5. 1 Семь дней Творения

5.1 День пятый – оправдание грешников (освящение духа)

Семь дней Творения в Книге Бытия являются пророчеством о Христе и Церкви. Первые четыре дня Творения говорят о Христе, Который в воскресении стал Животворящим Духом (1Кор.15:45). Этот Дух является реальностью мира священного помазания (Исх.30:25), а также реальностью обещанной Аврааму Ханаанской земли – "благословением Авраамовым":
"Христос искупил нас от клятвы закона… дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (Гал.3:13,14).

В следующие три дня Творения Бог создает на земле Церковь – совокупного нетленного человека, который будет Его выражением, вечным жилищем, а также невестой Иисуса Христа.

Жену первого человека Адама Бог сотворил как помощника, соответственного ему:
"не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт.2:18).

Также и Церковь сегодня создается как помощник Иисуса Христа, соответственный Ему. Христос сегодня через Церковь, то есть через Свое Тело, совершает священнодействие благовествования Божьего, чтобы покорять вере все народы:
"не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников [вере]" (Рим.15:18);
"писал вам, братия… по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия" (Рим.15:15,16).

Работа Иисуса Христа до настоящего времени не завершена. Как она осуществляется – было показано Апостолу Иоанну в видении на острове Патмос:
"Я [Иоанн] был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний… Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому… Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей" (Откр.1:10-16).

Сегодня, то есть в веке Церкви, Иисус Христос пребывает посреди семи золотых светильников и держит в деснице Своей семь звезд:
"Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей" (Откр.1:20).

Но после того как Благая Весть распространится по всей земле во свидетельство всем народам, тогда, как говорит Писание, наступит кончина века:
"какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ… проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф.24:14);
"Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:10);
"день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он" (Иоил.1:15);
"как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого" (Мф.24:38,39);
"Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет" (Ис.51:6).

***

Церковь – это совокупный нетленный новый человек:
"кто во Христе, [тот] новая тварь" (2Кор.5:17).

Этого человека Бог сегодня создает во Христе Иисусе по образу Своему, по образу Божьему:
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (БЫТ.1:27).

Пребывая во Христе и поступая по духу, верующие освящаются, а их души преобразуются по образу Создавшего их:
"не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10);
"взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ" (2Кор.3:18);
"И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49);
"Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес.5:23).

Так как освящаемых частей у человека три, то и дней Творения для его полного освящения предусмотрено тоже три:
день пятый – оправдание грешников (освящение духа);
день шестой – освящение праведников (освящение души);
день седьмой – прославление святых (освящение тела).

Рассмотрим в общих чертах эти три стадии освящения человека.

***

1. ОСВЯЩЕНИЕ ДУХА

Согласно стиху Зах.12:1, человеческий дух является сотворенным органом:
"Господь, распростерший небо, основавший землю и ОБРАЗОВАВШИЙ ДУХ ЧЕЛОВЕКА внутри него" (Зах.12:1).

Но в беседе с Никодимом Иисус Христос сказал о человеческом духе как о рожденной от Божьего Духа личности:
"рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).

Следовательно, существуют два разных человеческих духа:
1 – дух, сотворенный Господом (Зах.12:1);
2 – дух, рожденный от Святого Духа (Ин.3:6).

Человеческий дух, о котором говорится в стихе Зах.12:1, является сотворенным органом внутри человека. Его можно сравнить с духовными глазами человека (глазами сердца). Эти глаза позволяют покаявшемуся грешнику увидеть Божье Царство, а также общаться с Творцом. Приняв верой Евангелие (Благую Весть об Иисусе Христе), грешник духовно оживает, а его духовные глаза открываются. В это время он становится живым для Бога:
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (Быт.2:7);
"нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф.2:5);
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).

А тот человеческий дух, который родился от Святого Духа, является не органом, а личностью – новым человеком во Христе Иисусе:
"Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим.8:16,17);
"кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф.12:50).

