Улитка и Тень veis Пушкин

МОСКВА – СКУЛЬПТУРА – ЮБИЛЕЙ - часть первая


С 15 по 24 апреля 2022 года в Москве проходит Выставка Скульптуры, посвящённая 90-летию Московского Союза Художников и 30-летию Объединения Московских Скульпторов. Выставка проходит по адресу: Кузнецкий Мост, 11. Все дни выставки вход бесплатный. На выставке – как заявлено в информационном бюллетене – представлены 500 скульптур, сделанных руками 300 скульпторов.

Мой репортаж – с первого дня работы выставки и с её открытия. На видеофрагменте – обзорная панорама первого - и основного – зала выставки. Всего на выставке - три зала и фойе заполнены художественными произведениями скульпторов. На сцене до начала выставки играет девушка-гитаристка. На стеллажах в первом зале расположены небольшие скульптуры. Стеллажи покрупнее содержат скульптурные композиции пообъемнее, либо те стоят на полу на постаментах. Есть и настенные панно, барельефы, творческие формы.


1. Авторов при Открытии выставки пригласили на сцену. Мне показалось, что это - человек 20-30. Пробиться поближе, чтобы сделать фото получше, а не из-за чужих голов и рук, было невозможно, либо надо было заранее занимать место в первом ряду стоя.

2. Фото № 2 показывает панораму выставки ровно из противоположного угла зала, чем снято видео. Я - возле фигуры "Отдыхающей", которая лежит - наполовину на боку, наполовину - на спине, со сложным перегибом в талии. И просто подвисает в воздухе. "Как же это она в такой позе отдыхает?!" - изумилась я. - "Поза же - почти акробатическая. Ну, уж точно, балетная!".

Моя компаньонка по осмотру выставки дала своё объяснение: "Может, мы не видим, а она лежит на чём-то, опирается". Я хмыкнула молча: "Это НЕЧТО не изображено. Более того, оно должно быть фигурным и как-то по особому подоткнуто под её тело. Фактически девушка должна лежать на бугре из одеяла, или рядом с ним". С этими своими молчаливыми размышлениями я не могла просто пройти дальше, потому рядом с "Отдыхающей" сфотографировалась.


3. Далее я буду описывать лишь те артобъекты, которые привлекли моё особое внимание. Наилюбимейшим объектом, сфотографированным первым, была круглая улитка (Елагина Елена "Улитка и тень" - 2021 - шамотная керамика). Почему? - Не только потому, что когда-то ранее у меня был большой аквариум с яркой подсветкой. И в нем, посреди зелёных водорослей, ползали по стенкам и прекрасно размножались золотисто-янтарные улитки. Они выросли до больших размеров. И эти яркие круглые солнца, с усиками и рожками, и волнистыми - морской волной - телами так доверчиво моему взгляду ползли по стеклу, выдавая обзору зрителя всю свою жизнь.

Не только поэтому, а и потому, что я хорошо поняла на этой выставке - насколько я люблю всё круглое! "Круглое - совершенное!" - решила я. - "Близко к Полному Единству и Гармонии Цельности!" Потому первыми - как наиболее понравившимися - вы увидите объекты круглые. И в противовес им - объекты остро-рвано-вытянутые. И сравните сами - вторые всегда будут обозначать что-то негативное!

Вернёмся к "Улитке и тени". Солнце (круглая янтарная улитка) и Тень (не обязательно - лично её тень, а Тень вообще, Вселенская тень. Ну, хотя бы, создаваемая как противовес Солнцу. - Вот он - глобальный замысел, который я увидела в этой композиции! Улитка ползёт по голубому диску. - Уж не голубая ли это наша планета Земля, над которой движется во много раз её превосходящее по размерам Солнце?!

А тень - она иногда отливает серебром, - таково её покрытие в композиции. Уж не серебряная ли Луна это, светящая отражённым светом Солнца? Улитка всматривается в свою тень как в зеркало. Она ищет своё отражение там - в свете обманчивой вторичной Луны. А там ли мы ищем свою самоидентификацию - как эта Улитка? Мы же сами - Солнце! А ищем своё отражение в зеркале Тьмы. Не обман ли это для нас?! "Улитка и Тень" - вы молодцы! Заставляете задуматься о сущностном. Это наш, русско-местный аналог-ответ китайскому иероглифу-смыслу "Инь-Ян"!


