6. 5 Семь дней Творения
ТВОЕ ОТ ТВОИХ ТЕБЕ ПРИНОСИМ
Итак, выше мы увидели, что животные в Библии обозначают людей. Все они обитают в человеческих душах, а цель Божьего домостроительства заключается в том, чтобы человек обитал в Боге, а Бог – в человеке:
"Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне" (Ин.15:4).
В лице человека Бог хочет иметь помощника, соответственного Ему. Чтобы стать таким помощником, человек должен пройти стадии освящения:
"Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят]. Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас" (Лев.20:7,8);
"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фесс.5:23).
=============
«Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и упокаиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Почему Апостол говорит: "дом же Его - мы" (Евр.3:6).
Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна – и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценней всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, т.е. служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: "сотворим по образу и подобию Нашему" (Быт.1:26), но сказал об умной человеческой сущности, разумею бессмертную душу. Написано: Ангельские ополчения "вокруг боящихся Его" (Пс.33:8).
Посему душа смысленная и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Господе. И Господь ни к кому не благоволит, как только к единому человеку…»
(Макарий Великий Египетский)
=============
Пережив с Христом смерть и совоскреснув в Нем, верующий становится членом Тела Христового:
"быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых" (Кол.2:12);
"мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены" (Рим.12:5).
Спасенными душами Иисус Христос управляет как Своей колесницей, которая была показана пророку Иезекиилю:
"и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека… Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных [был] в колесах. Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных [был] в колесах" (Иез.1:5,20-21).
Четыре животных у Иезекииля обозначают разные силы человеческой души. Когда верующие поступают по духу, эти силы все делают синхронно и согласно духу. Все четверо имеют облик, как у человека, а действуют как один новый человек…
***
Переходим к 25-тому стиху первой главы Бытия.
БЫТ.1:25 И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ И СКОТ ПО РОДУ ЕГО, И ВСЕХ ГАДОВ ЗЕМЛИ ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО.
Все животные, о которых говорится в Библии, обозначают людей – разные силы (свойства\способности) человеческой души:
"О волах ли печется Бог?" (1Кор.9:9);
"Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут… Вы не гораздо ли лучше их?" (Мф.6:26);
"И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму… не я ли твоя ослица" (Чис.22:28-30).
Во время потопа библейские животные спаслись от воды в Ноевом ковчеге. Ковчег является прообразом Иисуса Христа – воплотившегося Слова Божьего, а спасение во Христе получают души, принявшие верой Евангелие:
"без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11:6);
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17).
Разумеется, верить в Бога могут только люди, и Божий Сын умирал на кресте не за животных, а за людей. Поэтому все животные, которые спаслись в Ноевом ковчеге, обозначают, конечно, людей…
=============
"…Животные четвероногие и звери суть также образ людей, которые не знают Бога, живут нечестиво, помышляют о земном и не раскаиваются… Если владыка дома хорошо ведет себя, то необходимо и слуги живут благочинно, если же господин согрешит, то и слуги также будут грешить; таким же образом произошло и то, что с согрешением человека, который есть господин всего, и служащие ему твари уклонились к злу. Но когда человек опять возвратится в сообразное с своею природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости…"
(Феофил Антиохийский святитель)
=============
(?) А как насчет "всей твари" в Послании к Римлянам:
"вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим.8:22)?
О какой твари говорит Апостол Павел в данном стихе?
Здесь тварь обозначает людей, которые не знают истинного Бога:
"идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари [начиная с Иерусалима]" (Мар.16:15);
"тварь [невозрожденные люди] с надеждою ожидает откровения сынов Божиих" (Рим.8:19);
"кто во Христе, [тот] новая тварь" (2Кор.5:17);
"нехорошо взять хлеб у детей [Божьих] и бросить псам [язычникам]" (Мф.15:26);
"во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь" (Гал.6:15);
"благовествования… которое возвещено всей твари поднебесной [всем людям]" (Кол.1:23);
"нет твари, сокровенной от Него… Ему дадим отчет" (Евр.4:13).
Разумеется, давать отчет Богу будут те, кто жил на земле, имея человеческое обличье.