Новый человек не только видит Божье Царство, но и живет в нем:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:3-5);
"Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии" (Откр.1:9);
"мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать" (Евр.12:28);
"вы - род избранный, царственное священство, народ святой" (1Пет.2:9);
"Ищите же прежде Царства Божия" (Мф.6:33).

Освящение человека начинается с возрождения человеческого духа – того самого органа, который после грехопадения Адама утратил способность видеть духовный мир:
"сделанный грех рождает смерть" (Иак.1:15).

Для верующих возрождение их духа является рождением свыше (сначала\заново, апофен):
"Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" (Иак.1:18).

В словах Иисуса Христа, сказанных Никодиму в 3 главе Евангелия от Иоанна, можно увидеть процесс освящения человеческого духа. Сначала Христос сказал о духе как о глазах сердца. Эти глаза открываются у людей, когда они принимают верой Евангелие:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).

Приняв верой Евангелие, грешник рождается свыше и своими духовными глазами начинает видеть, как действует Бог в жизни Церкви и в его собственной жизни. Также он начинает понимать тексты Священного Писания:
"мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем… Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно" (1Кор.13:9-12);
"Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1Кор.8:2,3);
"как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь" (1Пет.2:2,3).

Духовные глаза имеют все возрожденные верующие. Имел их, конечно, и учитель народа Израильского Никодим. Но после слов о рождении свыше Христос сказал ему об еще одном рождении – от Святого Духа:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:5,6).

О рождении от Духа Никодим ничего не знал. В отличие от него, Иисус Христос пришел в мир, родившись от Святого Духа:
"не бойся принять Марию… родившееся в Ней есть от Духа Святаго" (Мф.1:20)…

***

Так как Бог есть дух, то и Царство Его является Царством не плоти, а духа:
"Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:24);
"плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия" (1Кор.15:50);
"кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его" (Рим.8:9).

Ветхий человек – это плоть, рожденная от плоти, а новый человек – это дух, рожденный от Духа:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).

Сотворенный Богом человек имеет дух, душу и тело (1Фес.5:23). Личностью человека является душа. Тело – это сотворенный орган, которым человек соприкасается с миром видимым. Дух человека – это тоже сотворенный орган, но им он соприкасается с миром невидимым (духовным)…

Когда человек не верит в истинного Бога, его дух мертв. Таких людей Библия называет душевными:
"в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа" (Иуд.1:18,19).

Кто не верит в Бога, является мертвым для Него, но вера в Евангелие, вера в Божьего Сына Иисуса Христа, может оживить духовно мертвых людей:
"верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим" (Рим.5:2);
"А без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11:6).

Однако чтобы жить в Божьем Царстве, одного только духовного прозрения (рождения свыше) недостаточно – необходимо рождение от Духа (от Бога). А для этого верующий должен вкусить от дерева жизни, то есть он должен познать действие креста в своей жизни:
"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт.3:22);
"кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16:24);
"если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Ин.12:24,25).

Кто пережил смерть и воскресение, тот рождается от Духа и становится гражданином Божьего Царства, то есть новым человеком во Христе Иисусе:
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых" (Кол.2:12);
"Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем" (Деян.22:28).

По мере духовного возрастания верующие все меньше ценят прелести видимого мира, так как их все сильнее влечет мир невидимый, в котором они будут вечно жить:
"Мария… села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении" (Лук.10:39,40);
"для меня мир распят, и я для мира" (Гал.6:14);
"о горнем помышляйте, а не о земном" (Кол.3:2)…

=============
"Где ты, прекрасная, светлая, ясная,
Родина вечная, Отчизна моя?
Мысли к тебе летят, ввысь устремляются,
В синее небо направляю я взгляд.
     А надо мною синее небо,
     Стайкою темной летят журавли.
     В крике их птичьем радости много,
     К родине вечной возвратились они.
Там в вышине небес, в крае безоблачном,
Пастырь Иисус Христос ждет уж меня.
Скоро достигну я той красоты небес.
И поднимаю снова к небу глаза…"
 (Песнь Возрождения, № 875; https://youtu.be/KbdnYuOVKQ4)
=============

