Литературный альманах пегас 53

       Этот внеочередной номер нашего альманаха посвящен учителю физики школы № 7 Игорю Александровичу Егорову, со дня рождения которого 10 апреля 2022 года исполнилось 85 лет. Работая над статьей и анализируя собранную информацию, я был поражен тем, как глубоко изучили ученики биографию своего любимого Учителя. Учителя с большой буквы. Статью я решил назвать «У придуманного плеча…» Это строчка из стихотворения Игоря Александровича. А вот полный текст этого произведения:

                Бессонница.

Знаешь, что? Затвори оконце.
Сбереги для меня тишину.
Я сегодня укроюсь от солнца,
На твоём на плече усну.

Ты сдержи на минуту дыханье,
Положи мне покой на грудь.
Я устал от тоски и рыданья,
Дай усну, ну хотя б чуть-чуть!

Стук в висках потихоньку смолкает,
Опрокинется память во тьму.
Если б так вот, хоть ненадолго
Отдых сердцу дать своему.

Отдохнуть от душевной тряски,
Отдохнуть от тревожных дум,
От жестокой нервозной пляски,
От которой уснуть не могу.

И колотятся вены, взбухая,
И чего-то шепчу сгоряча,
Головою всё ниже склоняясь
У придуманного плеча.
                И. Егоров (19.07.1977 г)

                «У придуманного плеча…»
         Богата российская земля удивительными людьми, которые как солнечный свет озаряют нашу жизнь. Рядом с ними хочется творить, мечтать, верить в лучшее. А когда они уходят, понимаешь, что утрата невосполнима.
          Нашей школе повезло – в разные годы здесь работали замечательные учителя. В 70-80 годы прошлого века преподавательский состав был поистине звёздным. Наверное, о каждом из них можно было бы написать книгу. Это скромное издание – дань памяти и безграничного уважения настоящему Учителю и прекрасному человеку – Егорову Игорю Александровичу, 85-летняя годовщина со дня рождения которого отмечается в эти апрельские дни.
          На кабинете, в котором работал Учитель, висит его фотография. Пожилой человек в строгом костюме, с добрыми уставшими глазами. Заглянувшие в школу выпускники обрадуются такой неожиданной встрече. Соратники-учителя кивнут, подходя к двери. А кто-то помладше пробежит мимо, не замечая… Но человек жив, пока его помнят, пока живы его дела, и в окружающих предметах угадывается частичка его души. И за этой маленькой чёрно-белой фотографией, как и за дверью, на которой она прикреплена – целая жизнь… Игорь Александрович был талантливым человеком. Он не только преподавал физику, астрономию, этику, черчение, но ещё писал стихи, пел, играл на гитаре. Несколько лет назад уже выходил сборник его стихов. В этом издании мы не будем повторяться. Сюда войдут стихи, которые Игорь Александрович сам выписывал для себя в большую синюю тетрадь, то, что было для него дорого, что формировало его, как личность. И, конечно, его рассказы и воспоминания.
         Игорь Александрович родился в Приозёрске, небольшом городке Ленинградской области 10 апреля 1937 г. В метриках почему-то запишут 11 апреля, так эта дата и останется в документах. У него была старшая сестра Валя. Папа – умный, интеллигентный, инженер по образованию - умер рано, он был старше мамы на 19 лет. Мама, Антонина Николаевна, всю жизнь была любима и боготворима сыном, к ней он мчался при любой возможности.

«И как стремится мирозданье
К Земле лучами всех миров,
Так я к тебе – от первых слов
И до последнего дыханья. »

         Эти стихи одного из его любимых поэтов – Исаака Борисова, очень точно отражают его сыновние чувства. О маме Игорь Александрович говорил с большой нежностью. Она всегда его поддерживала, не ругала за детские шалости, которых было немало. Как-то он нашёл дома негашеную известь и решил сделать маме подарок – побелил стены. Свежая побелка вздулась, пошла пузырями…Вернувшаяся с работы мама только и вздохнула: «Ох, сынооок…». Он был заводилой среди детей, выдумывал игры, что-то изобретал, многое умел делать своими руками. Однажды решил сшить себе штаны из мешка, но не рассчитал с выкройкой и надеть их не смог. И опять от мамы – улыбка и понимание.
          Военное время и первые послевоенные годы семья провела в деревне у родителей мамы, под Тверью. Это было голодное время, мало было детских радостей. Из тех лет у Игоря Александровича было воспоминание, как он сидит на печке с блюдцем в руках, а на блюдце девять маленьких разноцветных конфет – «морские камушки». Он хочет съесть конфету, но только возьмёт в руки одну, и рисунок сразу рассыпается. Так он и смотрел на них, боялся, что они исчезнут.
          Потом был Приозёрск, школа, первые стихи, выпускной. Дальше планировалось поступление в Ленинградский университет, но не сложилось. Приехав подавать документы в последний день приёма, он забыл паспорт. Возвращаться домой за 140 километров было поздно. А на следующий день документы уже не принимали. И тогда, вернувшись домой, он ткнул пальцем в географическую карту. Попал в городок Абаза в Хакасии, недалеко от Абакана. Туда и поехал.