=============
Блаж. Августин
Рим.8:19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих…
23 и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
Слова Павла [до стиха 23] не следует понимать просто так, будто деревья, овощи и камни страдают (что и есть ошибка манихеев), и не следует думать, будто святые ангелы покорены суете и будто они освобождены будут от рабства смерти, поскольку они бессмертны. Творение здесь означает род человеческий.
(https://bible.optina.ru/new:rim:08:22)
=============
Таким образом, животные в Библии, в зависимости от контекста, могут изображать разных людей. Это могут быть люди, не знающие истинного Бога, но ожидающие откровения сынов Божиих, как сказал о них Апостол Павел в Послании к Римлянам. Также и Апостолу Петру в видении были показаны язычники, не знавшие истинного Бога, в виде всяких зверей, пресмыкающихся и птиц:
"Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого" (Деян.10:9-14).
Пророку Даниилу в виде зверей и животных были показаны мировые империи (Дан.7), пророку Иезекиилю – "колесница Всевышнего" (Иез.1), а Апостол Иоанн в виде четырех животных и 24 старцев увидел перед престолом Божьим искупленных Иисусом Христом верующих:
"первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему" (Откр.4:7);
"И когда Он [Агнец] взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем… И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею ИСКУПИЛ НАС БОГУ из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Откр.5:8-10)…
***
Читаем 26 стих.
БЫТ.1:26 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД СКОТОМ И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ".
= БЫТ.1:26 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ…" =
(?) Что значит быть образом Божьим?
Главное правило библейского толкования заключается в том, что "Священное Писание само себя толкует". Подобное толкование, строго говоря, означает, что мы должны понимать Библию так, как она написана…
Согласно Библии, образом невидимого Бога является воплотившееся Слово Божье – Богочеловек Иисус Христос:
"о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2Кор.4:4).
Только Христос мог явить людям невидимого Отца и показать сущность Его души:
"Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?" (Ин.14:9).
А до тех пор, пока Слово не стало плотью, люди не имели адекватного представления о своем Творце…
Согласно лексикону Стронга, слово цэлем (образ) обозначает изображение, картину, изваяние. Оно упоминается в 15-ти стихах Ветхого Завета:
1. Быт.1:26 …сотворим человека по образу [06754, цэлем] Нашему по подобию Нашему…
2. Быт.1:27 И сотворил Бог человека по образу [06754, цэлем] Своему, по образу [06754, цэлем] Божию…
3. Быт.5:3 Адам… родил [сына] по подобию своему по образу [06754, цэлем] своему…
4. Быт.9:6 …человек создан по образу [06754, цэлем] Божию;
5. Чис.33:52 …всех литых идолов [06754, цэлем] их истребите…
6. 1Цар.6:5 …сделайте изваяния [06754, цэлем] наростов ваших и изваяния [06754, цэлем] мышей ваших, опустошающих землю…
7. 1Цар.6:11 и поставили ковчег Господа на колесницу и ящик с золотыми мышами и изваяниями [06754, цэлем] наростов.
8. 4Цар.11:18 …и изображения [06754, цэлем] его совершенно разбили…
9. 2Пар.23:17 …и жертвенники его и истуканов [06754, цэлем] его сокрушили…
10. Пс.38:7 …человек ходит подобно призраку [06754, цэлем]…
11. Пс.72:20 …Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты [06754, цэлем] их.
12. Иез.7:20 …делали из него изображения [06754, цэлем] гнусных своих истуканов…
13. Иез.16:17 …сделала себе мужские изображения [06754, цэлем], и блудодействовала с ними.
14. Иез.23:14 …красками нарисованные изображения [06754, цэлем] Халдеев…
15. Ам.5:26 Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения [06754, цэлем], которые вы сделали для себя.
Из данных текстов можно заключить, что слово образ (цэлем) обозначает в Библии изображение, то есть то, что можно отобразить и то, что можно увидеть. Невидимый Бог, чтобы явить Себя людям, послал в мир Своего Единородного Сына, Который является истинным Светом, а также Его видимым образом:
"СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ СВЕТ"; И СТАЛ СВЕТ" (БЫТ.1:3);
"свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы" (Ин.3:19);
"[Христос] есть образ Бога невидимого" (2Кор.4:4).
(?) А что значит быть подобием Божьим?
В Священном Писании слово подобие (демут) обозначает сходство чего-то с чем-то или кого-то с кем-то.