***

Согласно библейской символике дух и душа человека обозначают соответственно: веру и жизнь, мужа и жену, разум и чувства, Адама и Еву…

Сотворенный из праха Адам – это муж, и его падшую природу унаследовали все его потомки:
"И ЖИЛ АДАМ СТО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И РОДИЛ ПОДОБНОГО СЕБЕ, ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, И НАРЕК ЕМУ ИМЯ ШЕТ [Сиф]. И БЫЛО ДНЕЙ АДАМА ПО РОЖДЕНИИ ИМ ШЕТА ВОСЕМЬСОТ ЛЕТ, И РОДИЛ ОН СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ" (БЫТ.5:3-4);
"От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию" (Деян.17:26);
"как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили" (Рим.5:12);
"в Адаме все умирают" (1Кор.15:22).

Неверие в Бога Библия называет грехом, поэтому люди, не имеющие веры в истинного Бога, не только духовно слепы, но также и духовно мертвы:
"[Святой Дух], придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня" (Ин.16:8,9);
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32);
"возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим.6:23).

Чтобы человеку родиться свыше (заново\апофен), то есть, чтобы его мертвый дух начал функционировать, он должен поверить в Евангелие – в Благую Весть об Иисусе Христе:
"и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7).

Подарки Елиезера Ревекке в Книге Бытия обозначают дары Святого Духа, которые получают верующие, вступившие в Завет с Богом. Принятие этих даров свидетельствует о духовном возрождении человека, то есть о его рождении свыше (духовном прозрении):
"И Я ВДЕЛ КОЛЬЦО В НОЗДРИ ЕЕ" (БЫТ.24:47);
"ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7);
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).

Но рождение свыше – это только начало освящения духа. На этом этапе вера у человека еще только плотская (подзаконная). Рождение свыше (от воды) позволяет человеку УВИДЕТЬ Божье Царство, но чтобы ВОЙТИ в него и жить в нем, надо родиться от Духа и стать новым Творением во Христе Иисусе:
"плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1Кор.15:50);
"не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека… и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10).

(!) Надо иметь в виду, что заповедь о совлечении ветхого человека в стихе Кол.3:9 дана не язычникам! Совлечься ветхого человека должны христиане, которые поверили в Евангелие и крестились во Христа!
"Павел… и Тимофей… находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа" (Кол.1:1-3).

Рождение от Духа – это рождение в душе верующего Иисуса Христа  как новой веры и нового человека:
"кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф.12:50).

Рождение свыше можно уподобить Исходу евреев из земли Египетской, а рождение от Духа – переходу Израиля из пустыни испытаний в обетованную Ханаанскую землю, то есть переходу от закона к благодати, от Ветхого Завета к Новому, от служения Богу по букве к служению по духу:
"истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Ин.4:23).

Практически переход верующего от закона к Евангелию осуществляется в пятый день Творения. Тогда верующие через рождение от Духа из духовных рыб превращаются в духовных птиц:
"Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (Мф.23:37).

А в шестой день происходит освящение души верующего. В этот день его душа преобразуется в образ Христа…

Итак, подведем кратко итог относительно освящения духа. На первом этапе человек духовно прозревает (рождается свыше) и у него открываются духовные глаза. Духовными глазами является человеческий дух как сотворенный орган:
"Господь… образовавший дух человека внутри него" (Зах.12:1).

Но после выхода из мира (из земли Египетской) в душе верующего от Духа Божьего рождается новый человек (новая вера). Происходит рождение нового человека в духовной пустыне, куда Святой Дух ведет верующих после крещения:
"Иисус… крестился от Иоанна в Иордане… Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню" (Мар.1:9-12);
"Когда же Бог… благоволил открыть во мне Сына Своего… я… не пошел в Иерусалим к… Апостолам, а пошел в Аравию" (Гал.1:15-17).

(?) Зачем нужно освящение духа?

