Радиестезия и радиоэстезия часть 44

Радиестезия и радиоэстезия часть 44

Радиестезия описывает способность обнаруживать излучение, испускаемое человеком, животным, объектом или географическим объектом.

Радиоэстезия – наука объясняющая изменение действующих законов пространства в зависимости от изменения формы этих пространств.

ВНИЗ ЛИЦОМ

Базируясь на полинезийской этнографии, предыдущих археологических экспериментах, на данных других мегалитических культур топографии Рапа-Нуи и характеристиках статуй, американцы решили, что наиболее логичен горизонтальный метод транспортировки. Ровная тыльная поверхность статуй и очертания плеч были идеально приспособлены для этого. Эксперименты с масштабной моделью помогли спроектировать легкие и экономичные сани. В компьютерной модели они имели вид двух непараллельных бревен длиной пять с половиной метров и диаметром почти двадцать пять сантиметров. Их "подложили" под компьютерную эталонную статую. Вес статуи самой по себе удерживал бревна точно на месте. От пятнадцати до двадцати "роликов" около двадцати пяти сантиметров в диаметре помогали движению, осуществлявшемуся с помощью канатной тяги.
Интересно, что из 383 статуй, обнаруженных за пределами Рано Рараку, 163 лежали ничком, 122 на спине и 31 на боку; Значит ли это, что их передвигали главным образом лицом вниз? По крайней мере, такой версии отрицать нельзя. Но ее нужно было проверить. Чтобы нос не оставлял в земле глубокой борозды, компьютерная модель была скорректирована - для этого потребовались две поперечные перекладины двухметровой длины. Одну подложили под шею моаи, чтобы сохранить чистыми от земли нос и лицо, другую, потоньше, поместили у основания. Эксперименты же с камнем создавали давление на шею статуи, независимо от того, лежала она лицом вверх или вниз. В положении на спине простое подкладывание древесных материалов под тыльную сторону шеи статуи решало проблему, но в положении ничком давление распределялось неравномерно. Некоторые из статуй, найденных "по дороге", были сломаны в области шеи, возможно, от того, что их передвигали вниз лицом.
Наиболее сложным аспектом транспортировки моаи было определение местоположения и затем установка статуи на агу. Статуи, как бы они ни лежали на санях лицом вверх или вниз, - вероятно, перевозились вперед ногами. В случае Агу Акиви моаи могли быть доставлены в любом положении и с любой стороны. Оставленную на санях статую подравнивали так, чтобы ее основание было перпендикулярно площадке. Затем ее подтягивали вверх по плавно покатому земляному склону длиной около трех-четырех размеров статуи. Основание поднимали примерно на 1,2 метра и устанавливали на гладкий пьедестал на вершине площадки. При помощи камней, земли, веревочных опор, клиньев и рычагов каменного исполина затем медленно приводили в вертикальное положение. Раскачиванием добивались более точной корректировки. Любые неровности на гладко отполированной поверхности пьедестала зачищали кусками кораллов или пемзы.
Археолог Кэтрин Скорсби Рутлидж, отмечая образцы повреждений некоторых статуй "по дороге", впервые выдвинула, а затем отвергла мысль о том, что их перевозили вертикально. Вместо этого она предположила, что большая их часть стояла там, где положено, образуя ритуальный путь к Рано Рараку. Проверяя эту гипотезу, археолог Арне Скьелсволд из музея "Кон-Тики" в 1986 году провел раскопки двух статуй "по дороге". Они имели украшенное узором каменное приспособление в основании, говорившее о том, что оно выдерживало вес вертикальной статуи. Раскопки Рутлидж и Скьелсволда в 1955 году в карьере Рано Рараку обнаружили человеческие кости, каменные ролики и инструменты. Эта огромная моаи были около девяти метров высотой, более чем в два раза выше среднестатистической. У нее изрезано основание, и это наводит на мысль о том, что ее передвигали при помощи рычагов в горизонтальном положении, но разрушена она таким образом, что, по-видимому, упала из положения стоя. Все эти данные свидетельствуют о том, что, по крайней мере, некоторые стоящие статуи в каменоломне, и другие, которые кажутся оставленными "по дороге", на самом деле, возможно, были умышленно установлены вертикально на их нынешнем месте для использования в обрядовой деятельности.
Чтобы проверить гипотезу, Рутлидж дополнительно составила карту положения и ориентации моаи, лежащих вдоль главного пути от Рано Рараку к Рано Кау и густонаселенному юго-восточному побережью острова. Большинство из статуй, лежащих как на боку, так и ничком, были ориентированы головами от карьера, в то время как головы лежащих вверх лицом статуй были повернуты к карьеру. Это означает, что почти все вертикальные статуи были направлены на юго-запад к громадине кратера Рано Кау. Здесь начиная примерно с 1450 - 1500 годов действовал общеостровной культовый центр Оронго - место проведения ритуалов "людей-птиц". Культ "людей-птиц" имел исключительное значение для Рапа-Нуи. Он возник и развивался отчасти как реакция на дефицит пищевых ресурсов. Ведь для островной жизни очень важны были предсказания сезонного прибытия стай черных крачек и других птиц, следующих по пути миграции тунцовых рыб. Если "ритуальный путь" Рутлидж был фактически просто украшен стоящими моаи, то соединение двух культовых центров, Рано Рараку и Рано Кау, цепочкой истуканов имело большой духовный идеологический смысл.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии