Радиестезия и радиоэстезия часть 24
Радиестезия описывает способность обнаруживать излучение, испускаемое человеком, животным, объектом или географическим объектом.
Радиоэстезия – наука объясняющая изменение действующих законов пространства в зависимости от изменения формы этих пространств.
Очень соблазнительно предположить, что Вудхендж был жилищем рабочих, строивших Стонхендж, своего рода общежитием или казармой. Но археологических данных, подтверждающих такую гипотезу, почти не существует. В Вудхендже найдено очень мало предметов искусственного происхождения, причем это черепки и прочее в том же роде, а не того сорта хозяйственный мусор, который неминуемо скапливается даже возле самых обезличенных жилых казарм. Современная теория считает, что Вудхендж, так же как и Стонхендж, был, вероятно, храмом или местом народных собраний или и тем и другим вместе. Возможно, он являлся предшественником, более ранним сооружением, которое послужило примитивной моделью для его южного соседа. И возможно также, что Вудхендж играл какую-то астрономическую роль. Большая ось его овальных колец ориентирована примерно на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния, как и ось Стонхенджа, хотя центр входа в Вудхендж, открывающегося на северо-восток, так же как у Стонхенджа, несколько смещен к северу от этой линии. Миссис Б. Г. Каннингтон, которая вместе с мужем проводила там раскопки в 1926-1928 годах, полагала, что плоский сарсеновый камень (прозванный Кукушкиным камнем), находящийся в четырехстах метрах от сооружения, входит в комплекс Вудхенджа, так как он лежит почти точно на запад от его центра и "был бы ясно виден из центра... между вертикальными столбами".
На холме Овертон-Хилл в двадцати семи километрах к северу от Вудхенджа находится еще один большой доисторический деревянный памятник - Святилище. Как и в Вудхендже, там тоже насчитывалось шесть колец лунок для деревянных столбов; но в отличие от Вудхенджа, где все столбы в конце концов были объединены в одно сооружение, шесть колец Святилища, судя по всему, были вырыты в разное время и в них устанавливались столбы, возможно, служившие опорами для трех разных, сменявших друг друга построек. И в отличие от Вудхенджа, где, по-видимому, имелось всего два камня, Святилище на последнем этапе своего существования как будто состояло из двух колец вертикально поставленных камней без каких-либо деревянных компонентов.
Святилище, судя по всему, не было опоясано ни рвом, ни валом. Когда оно было закончено, диаметр его равнялся примерно сорока девяти метрам, но возникло оно, по-видимому, как небольшое кольцо из восьми столбов, расположенных на расстоянии 2,4 метра от центрального столба. Возможно, это простое сооружение было лишь ритуальным открытым кругом, а столбы, вероятно, были покрыты резьбой и (или) выкрашены, как это было в обычае у виргинских индейцев еще в XVI веке. Они использовали такие украшенные столбы для разметки площадки, где происходили пляски. Назначение центрального столба Святилища неизвестно. Возможно, он только служил точкой привязки для определения места следующих построек.
Через некоторое время после установки первого кольца столбов начался второй этап строительства. Были вырыты еще два кольца лунок на расстоянии 0,6 и 2,1 метра от первоначального кольца. Возможно, на установленные в них столбы опиралась кровля над внутренним кругом. И эти столбы прослужили много лет. Большинство из них простояло так долго, что их приходилось заменять, так как они начинали подгнивать или по каким-то другим причинам.
Затем начался третий этап строительства. Первоначальный центральный столб и два кольца этапа II, по-видимому, исчезли. Первоначальное внутреннее кольцо из восьми небольших лунок было заменено новым кольцом из шести лунок побольше, и к нему добавили два новых внешних кольца из лунок диаметром примерно пятнадцать и восемнадцать метров. Считается, что эти три кольца столбов могли поддерживать кольцевую кровлю, возможно открытую в середине, со скатом, поднимающимся к центру.
