытого серой металлизованной краской снаружи шамота.
Вот мы и нашли сходства и различия в этих артобъектах («Ночь» и «Белый Ангел»), изображающих собою соперничающие Силы Зла и Добра, но «перепутавшие формы». О чём и говорит название этой части репортажа: «Формы Наоборот». И рассмотрели также материалы и цвета, дающие ощущение «Тёплый-Холодный».
* * *
А есть ли что-то из Современного Искусства, модернистского, отображающего сугубую современность? –Только один такой артобъект нашла я на выставке. Это «Цветок» Тагира Субханкулова (1994, дерево окрашенное) – фото № 4. Это – тоже тёплое дерево. Но, будучи окрашено металлизованной краской, оно приобрело холодный вид, вид металла. Этим напоминает артобъект Луна-«Ночь». Вытянутые по вертикали формы, закругленные края – всё это напоминает «Ангела», вторит ему. Есть закольцованность в форме, что явно напоминает шар. Таким образом, эта фигура являет собою нечто среднее между «Ангелом» и «Ночью», и примиряет их собою.
Сразу и не поймёшь, что изображает этот объект: в нём много символизма, но современность его видна и в цвете, и в форме: нам сейчас это кажется гармоничным и модным. Так что современно? – То, что напоминает «белое» и «чёрное» в их совокупной слитности?! Подходим и читаем название: «Цветок». Это многозначное у нас понятие: цветок в природе может быть и беззащитным, нежным, «добрым», и – злым и агрессивным, опасным.
Второе – это как? – А «Цветок» более всего недвусмысленно напоминает Орхидею, которую многие считают Королевой Цветов. А Орхидей много в Джунглях, они – хищные там цветы, которые охотятся и на насекомых, и на птиц, и ядовиты даже для людей. Обитание их в Джунглях тоже о многом говорит: не напоминают ли эти опасные леса с их перепутанными лианами, теснотой, массой опасностей и искушений - современное человечество с его агломерацией в тесных городах-человейниках?
Так вот она какова – наша Современность!?! И об этом нам поведал единственный артобъект, символически отражающий эту современность. Символически и образно, а не прямо и наглядно; ибо прямо и наглядно современность изображают панно с изображением космонавтов или бюсты современных деятелей. И это тоже на выставке было.
Вторая часть репортажа закончена, поставленная цель выполнена. Остаётся ждать третьей его части – продолжения смыслового интеллектуального обзора.
Посмотреть все фотографии объектов, отмеченных в данном репортаже - с возможностью увеличения и приближения, - и послушать прочтение произведения автором (в комментарии)вы сможете по ссылке: https://vk.com/wall193595056_3240
Свидетельство о публикации №122042000443