Человеческий дух в Библии – это муж (Адам, вера, понимание). Душа человека – это жена (Ева, жизнь, эмоции):
"И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих" (Быт.3:20).

Бог желает обогатить человека духовными дарами, и Его благодать подобна дающей руке Бога:
"Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью" (2Пет.1:3,4).

Но принять Божьи дары можно только верой, которую можно уподобить принимающей руке человека. Вера в человеке должна вырасти от плотской подзаконной до духовной подблагодатной:
"И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах" (1Кор.3:1,2);
"Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни" (1Кор.14:20);
"мы не под законом, а под благодатью" (Рим.6:15).

Народу Израиля плотской веры было достаточно, чтобы совершить Пасху, выйти из Египта (из мира), перейти через Чермное море и прийти в пустыню испытаний:
"Верою совершил он [Моисей] Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их [Израильтян]. Верою перешли они Чермное море, как по суше, - на что покусившись, Египтяне потонули" (Евр.11:28,29).

(?) Но почему вышедшие из Египта евреи не смогли войти в обетованную землю?

Писание говорит:
"они не могли войти за неверие" (Евр.3:19).

(?) А куда делась та героическая вера, которая вывела евреев из Египта?

Оказывается, чтобы войти в обетованную землю, нужна новая вера и новый дух! В Египте новая вера не рождается, поэтому после крещения верующим надо совершить Исход из мира (из Египта):
"Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне" (Исх.5:1).

Придя в пустыню испытаний, верующие познают действие креста в своей жизни, ибо без этого не может родиться новый человек (новая вера) от Духа Святого:
"если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Ин.12:24,25);
"дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное [подзаконное], и дам вам сердце плотяное [подблагодатное]" (Иез.36:26);
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5).

***

Все тварное, все, что было сотворено (в том числе и ветхий наш человек), однажды прекратит свое существование:

=============
"Начавшееся со временем по всей необходимости и окончится во времени. Если имеет начало временное, то не сомневайся о конце".
(Василий Великий, "Беседы на Шестоднев")
=============

Поэтому сотворенного человека впереди ожидает неминуемая гибель и уход в небытие.

=============
"Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это. Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие".
(Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита")
=============

В романе М. А. Булгакова "дух зла и повелитель теней" выпивает человеческую кровь якобы за бытие.

Эта сцена напоминает стишок из советского журнала:

=============
Свои тенета сплел Паук
При Академии наук –
И мыслит,
Лапы растопыря,
Что он звезда в ученом мире.
("Крокодил", 1973 № 36)
=============
 
Дух зла рассуждает о бытии, не имея в себе ни истинной жизни, ни истинного бытия. А Иисус Христос, будучи Истиной и Жизнью, не имел в Себе ничего от дьявола (от небытия):
"Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Ин.14:30).

Дьявол, конечно, попил человеческой крови за "бытие свое", но его "бытие" не есть бытие в истинном смысле этого слова. "Бытие" дьявола – это иллюзия, ничто, пустота и обман или, иначе говоря, "тоху ва-воху"…

=============
"…– А дьявола тоже нет? – вдруг весело осведомился больной у Ивана Николаевича.
– И дьявола…
– Нету никакого дьявола! – растерявшись от всей этой муры, вскричал Иван Николавич…
Тут безумный расхохотался…
– Ну, уж это положительно интересно, – трясясь от хохота, проговорил профессор, – что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! – Он перестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, после хохота впал в другую крайность – раздражился и крикнул сурово:
– Так, стало быть, так-таки и нету?.."
(Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита")
=============

В Евангелии от Иоанна Иисус Христос сказал Иудеям:
"Ваш отец диавол… Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин.8:44).

