Радиестезия и радиоэстезия часть 18
Радиестезия описывает способность обнаруживать излучение, испускаемое человеком, животным, объектом или географическим объектом.
Радиоэстезия – наука объясняющая изменение действующих законов пространства в зависимости от изменения формы этих пространств.
ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ КАМЕНОТЕСОВ
Ступая на легендарную баальбекскую веранду, невольно испытываешь волнение. Главную часть площадки размером с футбольное поле (точнее, 49х89 метров) занимают руины храма, сложенного из обычных блоков объемом два-три кубических метра. Со стороны северного и южного фасадов блестит под солнцем полоса шириной семь метров, которую называют баальбекской террасой, или верандой. Она образована девятью огромными блоками, уложенными в три ряда. На таком блоке (приблизительно размеры 9х3х4 метра) вполне могут уместиться два грузовика. Чтобы кромки и стыки блоков не крошились, снят фас. Сподвижник Наполеона маршал Мармон, побывавший в 1840 году в Баальбеке, писал, что громадные тесаные блоки лежат без всякой связки и так хорошо пригнаны, что и лезвие ножа не входит между ними. Действительно, подгонка блоков идеальная. Не только нож, даже режущая кромка безопасной бритвы "Спутник" (толщина - 0,01 миллиметра!) не входит в зазор. Точнее говоря, никакого зазора нет вообще. Камни словно бы притерты друг к другу. Даже капля воды не впитывается на стыке и скатывается по желобу вниз. Площадь притирки по торцу блока, по основанию и по длинной вертикальной грани достигает соответственно 12, 27 и 36 квадратных метров. Общая же площадь сочленения каждого блока внешнего ряда достигает 87 квадратных метра, внутреннего 123 квадратных метра, при точнейшей выверке углов и параллельности граней. У трилитонов эти площади гораздо больше.
Посадка блоков осуществлена с допуском порядка 0,01 миллиметра. Нет ли тут какого-либо секрета?
Мраморизованный известняк - камень сравнительно мягкий, деформирующийся при самых незначительных напряжениях, если они действуют сколь-нибудь длительное время. Под действием влаги и собственного веса блоки оплывают и плотно прижимаются, буквально срастаются друг с другом. Но вот парадокс: современные мастера ручной обработки камня доводят до зеркального блеска поверхность не более двух-трех квадратных метров. Высота неровности при этом колеблется от 0,1 до 1 миллиметра. На большей площади вручную достичь столь совершенной обработки невероятно трудно. А вот баальбекские каменотесы без твердосплавного инструмента, без абразивных порошков достигли. Каким образом? Неизвестно. Стоит задуматься и над другим.
Нынешние камнерезные машины вырезают блок не более чем в два-три кубометра с точностью, не выходящей за пределы допуска шести - двенадцати миллиметров. Только с помощью специальных калибровочных станков допуски доводят до нескольких миллиметров. Мало того что нужно владеть методами точнейшей обработки, требуется мощная, легко управляемая техника, чтобы, не повредив поверхности блока, не отколов нигде уголка, осуществить филигранный монтаж. Сравнивая, что может "век нынешний и век минувший", невольно заходишь в тупик. Сделано невозможное. Кем? По какой технологии?
Еще одна тайна баальбекских каменных блоков выдолбленные цепочкой квадратные гнезда. Их глубина двадцать - тридцать сантиметров. Гнезда тянутся почти по всему периметру платформы. Множество таких же отверстий выдолблено в мелких блоках. Иногда на один блок размером полтора-два метра приходится по пять восемь отверстий. Есть они и в основаниях колонн. Каково их назначение? Может быть, в них вставлялись металлические захваты? Но тогда почему отверстия выдолблены не во всех блоках? Почему их нет в трилитонах, перемещение которых представляло наибольшую трудность? Не исключено, что гнезда предназначались для декоративных целей. Во время ритуальных церемоний сюда могли вставлять факелы или деревянные штыри с закрепленными на них идолами. Кроме того, углубления могли служить урнами для захоронения праха или различных реликвий умерших...
На вертикальной поверхности блоков веранды заметны необычные следы обработки - концентрические бороздки, идущие в разных направлениях. Каким инструментом нанесены такие длинные, правильные углубления? Профессор американского университета в Бейруте Акоп Калаян, детально изучивший древнюю каменнотесную технику, полагает, что подобные следы на камне оставляет шагоута - инструмент наподобие топора, только с зубьями, как у пилы. Шагоута широко применялась в древности в странах Средиземноморья и Закавказья, а в Ливане ею пользуются и теперь. Ширина рубящей части шагоуты достигает пятнадцати сантиметров. Она оставляет на камне короткие, хаотично разбросанные углубления шириной несколько сантиметров в зависимости от размера зубьев. На поверхности баальбекских блоков видны концентрические борозды с шагом двенадцать - пятнадцать сантиметров и протяженностью до ста пятидесяти - двухсот сантиметров. Радиус борозд достигает четырех метров! Бесспорно это следы механизированной обработки, своего рода обдирочной машины, возможно, приводившейся в движение рабами. Но даже такое предположение мало что дает нам для ответа на вопрос, который занимал всех археологов, изучавших руины Баальбека, начиная с Пьера Белона, Вуда и Даукинса и кончая современными учеными. В самом деле, с помощью каких средств осуществлялась вырубка, транспортировка и подгонка гигантских блоков?
Покидая Баальбек через длинный мрачный туннель, невольно задумаешься над тем, отчего это пристрастие к гигантским сооружениям было характерно в основном только для древнейших народов. При всей примитивности техники еще во времена неолита предпочитали возводить святилища из грандиозных каменных блоков. Возьмите хотя бы дольмены на Кавказе, святилище в Стонхендже, "гипогиум" на Мальте. Технически более оснащенные греки, а потом и римляне оперировали строительными конструкциями, так сказать, нормальных величин. Гигантские баальбекские блоки нетипичны для римской строительной техники. Скорее они сродни мегалитическим сооружениям и тяжеловесным формам архитектуры Древнего Египта.
Известный архитектор И. Соболев под впечатлением нечеловеческих масштабов Баальбека писал в 1936 году, что его "действительность во много раз необыкновеннее самых фантастических проектов поклонников архитектурной гигантомании".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Свидетельство о публикации №122041301069