Эссе Библия и Пасха
Библейский ответ
Пасхальные традиции не основаны на Библии. Но, заглянув в историю, можно увидеть подлинные истоки этого праздника: его обычаи уходят корнями в древние культы плодородия. Вот некоторые факты.
КУЛИЧИ. В книге «Очерки славянского язычества» академик Н. И. Толстой указывает, что «пасхальный „кулич“ или „пасха“ у восточных славян» — это «остатки язычества или продолжение языческих традиций». В книге «Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря» говорится: «Славянская языческая основа традиции выпекания пасхального к[улича] кроется в обычае изготовления весной в преддверие посевных работ обрядового хлеба из кислого, заквашенного на дрожжах теста. С помощью принесения этого хлеба в жертву земле, стихиям или предкам земледельцы стремились магическим путём умилостивить их, заручиться поддержкой и обеспечить плодородие земли и обильный урожай».
ЯЙЦА. Во 2-м номере журнала «Наука и жизнь» за 1999 год отмечалось: «Очевидно, что этот символ [яйцо], как и многие другие, перешёл в христианство из языческих культов... Наши далёкие предки почитали... яйцо как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения». О крашении яиц в книге «Мир русской культуры» говорится: «Корни этого обычая кроются в древних суевериях. [...] Во время славянского праздника умилостивления духов им, наряду с другими дарами, приносили выкрашенные кровью яйца, так как кровь, по древним поверьям, считалась лакомой пищей. Впоследствии яйца стали окрашивать и в различные яркие цвета, чтобы духи обратили внимание на дары, принесённые им людьми».
ПАСХАЛЬНАЯ ЗАУТРЕНЯ. Обычай проводить службу перед рассветом берёт начало в традициях древних солнцепоклонников, «которые во время весеннего равноденствия встречали восход солнца и чествовали его великую силу, дающую жизнь всему, что растёт» (Celebrations—The Complete Book of American Holidays).
КРОЛИКИ, ЗАЙЦЫ. Это символы плодородия, «берущие начало в древних обрядах и символике весенних языческих праздников, которые были распространены в Европе и на Ближнем востоке» (Encyclop;dia Britannica).
НАЗВАНИЕ. В некоторых германских языках уже само название этого праздника указывает на его нехристианское происхождение. Например, в английском языке он называется «Easter» (и;стэ), а в немецком — «Ostern» (о;стерн)*. Вот что говорится в «Британской энциклопедии»: «Точное значение английского слова „Easter“ неизвестно; в VIII веке англосаксонский священник Беда Достопочтенный связывал его с именем англосаксонской богини весны Эостры» (Encyclop;dia Britannica). Другие источники связывают это название с Астартой, финикийской богиней плодородия, которой в вавилонской мифологии соответствует богиня Иштар.
В «Католической энциклопедии» хорошо описывается происхождение христианской Пасхи: «Мн[огие] нар[одные] пасхальные символы и их отд[ельные] элементы заимствованы из дохрист[ианских] весенних празднований и языческих обрядов, большей частью связанных с культом плодородия».
Библия предостерегает от того, чтобы в поклонении Богу придерживаться традиций и обычаев, которые ему не угодны (Марка 7:6—8). Во 2 Коринфянам 6:17 говорится: «Выйдите из их среды и отделитесь,— говорит Господь Бог,— и больше не прикасайтесь к нечистому». Христианская Пасха имеет языческие корни. И все, кто желает угождать Богу, будут держаться в стороне от таких праздников.
ЧТО ТАКОЕ ПАСХА И КТО ЕЁ ПРАЗДНОВАЛ?
Библейский ответ
Пасха — это иудейский праздник, установленный в память о том, как Бог освободил израильтян из египетского рабства в 1513 году до н. э. Бог повелел израильтянам отмечать это важное событие ежегодно, в 14-й день еврейского месяца авива, позднее названного нисаном (Исход 12:42; Левит 23:5).
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ПАСХА».
Слово «пасха» происходит от еврейского слова пе;сах, означающего «пройти мимо». Оно указывает на избавление израильтян от бедствия, которое уничтожило в Египте всех первенцев (Исход 12:27; 13:15). Прежде чем навести это бедствие, Бог велел евреям побрызгать на дверные перекладины и косяки кровью ягнёнка или козлёнка (Исход 12:21, 22). Бог сказал, что, увидев этот знак, он «пройдёт мимо» их домов и спасёт их первенцев (Исход 12:7, 13).
КАК ОТМЕЧАЛИ ПАСХУ В БИБЛЕЙСКИЕ ВРЕМЕНА?
Бог дал израильтянам указания, как праздновать первую Пасху. Вот некоторые из упомянутых в Библии особенностей этого праздника.