25 раз это слово упоминается в Ветхом Завете, и чаще всего оно переведено русским словом "подобие":
1. Быт.1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию [01823, демут] Нашему…
2. Быт.5:1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию [01823, демут] Божию…
3. Быт.5:3 Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию [01823, демут] своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4. 4Цар.16:10 …и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение [01823, демут] жертвенника и чертеж всего устройства его.
5. 2Пар.4:3 и [литые] подобия [01823, демут] волов стояли под ним кругом со всех сторон…
6. Пс.57:5 Яд у них - как [01823, демут] яд змеи…
7. Ис.13:4 Большой шум на горах, как [01823, демут] бы от многолюдного народа…
8. Ис.40:18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие [01823, демут] найдете Ему?
9. Иез.1:5 …и из средины его видно было подобие [01823, демут] четырех животных, - и таков был вид их: облик [01823, демут] их был, как у человека;
10. Иез.1:10 Подобие [01823, демут] лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
11. Иез.1:13 И вид [01823, демут] этих животных был как вид горящих углей…
12. Иез.1:16 Вид колес и устроение их - как вид топаза, и подобие [01823, демут] у всех четырех одно…
13. Иез.1:22 Над головами животных было подобие [01823, демут] свода…
14. Иез.1:26 А над сводом, который над головами их, [было] подобие [01823, демут] престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием [01823, демут] престола было как бы подобие [01823, демут] человека вверху на нем.
15. Иез.2:1 Такое было видение подобия [01823, демут] славы Господней…
16. Иез.8:2 И увидел я: и вот подобие [01823, демут] [мужа], как бы огненное…
17. Иез.10:1 …как бы нечто, похожее [01823, демут] на престол, видимо было над ними.
18. Иез.10:10 И по виду все четыре сходны [01823, демут], как будто бы колесо находилось в колесе.
19. Иез.10:21 У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие [01823, демут] рук человеческих.
20. Иез.10:22 А подобие [01823, демут] лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховаре, - и вид их, и сами они…
21. Иез.23:15 …имеющих вид военачальников, похожих [01823, демут] на сынов Вавилона…
22. Дан.10:16 Но вот, некто, по виду похожий [01823, демут] на сынов человеческих, коснулся уст моих…
Библия говорит об Иисусе Христе и христианах, составляющих Его Тело, что они являются образом Божьим, но никого из людей Библия не называет подобием Божьим. Это значит, что в Библии слова образ и подобие не являются синонимами!
Но надо признать, что единого мнения на этот счет у верующих пока еще нет.
=============
«…Образ и подобие – синонимы или обособленные понятия?
Ключевыми словами в этом тексте [Быт.1:26-28] несомненно являются "По образу Нашему", "По подобию Нашему". Ни одна тварь не была создана по таким непостижимым "лекалам". Очевидно, что их два – образ и подобие. Но нужно сказать, что некоторые исследователи не делают различия между образом и подобием, а считают эти слова синонимами (полагают эти понятия тождественными). Например, современный религиозный ученый Петр Владимирович Добросельский пишет:
"…Кирилл Александрийский не одобряет этого различия (различия между образом и подобием – П.Д.), считая оба слова имеющими одно значение".
(П.Д. Добросельский "Введение в православную психологию", изд. "Благовест", 2008 год).
Также, по мнению митрополита Филарета (Дроздова), "образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе".
(Филарет (Дроздов), митрополит, "Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1. - М., 1867. - С. 21".
Иного мнения придерживался святитель Василий Великий:
"Если речь идет об одном и том же, то не стоило бы дважды повторять одно и то же. Заявлять, что в Писании находятся пустые слова, – опасное богохульство. Да и на самом деле (Писание) никогда не говорит (ничего) пустого. Итак, неоспоримо, что человек создан по образу и по подобию".
(Василий Великий, "Беседы на шестоднев", беседа 10)…»
("Учение об Образе и подобии Божьем", https://studbooks.net)
=============
Из текстов Священного Писания можно заключить, что само по себе библейское подобие (демут) не существует. Оно появляется только при сравнении разных предметов (или разных субъектов), если у них обнаруживаются похожие качества или свойства. Например, стол может быть подобен стулу, потому что сделан из того же материала.
