Окружающий мир
- О-о-о-х, - выдохнул дедушка, водружая тяжелый рюкзак на свое левое плечо. - Он же совершенно не подъемен. Что ты туда сегодня еще положила?
- Ничего особенного. Правда, взяла с собой математику, чтобы сделать на продленке домашнее задание на понедельник. Не хочется тратить на это время в выходные дни, - сказала Даша.
- А что, это разумно, - согласился он.
- У нас сегодня вторым уроком будет «Окружающий мир». А это еще один толстый учебник и тетрадка.
- Тогда все ясно, - рассмеялся дедушка. - Представь себе, что окружающий мир - это дома, мосты, пешеходы и автобусы. Всех их нужно положить в твой бездонный школьный рюкзак. Знаешь, какая тяжесть получится?
- Но сюда еще нужно будет добавить кошек, собак и голубей, - предложила Даша.
- Да, они нас с тобой тоже окружают и это большой живой мир.
Перед ними змеиными кольцами сложилась стальная подвесная автомагистраль западного скоростного диаметра. Даша посмотрела вверх, где над головами мчались бесконечные потоки автомобилей.
- Дедушка, ты видишь там букву «М»? - она показала ему на дугообразные осветительные стойки над дорожным полотном.
Он посмотрел туда и подумал, что гнутые стойки сейчас больше похожи на линии женской груди. Говорить этого Даше не стал, лишь заметил, что шагов через десять все они сдвинутся и станут похожими на букву «С».
Скоростную магистраль Даша тоже решила добавить в свой окружающий мир.
- Скажи, дедушка, а танки можно считать окружающим миром?
- А ты знаешь, что такое танк?
- Да, это такая машина на гусеницах, которая едет и стреляет. Ты же сам водил меня в военный музей у Петропавловской крепости.
- Точно, мы с тобой ходили в Кронверк. Это такое крепостное сооружение, превращенное в музейное хранилище всякого разного оружия. Знаешь, когда я был маленьким, мой дедушка говорил, что однажды наступит время, когда все эти танки, ракеты и военные самолеты станут ненужными. На них будут приходить смотреть в такие музеи.
- Ну, и что, такое время уже наступило?
- Нет. Просто, тогда была большая война, которая принесла людям много горя, и всем хотелось, чтобы ее больше никогда не было. Сейчас об этом многие забыли.
- Значит нужна новая война, чтобы люди опять захотели мира?
- Совсем не обязательно. Люди должны помнить, что война - это плохо. Только, чтобы тебе никогда не пришлось видеть стреляющие танки на своей улице, кому-то по-прежнему придется служить в армии, а иногда даже воевать.
- Как тебе?
- Не только мне, но и многим другим тоже: моему папе, твоему прадедушке. На войне он был ранен. И все же, давай не будем пускать танки в твой окружающий мир. С таким тяжелым грузом рюкзак мне уже не поднять…
У Даши мысли словно искорки, сверкнут и исчезнут. Через минуту она уже совсем забыла про танки. Теперь Дашу занимали другие новые обстоятельства. Проходить в школу следовало через «звенящую» рамку металлодетектора. Охранник на входе внимательно следил, как дети прикладывали свои пластиковые магнитные карты к турникету.
- Даша, привет!
Рядом с ними оказалась темнокудрая, большеглазая девочка. Это Злата, ее школьная подружка. Она сегодня забыла дома свою магнитную карту. Дедушке пришлось вести их вместе и объяснять охране, что девочки учатся в одном классе.
От этой привычной сегодня ситуации на него нахлынули детские воспоминания. Когда он сам ходил в школу, рядом еще стояли послевоенные развалины, но их положение выглядело безопаснее. Да, что говорить - двери в домах не закрывали…
В последний момент он обратил внимание, что справа у входа в школу, куда обычно водили первоклашек, валяется брошенный кем-то школьный рюкзак. Интуиция бывшего кадрового военного подсказывала, в такой ситуации нет ничего опасного. И все же он с этим рюкзаком зашел за угол, склонившись над ним, проверил содержимое. Только после этого понес его школу, попросил подойти учителя мужчину. Объясняя ситуацию, сразу почувствовал в его глазах напряжение:
- Здесь все нормально, я уже смотрел. Представьте, если бы мы действовали строго по инструкции. Занятия наверняка были бы сорваны.
- Он там уже минут десять лежал, - сказала стоявшая рядом учительница и скромно опустила глаза.
- Сейчас проверим, чей он, - учитель полез в найденный рюкзак за тетрадями. - А вообще, дети у нас в школе обучены действиям на случай террористической опасности и ведут себя спокойно. Пока все это воспринимается ими как большая школьная игра.
Когда они с Дашей вечером возвращались из школы, разговор снова вернулся к окружающему миру. На уроке по этому предмету тоже была своя игра. Трое учеников стали «светофором». Для этого им раздали шары красного, желтого и зеленого света. Другая группа учеников превратилась в пешеходов. Если «светофор» показывал красный шар, то они делали шаг назад, желтый - стояли на месте, а на зеленый - двигались вперед. В результате все участники игры топтались на одном месте, но правила безопасного перехода улицы усвоили. Даша с удовольствием отметила, что на этом уроке она успела побывать, и пешеходом, и красным светофором.
А между тем на городские улицы пришла настоящая весна, и у природы снова пробудилась неутомимая жажда жизни. Это, как рождение заново: на ветках сирени уже вовсю лопались толстые почки. Окружающий мир кричал, что устал от бесконечных угроз, болезней, темноты и зимнего холода. Он так хотел солнца и тепла…
На снимке - фото со школьного сайта
Свидетельство о публикации №122041507297
Сергей Псарев 26.04.2022 13:33 Заявить о нарушении