Пасхальная жертва. На 10-й день месяца авива (нисана) каждая семья должна была выбрать годовалого ягнёнка (или козлёнка) и на 14-й день заколоть его. Во время первой Пасхи израильтяне должны были побрызгать его кровью на дверную перекладину и косяки, зажарить пасхальную жертву целиком и съесть её (Исход 12:3—9).
Пасхальный ужин. Во время празднования Пасхи вместе с мясом ягнёнка (или козлёнка) израильтяне ели пресные лепёшки и горькую зелень (Исход 12:8).
Празднование. После Пасхи израильтяне в течение семи дней отмечали Праздник пресных лепёшек, во время которого они ели пресный, незаквашенный, хлеб (Исход 12:17—20; 2 Летопись 30:21).
Обучение. Во время Пасхи родители рассказывали своим детям о Боге (Исход 12:25—27).
Путешествие. Позднее, чтобы отпраздновать Пасху, израильтяне ходили в Иерусалим (Второзаконие 16:5—7; Луки 2:41).
Другие традиции. В дни Иисуса во время празднования Пасхи было принято подавать вино и петь хвалебные песни (Матфея 26:19, 30; Луки 22:15—18).
НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ О ПАСХЕ.
Утверждение. Израильтяне ели пасхальную еду 15 нисана.
Факт. Бог повелел своему народу закалывать ягненка сразу после захода солнца 14 нисана и есть его в тот же вечер (Исход 12:6, 8). В Израиле день начинался с заходом солнца и продолжался до следующего захода солнца (Левит 23:32). Таким образом, израильтяне закалывали ягнёнка и ели пасхальную жертву в начале 14 нисана.
Утверждение. Христиане должны праздновать Пасху.
Факт. После того как Иисус отпраздновал Пасху 14 нисана 33 года н. э., он ввёл новый праздник: Ужин Господа (Луки 22:19, 20; 1 Коринфянам 11:20). Этот праздник заменил Пасху, поскольку он напоминает, что «Христос, наша пасха» был принесён в жертву за нас (1 Коринфянам 5:7). Искупительная жертва Христа намного превосходит пасхальные жертвы, так как даёт всем людям освобождение от рабства греха и смерти (Матфея 20:28; Евреям 9:15).
ЧТО ДОЛЖНЫ ОТМЕЧАТЬ ЕЖЕГОДНО ХРИСТИАНЕ ВМЕСТО ПАСХИ?
Христиане должны ежегодно отмечать Вечерю воспоминания смерти Иисуса Христа, которая также известна как «вечеря Господня», Тайная Вечеря или Ужин Господа. Поступая так христиане строго придерживаются Библии (1 Коринфянам 11:20, Синодальный перевод). Традиции и обряды, связанные с Вечерей, не основанные на Священном Писании, использовать неуместно.
ЦЕЛЬ.
На Вечере Господней христиане вспоминают Иисуса Христа и выражают благодарность за жертву, которую он принёс как выкуп за нас (Матфея 20:28; 1 Коринфянам 11:24). Это празднование не является каким-то таинством или религиозным обрядом, дарующим благодать или прощение грехов. Согласно Библии, прощение грехов можно получить не благодаря какому-то религиозному обряду, а только благодаря вере в Христа (Римлянам 3:25; 1 Иоанна 2:1, 2).
КАК ЧАСТО?
Иисус повелел своим ученикам отмечать Вечерю Господню, но не сказал, как часто это нужно делать (Луки 22:19). Кто-то полагает, что отмечать Вечерю следует ежемесячно, а кто-то, что делать это нужно каждую неделю, каждый день, несколько раз в день или же как только у человека возникает побуждение. Однако необходимо принять во внимание следующее.
Иисус учредил Вечерю Господню в день празднования еврейской Пасхи; позднее в тот же день он умер (Матфея 26:1, 2). Это было неслучайно. В Священном Писании принесённая Иисусом жертва сравнивается с пасхальным ягненком (1 Коринфянам 5:7, 8). Пасху отмечали раз в год (Исход 12:1—6; Левит 23:5). Подобным образом первые христиане отмечали Вечерю воспоминания смерти Христа тоже раз в год. Поэтому христиане должны следовать этому библейскому образцу.
ДАТА И ВРЕМЯ.
То, как Иисус провёл первую Вечерю, помогает понять, не только как часто нужно её отмечать, но и когда это нужно делать, то есть определить дату и время празднования. Иисус ввёл это празднование 14 нисана 33 года н. э. по библейскому лунному календарю, после захода солнца (Матфея 26:18—20, 26). Следуя примеру первых христиан, современные христиане тоже должны ежегодно отмечать Вечерю в этот день.
Хотя в 33 году н. э. день 14 нисана пришёлся на пятницу, каждый год эта дата может выпадать на разные дни недели. Ежегодно определяется день, на который выпадает 14 нисана, тем же методом, который применялся во времена Иисуса, а не тем, который используется при составлении современных еврейских календарей.
