Спасибо, что конца урокам нет
Дело было в деревне Хайта, откуда родом моя мама. Нам с моим двоюродным братом Мишей было лет по восемь, моей сестрёнке Тане – три года. Бабушка нажарила огромную сковороду вермишели. Сели за стол. Бабушка поставила сковороду на середину стола и говорит: «Ешьте, кто сколько хочет». Я хватаю ложку, отделяю большую часть вермишели себе и кричу: «Это моё!» Мишка тоже хватает ложку и, так же как я, в свою пользу отделяет большую часть вермишели. Разгорелся спор. Бабушка и сестрёнка, молча за всем этим наблюдают. Таня начинает плакать: «Я тоже хочу вермишель!» Бабушка спокойно говорит: «Не плачь. Вот это нам с тобой», и отделяет маленький кусочек вермишели в две столовые ложки. Потом берёт нож и делит оставшуюся вермишель пополам: «А это вам. Ешьте! Пока не съедите, из-за стола не выпущу». Часа три мы сидели с Мишкой за столом. Давились вермишелью, плакали, просили прощения. Бабушка была непреклонна. Спас нас приезд Мишкиной мамы. Она сказала: «Мои дети – мой грех. Придётся вас выручать». С тех пор, как только кто-нибудь из моих учеников начинает жадничать, я с улыбкой и благодарностью вспоминаю бабушкин урок и действую в соответствии с полученным опытом.
Мои родители сумели привить мне благоговейное отношение к учителям и стремление к знаниям, которые я пронесла через всю жизнь.
Вспоминаю свою учительницу по литературе Наталью Кирилловну, которой я восхищалась и побаивалась. Когда она читала стихотворения великих поэтов, то обязательно вставала. Со словами «это надо читать стоя», она проникновенно декламировала нам стихи, внушая нам уважение к великой мировой литературе. А когда она сломала ногу, то все выпускные классы ходили к ней домой, где в маленькой однокомнатной квартире она готовила нас к выпускным экзаменам. Этот урок великой любви и самоотверженного отношения к делу, которому ты служишь, остался навсегда в моём сердце.
Глубокий след в моей жизни оставило занятие спортом и личность тренера Сарры Анатольевны. Она говорила: «Когда тебе кажется, что ты уже не можешь даже пошевелиться, найди в себе силы сделать упражнение ещё раз. Ты почувствуешь, как твоя физическая и духовная мощь возрастает с каждым преодолением себя». Спорт воспитал во мне силу воли, целеустремлённость, способность бороться до конца.
И в своих учениках я пытаюсь воспитать те моральные качества, которые присутствуют, прежде всего, во мне самой. Ш.А. Амонашвили говорит: «Личность воспитывается Личностью. Благородный человек воспитывается Благородным человеком. Любовь воспитывается Любовью. Доброта воспитывается Добротой. Сердце воспитывается Сердцем» [1, с.59]. Поэтому очень важно постоянно самосовершенствоваться, быть для детей интересной и загадочной личностью. Народная мудрость гласит: «Невозможно научить, можно только научиться». Ученик, нашедший своего учителя, неосознанно или сознательно стремится подражать ему. Многие мои ученики хотят стать педагогами. Но я всегда говорю им, что быть учителем – это большая ответственность, ведь учитель влияет на судьбу ребёнка. В эту профессию надо идти только по призванию.
В своей жизни я стремлюсь руководствоваться правилом, высказанным древнегреческим философом Сократом: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель» [2]. Это правило избавляет меня от врагов и чувства обиды. У детей я учусь непосредственности, умению прощать, искренности и милосердию. У своих коллег учусь их профессиональным приёмам. И с Вами хочу поделиться несколькими советами учителя истории уникальной школы М. П. Щетинина по ведению урока:
1. Прежде чем объяснить – обрадуйте. После того как ученики заулыбались – заинтригуйте. После того как заинтриговали, объясните, зачем это им нужно.
2. Передавайте своё удивление и восторг тем, что вы объясняете.
3. Запоминается неожиданный пример, наглядное и то, что можно использовать...[3].
Я счастливый человек – всю жизнь занимаюсь любимым делом, да ещё получаю за это деньги. Благодарю своих учителей и всех, кто преподал мне жизненные уроки за то, кем я сейчас являюсь.
Спасибо, жизнь, тебе за все уроки.
Спасибо, что конца урокам нет.
Проходит всё: и радости, и муки,
Нам, оставляя опыт, мудрость, Свет.
Я жизни благодарна за возможность
Быть в ней учителем-учеником,
Воспитывать детей, в них пробуждать способность
За всё, что жизнь даёт, платить добром.
январь 2022
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 80 с.
2. Цитаты известных личностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 08.01. 2022).
3. Умер Михаил Петрович Щетинин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://youtu.be/H5GBdnEk8ZQ (дата обращения 04.01. 2022).
Свидетельство о публикации №122041401688