В Библии слово подобие (демут) не обозначает ни предмет, ни личность, а слово образ (цэлем) может обозначать и предмет, и человека, и даже Самого Бога:
"[АДАМ] ЕСТЬ ОБРАЗ будущего" (Рим.5:14);
"МУЖ ЕСТЬ ОБРАЗ и слава Божия" (1Кор.11:7);
"Она [ветхозаветная СКИНИЯ] ЕСТЬ ОБРАЗ настоящего времени" (Евр.9:9);
"[ХРИСТОС] ЕСТЬ ОБРАЗ Бога невидимого" (2Кор.4:4).
***
Первый человек Адам был создан из праха земного по подобию Божьему:
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему" (Быт.1:26);
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7);
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их" (Быт.5:1,2).
Подобие трехчастного человека Триединому Богу может заключаться в его троичном устроении:
"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь" (2Кор.13:13);
"идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф.28:19);
"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фесс.5:23).
Библия называет воскресшего Иисуса Христа вторым человеком, а перстного Адама – первым:
"Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба" (1Кор.15:47);
"Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное" (1Кор.15:46).
В Своем воскресении Иисус Христос стал Духом Животворящим, то есть реальностью обещанной Аврааму Ханаанской земли:
"первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий" (1Кор.15:45).
В стихе Быт.1:27 о человеке говорится как о мужчине и женщине, поэтому человеком в этом тексте является не только Христос (последний Адам, муж), но также и Церковь, которая является Его Телом (жена):
"поставил Его [Иисуса Христа]… главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф.1:22,23).
Именно в Церкви, то есть в новом человеке "благоволил упокоиться Господь", поэтому в шестой день Творения Иисус Христос Свою Церковь очищает и освящает:
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5:25-27);
"кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего"(Рим.8:29).
***
В 26 стихе первой главы Бытия говорится сразу о двух Адамах – перстном и небесном:
"И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ" (БЫТ.1:26).
По образу Божьему был создан человек в первой главе Бытия:
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (БЫТ.1:27).
А по подобию Божьему был создан человек во второй главе Бытия:
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7).
О том, что Адам был создан по подобию Божьему, написано в его родословной книге в пятой главе Бытия:
«ВОТ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА ЧЕЛОВЕКА: КОГДА ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА, ПО ПОДОБИЮ ВСЕСИЛЬНОГО ОН ЕГО СОЗДАЛ. МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ, И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ И НАРЕК ИМ ИМЯ "ЧЕЛОВЕК" В ДЕНЬ СОТВОРЕНИЯ ИХ. И ЖИЛ АДАМ СТО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И РОДИЛ ПОДОБНОГО СЕБЕ, ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, И НАРЕК ЕМУ ИМЯ ШЕТ. И БЫЛО ДНЕЙ АДАМА ПО РОЖДЕНИИ ИМ ШЕТА ВОСЕМЬСОТ ЛЕТ, И РОДИЛ ОН СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ. И БЫЛИ ВСЕ ДНИ АДАМА, КОТОРЫЕ ОН ЖИЛ, ДЕВЯТЬСОТ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ, И ОН УМЕР» (БЫТ.5:1-5).
***
Понятно, что без Адама перстного не мог бы на землю прийти Адам небесный:
"Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов… Адамов, Божий" (Лук.3:23-38).
Цель Творения – создать не подобие Божье (некую троичность), а образ, то есть живую личность, которая будет отображать собой невидимого Бога, а Бог в этой личности будет обитать:
"кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин.14:23).
Трехчастный Адам был создан из праха земного (Быт.2:7) по подобию Триединого Бога (Быт.5:1,2). После грехопадения он духовно умер и был изгнан из рая. Но последний Адам, придя на землю, умер за грехи падшего Адама и за грехи его потомков, чтобы в Себе Самом создать человека нового – "народ особенный, ревностный к добрым делам":
"вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол.3:3);
"пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1Ин.4:16);
"явилась благодать Божия… научающая нас, чтобы мы… целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам" (Тит.2:11-14).
Верующим сегодня, чтобы стать новым человеком во Христе Иисусе, надо поверить в Евангелие, вступить с Богом в Завет посредством крещения и последовать за Святым Духом в пустыню испытаний. Там надлежит умереть ветхому человеку в Адаме и родиться новому человеку во Христе:
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"в Нем вы и совоскресли" (Кол.2:12).