С точки зрения Библии истинным Бытием является вечносущий Бог, о чем свидетельствует и Его имя – ЙХВГ ("Он будет"). А Божий Сын Иисус Христос назвал Себя "Я ЕСМЬ":

=============
«(IAM SAYINGS) Так Иисус говорил о Себе в Евангелии от Иоанна. Одна из отличительных особенностей учения Иисуса – Его способность выражать важные истины, говоря о Своей личности и миссии. Эти утверждения начинаются со слов "Я есмь", после чего метафорически высказывается глубокая богословская мысль. Такой метод обучения отражен только в Евангелии от Иоанна. Матфей, Марк и Лука ставят акцент на обучении посредством притчей, а Иоанн передает речи Иисуса. Ключевыми высказываниями этих речей часто становятся утверждения типа "Я есмь". В Евангелии от Иоанна Иисус называет Себя хлебом жизни (Ин 6:35,48,51), светом мира (Ин 8:12; Ин 9:5), вратами (Ин 10:7,9), добрым пастырем (Ин 10:11,14), воскресением и жизнью (Ин 11:25), путем, истиной и жизнью (Ин 14:6), лозой (Ин 15:1,5). Все эти высказывания построены по одному основному образцу. Они написаны как метафоры, ключевым элементом которых является Христово "Я есмь". Значение метафоры извлекается прежде всего из пояснительной фразы, сопровождающей ее. Так Иисус говорит: "Я – свет миру", после чего поясняет: "Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". Это последнее высказывание призвано помочь людям понять метафору. Большая часть заявлений сопровождается такими пояснениями. Часто такие метафорические заявления сопровождают чудеса, совершаемые Иисусом. Высказывание и чудо помогают понять друг друга. Когда Иисус говорит, что Он – свет миру, Он возвращает зрение слепому. Спор между исцеленным и фарисеями показывает, что человек этот обрел не только физическое, но и духовное зрение. Прежде чем воскресить из мертвых Лазаря, Иисус говорит Марфе, что Он – воскресение и жизнь. Воскресение Лазаря должно было продемонстрировать способность Иисуса воскрешать – делать то, что Он мог, согласно заявлению. После того как Иисус накормил 5000, Он провозгласил Себя хлебом живым, пришедшим с небес. Каждое из чудес истолковывается посредством заявления "Я есмь". Каждое такое заявление показывает значение чуда в служении Иисуса. Они показывают, что чудеса Иисуса – не просто доказательства Его могущества или милосердия, но явления, раскрывающие значение Его служения и учения. Многие богословы считают, что формула "Я есмь" отражает самоотождествление божества, встречающееся в ВЗ (см. имена Бога). Когда Бог призвал Моисея, он спросил Его имя. Бог назвал Себя: "Я есмь Сущий". Моисею было велено сказать Израильтянам: "Сущий [Иегова] послал меня к вам" (Исх 3:13-14). От этого "Я есмь" произошло имя Яхве. Многие верят, что Иисус использовал ветхозаветную формулу, чтобы указать на Свою Божественность. Утверждения "Я есмь" из Евангелия от Иоанна помогают читателю воспринять Иисуса, как Бога».
(Я ЕСМЬ – Большой Библейский Словарь: https://bible.by/lexicon/btd/word/4853/)
=============

Сегодня Бог создает новую вселенную и нового человека в Себе и из Себя, то есть из Света, Истины, Жизни и Реальности, а не из тьмы, обмана и иллюзии:
"БЕРЕШИТ БАРА ЭЛОХИМ" (БЫТ.1:1);
"кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17).

=============
"Свет, облекающийся в тело, –
Вот что такое человек".
(Валентин Сидоров, "Свиток")
=============

Сотворив на земле перстного Адама, Творец предусмотрел для него возможность безопасного перехода из времени в блаженную вечность. Но человеку, чтобы воспользоваться этой возможностью, надо поверить в Евангелие:
"А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр.11:6);
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф.11:28-30).

2. ОСВЯЩЕНИЕ ДУШИ

Души верующих освящаются и преображаются в образ Христа тогда, когда живут по духу, то есть когда живут согласно вере:
"взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ" (2Кор.3:18);
"поступайте по духу" (Гал.5:16);
"совлекшись ветхого человека… и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10).