4. Что ж, для противовеса "круглому" покажу "рваное", которое мне, конечно, не нравится. Но у автора - свои взгляды на идею своего произведения. Не судим предвзято, просто высказываем своё мнение. Ваше мнение - будет вашим, высказывайте в комментарии! Итак, автор - Балашов; статуэтка называется "Пушкин", бронза. И без подписи Пушкина Александра Сергеевича легко узнать.

Только почему он - какой-то "не такой"? - А какой? - Да вот именно, что "рваный" - много острых расхристанных, несущихся по ветру деталей одежды, растопыренные пальцы рук, разбросанные вовне сами руки, пляшущие ноги враскоряку, полы плаща-пальто еле прикрывают приличием и сдерживают внутренний напор. Лавровый Венок Победителя торчит козьими рожками вперед, словно носитель этой головы бодается и нападает. И вся фигура - бесновато приплясывает и дразнится. Тросточка отлетела куда -то назад: шаг здесь точно не поверяется опорой!

Постамент "земли" под ногами - рваный, как неровность, с которой легко скатиться, запнувшись ногой. И не зря, видно, его сапог застрял в этой "земле-грязи", залип. А нога-то и выдернулась из сапога, парит в воздухе. Ан, нет! Её, ноги, вообще не видно! Мы думаем - она спряталась под полой плаща. Но - начинаем дотошно разбирать композицию, заглядываем под плащ и обнаруживаем: ноги-то нет вообще!!! Пустота. Правой ноги нет. Это как?! Что же там?! Как он тогда так лихо двигается?

Понимаем: двигаться можно только на костыле, на протезе, точнее. Даже кривовато выплясывать, что и делает эта фигура. Ощущение Фавна пришло сразу же при взгляде на скульптурную статуэтку. Сначала - Фавна, потом - Пушкина А.С. "Два в одном лице" - идея этого ясна. А вот от самой композиции я отвернулась сначала, прошла далее с неприятным чувством. При завершающем обходе зала рассмотрела эту композицию вслух и подробнее, конечно, прочитала уже подпись: "Вдруг ошиблась в изображаемом?" Нет, не ошиблась. Подпись: "Пушкин". Даже без инициалов "А.и С."

Что ж, всегда можно будет сказать, что "это не тот, не известный Пушкин! А просто мой сосед-дворник, забулдыга из подвала. Ну да, стишки пописывает. Потому так и изобразил его". Или это просто неуважение такое ввиду каких-то осознанных идеологических причин? Или - забывчивая бестакность? Или - невнимательная оплошность распечатывавших обозначающие ярлычки? - Видите, сколько вопросов! А - казалось бы - "Ну, просто скульптура!" "Просто творческое вИдение"! Что ж, пусть так! Хотя, совсем уж "просто так" - ничего не бывает. - Разве что - для самых ненаблюдательных и недумающих. Но мы же с вами - не такие!?!


В первой части моего репортажа вы увидели - моими глазами - два артобъекта: круглый и рваный, и мои философские рассуждения на навеваемые ими темы. Продолжение репортажа следует. Успейте посетить выставку, кто собирается. Обсудим впечатления в комментариях под публикациями в ВК. Или в отзывах здесь. До новой встречи - в части второй данного репортажа с Выставки Скульптуры 15-24.04.2022г.


Видеофрагмент первого зала выставки незадолго до Открытия Выставки:
https://vk.com/video193595056_456239277
Фото 1 - Авторы скульптурных произведений на сцене в момент открытия выставки;
Фото 2 - Взгляд на выставку с противоположной стороны зала, чем съёмки видео; я - возле скульптуры "Отдыхающей";
Фото 3 - Елагина Елена "Улитка и тень" - 2021 - шамотная керамика;
Фото 4 - Балашов "Пушкин", бронза.


Посмотреть все фотографии объектов, отмеченных в данном репортаже (список выше) - с возможностью увеличения и приближения, - и послушать прочтение произведения автором вы сможете по ссылке: https://vk.com/wall193595056_3218


Рецензии