ХЛЕБ И ВИНО.
Вводя новое празднование, Иисус взял незаквашенный хлеб и красное вино, которые остались после пасхального ужина (Матфея 26:26—28). Следуя этому образцу, христиане должны использовать на Вечере хлеб, в котором нет закваски и других добавок. Также на этом праздновании используется обычное некреплёное красное вино без добавления сахара и специй.
В некоторых конфессиях принято использовать хлеб, приготовленный на закваске или дрожжах. Однако в Библии закваска часто символизирует грех или испорченность (Луки 12:1; 1 Коринфянам 5:6—8; Галатам 5:7—9). Поэтому подходящим символом безгрешного тела Христа может служить только хлеб, в котором нет закваски и других добавок (1 Петра 2:22). Использование вместо вина неперебродившего виноградного сока также не согласуется с Библией. Некоторые церкви используют виноградный сок из-за запрета на употребление алкоголя, но такой запрет противоречит Священному Писанию (1 Тимофею 5:23).
СИМВОЛЫ, А НЕ БУКВАЛЬНЫЕ ПЛОТЬ И КРОВЬ.
Незаквашенный хлеб и красное вино служат на Вечере символами плоти и крови Христа. Некоторые полагают, что хлеб и вино каким-то чудесным образом превращаются в буквальные плоть и кровь или смешиваются с ними. Рассмотрим, почему это не согласуется с Библией.
Если бы Иисус повелел своим ученикам пить его кровь, это означало бы, что он побуждал их нарушить закон Бога, запрещавший употребление крови в пищу (Бытие 9:4; Деяния 15:28, 29). Но этого просто не могло быть, поскольку Иисус никогда бы не повелел другим нарушить Божий закон о святости крови (Иоанна 8:28, 29). ;Если бы апостолы на самом деле пили кровь Иисуса, он бы не сказал им, что его «кровь... прольётся», указав на то, что ему только предстояло умереть жертвенной смертью (Матфея 26:28).
Иисус принёс свою жизнь в жертву «раз и навсегда» (Евреям 9:25, 26). Если считать, что во время Вечери хлеб и вино превращаются в его плоть и кровь, тогда те, кто вкушает от этих символов, вновь и вновь приносят Иисуса в жертву. ;Говоря: «Делайте это в воспоминание обо мне», Иисус повелевал своим последователям помнить о нём, а не приносить его в жертву (1 Коринфянам 11:24).
Те, кто верит в пресуществление, или в то, что хлеб и вино превращаются в буквальную кровь и плоть Иисуса, ссылаются на определённые библейские стихи. Например, во многих переводах Библии слова Иисуса о вине переданы так: «Сие есть Кровь Моя» (Матфея 26:28, Синодальный перевод). Однако многие авторитетные библеисты сходятся во мнении, что слово «есть» в данном случае не точно передаёт ту мысль, которую выразил Иисус. В частности, Жак Дюпон, приняв во внимание культуру и общество, к которым принадлежал Иисус, пришёл к выводу, что «наиболее естественным» образом этот стих следует перевести так: «Это означает моё тело» или «Это представляет моё тело». В данном случае, как и во многих других, Иисус использовал метафору (Матфея 13:34, 35).
КТО ВКУШАЕТ ОТ СИМВОЛОВ?
Во время празднования Вечери лишь небольшое число христиан едят хлеб и пьют вино. Почему? На основании пролитой крови Иисуса Христа Бог заключил «новое соглашение», пришедшее на смену соглашению между ним и древним народом Израиль (Евреям 8:10—13). От символов на Вечере могут вкушать только те, с кем заключено это новое соглашение. В их число входят не все христиане, а лишь те, кого особым образом призвал Бог (Евреям 9:15; Луки 22:20). Эти люди будут править с Христом на небе, и, согласно Библии, этой чести удостоятся только 144 000 человек (Луки 22:28—30; Откровение 5:9, 10; 14:1, 3).
Основная масса христиан будет вечно жить на земле (Луки 12:32; Откровение 7:9, 10). Хотя те христиане, кто надеется жить на земле, не вкушают от символов, присутствуя на Вечере, они тоже выражают благодарность за жертву, которую Иисус принёс за наши грехи (1 Иоанна 2:2).
Свидетельство о публикации №122041406474
Мы ежегодно ждём Пасху почти, как Новый год, и, конечно, печём куличи и красим яйца, освящаем их в церкви, собираемся всей большой семьёй на пасхальный завтрак. И всё это неправильно??! Или я что-то не поняла?
Галина Тишкова 15.04.2022 07:10 Заявить о нарушении
Михаил Моисеев 15.04.2022 09:43 Заявить о нарушении