  «Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». (В.Гёте)

          И он работал, много, честно, не халтуря. А в свободное время читал, читал. Память жадно впитывала строки книг. Так, он мог цитировать целые отрывки из произведений Тургенева. А поэму Сергея Есенина «Анна Снегина» знал наизусть.
          Там же, в Хакасии проходила армейская служба. Сержант Егоров служил в танковых войсках. Вспоминая то время, Игорь Александрович с грустью говорил, как жалко ему было берёзки, которые ломались под гусеницами танка во время учений. Он всегда очень тонко чувствовал природу. Небо, облака, реки, деревья – всё это было близко и понятно ему.
          После службы в армии Игорь Александрович приехал в Новосибирск, окончил Монтажный техникум, стал работать с высоковольтным оборудованием. Тогда же появилось его новое увлечение – скрипка. Он мечтал научиться на ней играть, даже купил себе маленькую скрипочку, без смычка. Но освоить игру так и не смог. В то время он часто ездил в командировки и всегда брал с собой скрипку в футляре. А за спиной шептались: «Ооо, музыкант приехал!».
          Кроме музыки были стихи, целая тетрадь. И много работы, как всегда. Но «работать надо так, чтобы руки мыли пол, а голова писала стихи». Эти слова Игорь Александрович говорил своим ученикам, и сам всегда относился к работе творчески и в то же время основательно.
          Время шло, появилась семья, двое сыновей. Наладился быт. Работа приносила доход, но душа просила чего-то большего. И однажды он услышал от знакомых: «Так ты же учитель!» Вот оно, нашлось. Тогда он понял – это его призвание.
         Так он вошёл в любимую профессию – сначала учителем трудового обучения, потом, окончив заочно пединститут – учителем физики.
          В 1967 г. открылась новая школа – наша родная средняя школя №7. Игорь Александрович пришел сюда работать несколько лет спустя. В школе сложился замечательный коллектив молодых, увлечённых, талантливых педагогов. Учителя не просто работали – они творили. Кабинет физики был создан с нуля. Игорь Александрович сам прокладывал провода, прикручивал парты, делал раздвижную доску, развешивал приборы. Этот кабинет был настоящим царством науки. Каждый урок сопровождался демонстрацией физических процессов. Так физика становилась понятной о доступной каждому ученику.
         Дети обожали уроки физики. Слушали Учителя, затаив дыхание. Звенел звонок на перемену, а они просили: «Расскажите ещё!». И он рассказывал: тонко, умно, с неизменным чувством юмора. «Все мы маленькие звёздочки, только светим по-разному, с разной теплотой. И расстояния между нами такие неодинаковые…» - так говорил он своим ученикам. Учились по-разному и пятёрки были не у всех. Но никогда Учитель не позволял себе унизить ученика или оскорбить при всех. Да и ругал он тоже по-своему. Мог сказать: «Вроде бы солнце всем одинаково светит…»
           Его ученики вспоминают:
 «Стыдно было не выучить урок. Мы  боялись обидеть его. А перед экзаменами он ободрял нас: «Всё, что вы сейчас выучили, вы сдадите и забудете. То, что останется, и есть среднее образование».
          Однажды во время урока в дверь кабинета заглянули два балбеса, бегавшие по коридору и то ли завыли, то ли замяукали – развлекались таким образом. Класс замер, ждали, что скажет Учитель. А он, не поворачивая головы от доски серьёзным голосом сказал: «Вспоминаются иногда звуки родного племени!». Гомерический хохот взорвал класс.
          Мы завидовали тем ребятам, у которых он был классным руководителем. С ними он ходил в походы, ездил в колхоз на практику. Всем ученикам он дарил тепло своей души. Ребята бежали к нему с разными вопросами: кто вечный двигатель изобрёл, кто задачу не может решить. Были и неожиданные вопросы:
«Игорь Александрович, Вы любите индийские фильмы? – Нет.
Почему? – Потому, что там воспевается культ богатых бездельников»
          Или вот ещё:
«Игорь Александрович, кто Вам ближе, Меджнун или Ромео?
         – Ромео.
Почему? Ведь Меджнун посвятил своей любимой книгу стихов?
         –  А Ромео жизнь отдал…»
  Самые сложные темы он мог объяснить легко и понятно. «В мире атомов всё не так, как в обычной жизни. Вот представьте: мчатся навстречу друг другу с огромной скоростью грузовик и легковушка. Столкновение, удар, врыв... И вот дым рассеивается, и…на дороге стоят пятьдесят новеньких автобусов!» Такие уроки запоминались на всю жизнь…»

          Таким остался в памяти своих учеников Учитель, наверное, потому, что в каждом ученике он видел человека. Он не только передавал им знания, он воспитывал людей.