***
В Библии нигде не говорится, что Иисус Христос является подобием Божьим, но написано, что Он есть образ Бога невидимого. И в первой главе Бытия, которая является пророчеством о Христе и Церкви, не написано, что человека Бог сотворил по подобию Божьему, но написано, что человека Бог сотворил по образу Своему, по образу Божьему сотворил его.
А о том, что человеку надо приобрести Божье подобие, в Библии нет ни одной заповеди! Нет даже намёка на то, что такая потребность для людей существует, потому что человек, согласно Библии, изначально создан по подобию Божьему:
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их" (Быт.5:1,2);
"Им [языком своим] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак.3:9).
***
Человеку, чтобы стать душой живой (Быт.2:7), надо поверить в Иисуса Христа как своего Спасителя. Приняв верой Евангелие, которое является Божьим дыханием жизни, человек рождается свыше и становится живой душой (нэфэш хая), так как в нем оживает, то есть начинает функционировать, человеческий дух, являющийся третьей "ипостасью" человеческой "троицы"…
(?) В Библии говорится о людях "душевных, не имеющих духа". Разве им не нужно "достигать троичности" (богоподобия)?
Да, в Библии есть стих, говорящий об отсутствии у людей человеческого духа:
"в последнее время появятся ругатели… Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа" (Иуд.1:18,19).
Но ведь в Библии человеческим духом называется не только сотворенный орган, который есть у всех людей, но также и рожденная от Духа личность – новый человек во Христе Иисусе:
"Господь… образовавший дух человека внутри него" (Зах.12:1);
"рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).
Поэтому душевным может быть любой человек в Адаме, который не прошел через пустыню испытаний, не родился от воды и Духа и не стал новым Творением во Христе Иисусе:
"кто во Христе, [тот] новая тварь" (2Кор.5:17).
ПОДОБИЕМ БОЖЬИМ делает человека наличие в нем человеческого духа как сотворенного органа (Зах.12:1).
ОБРАЗОМ БОЖЬИМ делает человека наличие в нем человеческого духа как личности, рожденной от Духа Божьего (Ин.3:6).
Сотворенный человеческий дух (Зах.12:1) подобен средству связи, которым рожденный свыше человек общается с Творцом, а также познает духовный мир. В состав этого органа (сотворенного человеческого духа) входит совесть, интуиция и орган общения с Богом. И даже если человек не верит в своего Создателя, совесть у него все равно есть, а значит, есть троичность, есть Божье подобие. Избавиться от своей совести, живя на земле, человеку вряд ли возможно:
"кто из вас без греха, первый брось на нее камень… Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим" (Ин.8:7-9);
"когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа" (Рим.2:14-16).
=============
"– А вот это – скучная женщина, – уже не шептал, а громко говорил Коровьев, зная, что в гуле голосов его уже не расслышат, – обожает балы, все мечтает пожаловаться на свой платок.
Маргарита поймала взглядом среди подымавшихся ту, на которую указывал Коровьев. Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами.
– Какой платок? – спросила Маргарита.
– К ней камеристка приставлена, – пояснил Коровьев, – и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется, так он уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, но ничего не помогает.
– Какой платок? – шептала Маргарита, подымая и опуская руку.
– С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка.
– А где же хозяин этого кафе? – спросила Маргарита.
– Королева, – вдруг заскрипел снизу кот, – разрешите мне спросить вас: при чем же здесь хозяин? Ведь он не душил младенца в лесу…"
(Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита")
=============
Таким образом, верующим сегодня надо преобразовываться в образ Христа, а вот "достигать богоподобия" нет необходимости. О преобразовании верующих по подобию Божьему в Библии ничего не говорится, потому что у каждого сотворенного Богом человека есть совесть, которая является составной частью человеческого духа. А этот дух является третьей "ипостасью" человеческого естества. Поэтому каждый человек, можно сказать, "изначально троичен", потому что создан по подобию Божьему:
"ВОТ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА ЧЕЛОВЕКА: КОГДА ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА, ПО ПОДОБИЮ ВСЕСИЛЬНОГО ОН ЕГО СОЗДАЛ. МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ, И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ И НАРЕК ИМ ИМЯ "ЧЕЛОВЕК" В ДЕНЬ СОТВОРЕНИЯ ИХ" (БЫТ.5:1,2);
"Им [языком своим] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак.3:9).