И в конце концов Святилище из деревянного стало каменным. Новые строители - возможно, ранние би-керы - убрали деревянные столбы и ту постройку, которая на них опиралась, и создали еще один упрощенный вариант Стонхенджа: два концентрических кольца из вертикально поставленных сарсеновых камней. Внутреннее кольцо имело в диаметре около 4,2 метра, а диаметр внешнего составлял примерно 41,2 метра. Тогда же эти строители, по-видимому, воздвигли два ряда сарсеновых камней, окаймлявших аллею шириной 6,1 метра, которая вела от Святилища до самого Эйвбе-ри, расположенного километрах в 2,5 к северо-западу.
Назначение Святилища неизвестно. Но тот факт, что два его кольца из сарсеновых камней были возведены, по-видимому, в тот же период, когда строился Стонхендж-II, возможно, не случаен.
Наиболее известен из соседей Стонхенджа - и в археологическом отношении крайне интересен - огромный каменный комплекс в Эйвбери. Это внушительное сооружение, находящееся километрах в двадцати семи от Стонхенджа, претерпело гораздо больше разрушений, чем его южный аналог, из-за своего местоположения. Оно оказалось прямо под домами, улицами и полями селения Эйвбери и вокруг них. Почти все его камни исчезли (многие стали стенами старинных крытых соломой домиков), однако оставшихся все еще достаточно, чтобы дать некоторое представление о его первоначальной структуре. Опоясывающие все сооружения ров и вал ясно различимы, особенно с воздуха.
Эйвберийский памятник был, по-видимому, вновь "открыт", после того как все успели забыть, что он такое, тем же наблюдательным Джоном Обри. "Я впервые увидел местность возле Марлборо только на Рождество 1648 года, - писал он в то время. - Наутро после Двенадцатого дня мистер Чарльз Сеймур и сэр Уильям Баттон из Тоукенхема (весьма прекрасный парк и романский дом), баронет, встретились со своими сворами у Серых Баранов. Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где гиганты швыряли камнями в богов. Отсюда началась наша травля, и охота... привела нас в селение Обери, в тамошние Проулки, где меня несказанно поразил вид величайших камней, о которых я прежде ничего не слышал, а также могучего вала и рва вокруг. Я заметил на выгонах сегменты грубых кругов из этих камней и решил, что в былые времена эти круги были полными".
Обри счел "весьма странным", что "столь замечательная древность была столь долго незамечаема нашими хронистами", и вскоре после основания в 1662 году Королевского общества (Обри был одним из первых его членов) он писал, что три другие его члена - король Карл II, лорд Брункер и доктор Чарлтон - "вели как-то утром беседу... о Стоунхенге", и "они сказали его величеству про мои слова касательно Обери, а именно что он столь же превосходит Стоунхенг, как собор - приходскую церковь. Его величество подивился, что никто из наших хронистов ничего про него не писал, и приказал доктору Чарлтону поутру привести меня к нему". Обри показал королю "рисунок его, сделанный только по памяти", и Карл настолько заинтересовался, что, отправившись в следующий раз в Бат, "свернул с пути в Обери, где я показал ему эту величественнейшую древность". Когда его величество "отбыл из Обери вдогонку за королевой, он обратил взор на Силбери-Хилл примерно в миле оттуда, каковой полюбопытствовал осмотреть, и поднялся пешком на его вершину".
Обри подробно обследовал Стонхендж и Эйвбери и "составил" их "обсуждение". Он считал, что они, как и все подобные памятники, были друидическими храмами, и продолжал живо ими интересоваться, но, когда король "приказал мне раскопать подножие этих камней... не отыщутся ли там человеческие кости... я этого не сделал" (ах, если бы те любители старины в последующие века, которым предлагали раскапывать древние памятники, брали с него пример!).
Памятник Эйвбери заслонен домами и настолько пострадал от похитителей камней и других вандалов, что, не заметь его Обри, это раскинувшееся на большой площади сооружение могло бы сгинуть в безвестности. Впрочем, Эйвбери по-своему отомстил своим разрушителям. Во время недавнего восстановления его большого круга был обнаружен скелет человека, по-видимому раздавленного камнем, который вместе с другими пытался опрокинуть. Судя по монетам в его кармане, он жил и умер в XIV веке. Найденные же при нем ножницы и ланцет указывают, что он, по-видимому, как это было принято в средние века, объединял в своем лице цирюльника и хирурга.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Свидетельство о публикации №122041301108