«При рисовании картин,
Того, что в жизни вам встречалось,
Чтобы ошибок не случалось,
Надёжный способ есть один.


Возьмите точку на краю
Земли и неба, и от края,
На все преграды невзирая,
Ведите линию свою.

Из этой точки исходя,
Рисуйте встречу и разлуку.
Пусть память водит вашу руку,
За каждой линией следя.

Идут холодные дожди,
Звучат печальные мотивы,
Но, по закону перспективы
Удача ждёт вас впереди.

И всё печальное тогда
Вдали изменится, сольётся,
И только счастье остаётся
Таким, как было. Навсегда.»

          Эти стихи из газеты он записал себе в тетрадь (автор Михаил Гончаров, слесарь). Не только стихи вдохновляли Учителя, но и природа, и работа на любимой даче, где рано-рано утром он садился на крыльцо и смотрел в бесконечное звёздное небо, любуясь созвездием Ориона.
          Самым главным качеством в человеке он считал надёжность.
Однажды после урока Игорь Александрович объявил ученикам: «Ребята, сегодня у этого кабинета праздник. Сегодня ровно месяц, как я бросил курить.» В 1986 г. вышла книга писателя и спортсмена Юрия Власова «Формула воли – верить». Сильный человек писал, как он победил болезнь, вызванную спортивными перегрузками, как победил тяжёлые недуги. Игорь Александрович рассказал нам, какое впечатление эта книга произвела на него и сказал: «Юрий Власов справился с болезнью, так неужели я не смогу справиться с курением?»
          Справляться приходилось не только с этим. Были и болезни, и личные потери, и горькое одиночество.

«Исчезни, память о былом, дозволь
Забыть счастливый миг, что мною прожит
И нынешние муки только множит,
На раны сердца просыпая соль!


Но если наперёд известно, сколь
Печален жребий мой, тогда, быть может,
Удача мне в последний раз поможет,
Чтоб умер я, и прекратилась боль?

Пусть жизнь, затмившись, сгинет без возврата,
И вместе с ней воспоминанья сгинут –
Тогда и скорбь отхлынет от груди.

Какая может быть страшна утрата
Тому, кто счастьем навсегда покинут
И ждёт одних несчастий впереди?»
                (Луис де Камоэнс, любимый поэт)

          Но снова находились силы идти вперёд, служить своему призванию, дарить людям огонь своего сердца. Последние несколько лет он уже не работал, но всё-ещё чувствовал себя учителем, мысленно собирался на уроки… Сердце Учителя остановилось 6 апреля 2013 г., за неделю до 76 дня рождения.

«Без малодушной укоризны
Пройти мытарства трудной жизни,

Измерить пропасти страстей,
Познать на деле жизнь людей,
Прочесть все чёрные страницы, все беззаконные дела –
И сохранить полёт орла
И сердце чистой голубицы –
                Се Человек.»
                (Т. Шевченко)

                _______________________________

          P.S. Прошли годы. «Старая гвардия» уже не работает в школе. Но на призыв поделиться воспоминаниями откликнулась Нелли Семёновна Орлова, преподаватель литературы и русского языка. Вот что она написала:
         «Я не ошибусь, если скажу: ушёл в мир иной лучший из нас. Ушёл в святую вечность навсегда наш любимый, незабываемый, наш дорогой учитель, друг, отец, Игорь Александрович! Ушёл туда, откуда нет возврата.
         Он был для нас опорой! Он первый приходил на помощь! Его доброе сердце и душа всегда были распахнуты. Он был ясным светочем в нашей жизни! Мы всегда будем вспоминать его с чувством светлой грусти! Ведь Вы, дорогой наш УЧИТЕЛЬ, оставили о себе ВЕЛИКУЮ ПАМЯТЬ, ЛЮБОВЬ, умение ценить жизнь по-настоящему. А это главное.