И даже если человек, живя на земле, игнорирует голос своей совести, в будущем она ему все равно о себе напомнит:
"Мирись с соперником твоим [с совестью] скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу" (Мф.5:25);
"имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных… Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми" (Деян.24:15,16);
"если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1Кор.11:31,32).
(?) Откуда известно, что совесть является составной частью человеческого духа?
Об этом можно прочитать, например, в шестой главе книги Уитнесса Ли "Домостроительство Божье" В ней автор приводит следующие библейские стихи, подтверждающие такую точку зрения:
1. "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом" (Рим.9:1);
2. "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии" (Рим.8:16);
3. "А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело" (1Кор.5:3);
4. "Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Пс.50:12);
5. "Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас" (Пс.33:12);
6. "Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как [это видно] ныне" (Втор.2:30).
= БЫТ.1:26 "…И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ…" =
Море – это мир, вода – слово Божье, которое осуждает всякий грех. Морские рыбы – это люди, нарушившие Божий закон и живущие в водах Божьего осуждения. Рыбы в Библии изображают ветхого человека в Адаме. Из-за грехопадения Адама все люди в глазах Бога стали подобны рыбам и прочим морским обитателям, живущим в воде. Новому же человеку Бог дает власть над грешниками:
"соделал нас царями и священниками Богу нашему" (Откр.5:10);
"Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы" (Ин.21:6);
"И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ" (БЫТ.1:26).
= БЫТ.1:26 "…И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ…" =
Небесные птицы – это образ человеческого духа, рожденного от Духа Божьего, то есть образ нового человека. Птицами являются также наши мысли. Кто совлекся ветхого человека и облекся в нового, тот и мыслить должен по-новому:
"каковы мысли в душе его, таков и он" (Прит.23:7);
"Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир" (Рим.8:6);
"о горнем помышляйте, а не о земном" (Кол.3:2);
"вы слышали о Нем и в Нем научились… отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф.4:21-24).
= БЫТ.1:26 "…И НАД СКОТОМ И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ". =
Библейские животные обозначают силы человеческой души: волю, желания и чувства. Все они живут в нас, все они пережили потоп (смерть и воскресение) во Христе как Ноевом ковчеге, и все они служат Богу духом:
"И когда шли животные, шли и колеса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных [был] в колесах. Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных [был] в колесах" (Иез.1:19-21).
А результатом жизни по духу является освящение души и ее преобразование в образ Иисуса Христа.
=============
«Вера оплодотворяет жизнь. А жизнь рождает веру. Это круг: "Твое от Твоих Тебе приносим". Видите? Твое. Все есть Господне. Собственно, и вера, и, собственно, жизнь. И эта вера оплодотворяет нашу жизнь. А жизнь, в свою очередь, рождает веру.
Жизнь праведная, оплодотворенная Духом Святым, является Богородицей, которая от Духа Святого рождает младенца мужеского пола. Мужеский пол – это опять таки вера. [Жизнь рождает] Христа – "тайну, сокрытую от веков и родов, которая есть Христос в вас". Он в вас рождается! Смотрите: "Твое от Твоих Тебе приносим за все и за всех". Это круг! Это тот круговорот духовный, который Господом установлен. Это то колесо, собственно, Иезекииля, которое катится в Царство Небесное…»
(Священник Олег Ведмеденко, "Евангелие от Матфея", Лекция 85)
=============
***
В процессе освящения вера оплодотворяет жизнь, а жизнь рождает веру. В библейской символике вера и жизнь обозначают соответственно: мужа и жену, Адама и Еву, Христа и Церковь, а также РАЗУМ И ЧУВСТВА.