Ты был мне не просто друг, 
Хороший, верный, дорогой!
Весёлый светлый человек
С огромной доброю душой!
Для нас ты жив и где-то рядом:
В воспоминаньях, в сердце и в мечтах!
Душа всегда жива.
Она всё знает
И видит, как страдаем мы сейчас.»

(И это первые её стихи…)

          Добавлю к стихам Нелли Семеновны Орловой свои стихи, посвященные Игорю Алекандровичу:

          К годовщине смерти Егорова Игоря Александровича

Как мир без него поблек,
Он стал монохромной призмой,
И хлеб без него – не хлеб,
И праздник становится тризной.

Вино нас не веселит,
И шутка становится пошлой.
Он как эталон стоит
Всей жизни далекой и прошлой.

Урок без него – не урок,
А просто сухой учебник,
Он многое в жизни мог,
Задачи любой был решебник.

Идет по земле ученик
С егоровскими глазами,
И сердце его стучит:
«Он  с нами! Он с нами! Он с нами!»

У метра есть эталон.
У совести тоже есть мерка.
У каждого в памяти он
Как эталон человека!

06.04.2014.

                Мужчине средних лет.
               
        Посвящается  60-летию
        Егорова Игоря Александровича

Мужчина этот средних лет
Всегда с иголочки одет,
В глазах огонь, в руках букет,
От женщин здесь отбоя нет,
И стих звучит в честь наших дам,
И в этом свой особый шарм…

Мужчина этот средних лет
Когда-то был крутой брюнет,
Но не седой сейчас он, нет…-
Блондином стал крутой брюнет,
И в этом есть особый шарм,
Спросите вы у наших дам!

Мужчина этот средних лет,
И слов его прочнее нет.
Он скажет «да!», так значит – да!
А, если «нет!», так значит – нет!
Его ничем не изменить,
Его лишь нужно всем любить!

Есть у мужчины средних лет
Свой удивительный секрет,
Но он не в пачке сигарет,
И в чашке чая – не ищи…
Секрет тот в щедрости души.
Таких,  как наш Егоров нет,
Вот в чем его простой секрет!

                Сергей Трегубов (фото из архива автора).

           Выражаю искреннюю благодарность за помощь в сборе информации от учеников Игоря Александровича Плотниковой Наталье – выпускнице 1987 года нашей школы.

           P.S.S.  Уже написав статью, я подумал: «В чем причина такого непререкаемого авторитета Игоря Александровича?»
            Для себя я нашел такое объяснение. На протяжении почти всей трудовой биографии Учителя у нас не было интернета. Учитель был почти единственным источником честной информации и даже для многих символом правды и справедливости. С появлением интернета там появилось много похожей на правду информации, разрушающей идеалы и понятия чести, добра, справедливости. Мы, взрослые, понимаем, что все это пишут недруги нашей страны, а вот юным ученикам разобраться в этом трудно. И вот уже коммунизм и фашизм, стоящие по разные стороны баррикады враги, посажены на одну скамью подсудимых, а социализм даже многими видными политиками объявлен несостоятельным, провалившимся идеалом!
             Позвольте, как идеал честного человека может быть порочным или несостоятельным? Этот идеал может опорочить только конкретный человек своими действиями, а идеал останется идеалом. Социализм, как идеал справедливого распределения благ, остался непорочным. Он доказал свою жизнеспособность в нашей стране. Его предали наши политики и руководители в угоду капитализму, пообещав, что рыночная экономика с частной собственностью на средства производства даст каждому возможность стать богатым. А когда мы поняли, что возможность быть богатым и быть просто богатым – это не одно и то же, стало уже поздно. Отданные в частные руки заводы, фабрики и ресурсы привели к тому, что они сконцентрировались в руках небольшой группы людей, а большинство осталось только с умением трудиться… Интернет сыграл в этом немалую роль, публикуя порочащую наш строй и идеалы информацию.
           И особенно сегодня, когда я слышу от молодого человека слова, что Россия – агрессор напала на суверенную Украину. Я понимаю, что мы проигрываем информационную войну. Поэтому сегодня роль учителя, как носителя честной информации, возрастает до небес. Он должен быть хорошо подготовлен, знать методы и способы подачи информации, чтобы уметь убеждать своих учеников, что правда на стороне добра...

               

      
                МБОУ СОШ №7 с кадетскими классами    
                «СПАСАТЕЛЬ»,
                Дзержинский район, ул.  А. Лежена,22,
                Т. 267-68-01, 267-86-10.
Самодеятельное издательство «ПЕГАС», тираж 20 экз.,
Редактор Трегубов Сергей Леонидович – член Союза писателей России,
8-952-949-78-13, 8913-207-75-30 (ватсап).   


Рецензии