=============
"Во второй половине XX века много исследований было посвящено биоэнергетике, человеческому сознанию и психике. Результаты ряда научных опытов свидетельствовали о том, что МЫСЛЬ МАТЕРИАЛЬНА…
Из всех энергий, существующих в Космосе, тончайшая есть МЫСЛЬ. Человек всё время излучает мысленную энергию, наполняющую собой пространство, которая может обладать как созидательной, так и разрушительной силой…
МЫСЛИ ПОРОЖДАЮТ ЧУВСТВА, ЧУВСТВА ПОРОЖДАЮТ МЫСЛИ. Каждая мысль в зависимости от качества может затемнить или очистить пространство. Слои мыслей, которые творит человечество, окружая ими планету, становятся всё более и более уплотнёнными. К сожалению, атмосфера Земли заражена, причём не только продуктами промышленной деятельности людей, но и продуктами психического происхождения. Надо осознать необходимость очищения пространства, ибо равновесие мира нарушено до предела. Невозможно ожидать улучшения жизни и процветания на планете без улучшения качества мышления, поднятия уровня сознания…"
(Елена Ларусс; "Ноосфера от философии до научных исследований"; https://proza.ru/2017/05/06/1238)
*** *** ***
«Ис.24:19 Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена;
шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет.
Главное здесь и ключевое, как мне кажется, и это очень неочевидная мысль, о том, что эта физическая катастрофа земли, которая физически, написано: "сокрушается, распадается, потрясена", – что она на самом деле связана с моральной катастрофой земли, что на земле перешло все пределы беззаконие: "беззаконие ее тяготеет на ней". И вот эта мысль о том, что физическое устройство мира сопряжено с моральным устройством, и что моральные какие-то и высоты, которые в этом мире достигаются, и падения, которые моральные, которые происходят, что это все отражается просто вот в видимых физических процессах, которые вокруг нас происходят. Это – мысль, на которой стоит все мироощущение евреев Ветхого завета, в том числе того, что написано в Библии. И это мироощущение живо до сих пор в людях даже воспитанных в совершенно атеистическом духе…
Сколько раз я слышал после этого цунами (помните, которое несколько сот тысяч человек уничтожило), сколько раз я слышал этот вопрос: за что это им? Что они такого согрешили больше нас всех, что на них должно было обрушиться это цунами? То есть, понимаете, сам этот вопрос изобличает, что в душе у людей живет это ощущение, что моральные какие-то нарушения могут проявиться такими физическими катастрофами. Это вот откуда идет – из того, что мы читаем, – из Ветхого Завета. И вообще, не то, что из Ветхого Завета, – Самим Богом это ощущение поселено в душах людей, а Ветхий Завет просто нам это отражает…»
(Борис Балтер, Книга Исайи, 24 глава; Предание.ру)
=============
Первая Божья заповедь, данная человеку, гласит:
"возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф.22:37-40).
(?) Но где взять человеку такую любовь?
Из Посланий Апостола Павла мы узнаем, что истинная вечная Божественная любовь (агапэ) – это плод духа и изливается она Духом Святым в сердца верующих:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16);
"любовь (26, агапэ) Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5:5).
Мысли человека порождают соответствующие чувства, а чувства – соответствующие мысли, поэтому Божественная любовь агапэ есть плод (результат) Богопознания:
"чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих" (Ис.53:11);
"даровано нам все потребное… через познание Призвавшего нас" (2Пет.1:3);
"Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос.6:6);
"я [Павел] от всего отказался… чтобы познать Его" (Фил.3:8-11);
"что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я [Павел] желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян" (Рим.9:2-4);
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13).
***
Мы читали в 25-том стихе о том, что Бог создал животных, которые в действительности обозначают разные силы человеческой души:
"И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ И СКОТ ПО РОДУ ЕГО, И ВСЕХ ГАДОВ ЗЕМЛИ ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО" (БЫТ.1:25 ).
А в 26 стихе Бог приступает к сотворению человека:
«И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД СКОТОМ И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ"» (БЫТ.1:26).
(?) Чем библейские животные отличаются от человека, созданного в 27 стихе?
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (БЫТ.1:27).
Главное отличие заключается в том, что человек в первой главе Бытия – это Христос и Церковь, и он создан по образу Божьему.
=============
"Загадка дальнего предела
Теперь уж явственна на век:
Свет, облекающийся в тело, –
Вот что такое человек".
(Валентин Сидоров, "Свиток")
=============
Животные же созданы по роду их. Смысл их существования заключается в том, чтобы служить людям:
"И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ [ЛЮДИ] НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД СКОТОМ И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ" (БЫТ.1:26).
Обитают же библейские животные в самих людях:
"день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой… ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой" (Втор.5:14);
"извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Мар.7:21-23);
"не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:20,21);
"Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их" (Ис.11:6)…
Свидетельство о публикации №122041203094