Согласно Библии, видимым образом невидимого Бога является Христос, а человек становится образом Божьим в Нем (во Христе):
"[Христос] есть образ Бога невидимого" (Кол.1:15);
"облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа" (Рим.13:14);
"Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками" (Ин.15:7,8).

Чтобы приносить Богу духовные плоды, надо быть наполненным Его жизнью. Плоды верующих являются следствием пребывания души на истинной виноградной лозе:
"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин.15:5).

О наличии духовных плодов свидетельствует масло в сосудах (сердцах) мудрых дев:
"исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами… благодаря всегда за все Бога… повинуясь друг другу в страхе Божием" (Еф.5:18-21);
"Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих (Мф.25:4);
"приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову" (Мф.26:7);
"любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым" (Рим.5:5).

=============
Солнца луч цветы в бутонах будит,
Расцветает от тепла цветок.
Мы – никто, пока нас не полюбят,
Если мы не любим, мы – никто!
     Если б пчелка звонко не жужжала,
     Соты в ульях были бы пусты.
     Если б мать ребенка не держала,
     Не было бы в мире красоты.
Одиноко там и сиротливо,
Где любовь приюта не нашла.
Человек не может быть счастливым,
Если в сердце к ближним нет тепла.
     Без любви чужой земля нам стала б,
     Слишком долгим был бы жизни срок.
     Не было б прощаний на вокзалах,
     Не было бы чтенья между строк.
Без любви единственным ответом
Был бы смерти роковой порог.
Но она сияет ярким светом,
И мы знаем, что любовь есть Бог!
     Это Он цветы в бутонах будит.
     От Его тепла цветет цветок.
     Мы – никто, пока нас не полюбят,
     Если мы не любим – мы никто!
(Вера Сергеевна Кушнир; https://youtu.be/pg2BS9-IA6I)
=============

Итак, на этапе освящения души верующему, чтобы его душа преобразовывалась в образ Христа, надо поступать по духу:
"Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал.5:16,17).

(?) Что значит поступать по духу?

Для наглядности приведем пример. Библия требует от людей безусловного и безоговорочного подчинения воле Творца. Воля Божья отображена в законе Моисея, в Книгах пророков, в наставлениях Иисуса Христа, а также в Посланиях Его Апостолов:
"И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем" (Исх.24:3).

Но что конкретно должны делать верующие?

Иисус Христос в Нагорной проповеди дал заповедь ученикам и собравшемуся народу:
"Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить" (Мф.7:1,2).

А Апостол Павел в своем Послании к Тимофею пишет:
"Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1Тим.5:20).

Примерно то же написано и в Книге Левит:
"обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха" (Лев.19:17).

Так что же делать верующему: судить или не судить? обличать или не обличать?..

По букве решить этот вопрос невозможно. Ветхий наш человек (плоть от плоти Адама) всегда готов "послужить Богу", обличая грешников направо и налево. А что делал Христос, встречаясь с ними?..
"Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (Ин.8:10,11).

Таким образом, не мы должны судить грешников своим человеческим судом. Право судить имеет только Бог! Но даже Он не спешит это делать:
"возлюбленные… долготерпение Господа нашего почитайте спасением" (2Пет.3:14,15).

Сегодня Христос судит грешников, используя Свое Тело Церковь, которая выражает и представляет Его на земле. Но чтобы суд Христа осуществлялся через нас, необходимо исполнение двух обязательных условий:

1. Христос должен жить в нас:
"да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф.3:16,17);

2. Мы должны поступать не по плоти, а по духу:
"нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу… оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу" (Рим.8:1-4);
"не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20).

Христос может вселиться в сердце человека только в том случае, если он сам отвергнет свою плоть (ее греховные пожелания):
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24);
"я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал.6:14).

Живя по духу, верующие становятся исполнителями Божьего закона, ибо через них на земле исполняется Божья воля:
"Итак, я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что [относится] к Богу, ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников [вере], словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика" (Рим.15:17-19).

А дела, которые делает Бог через Свою Церковь, могут быть самыми разными:
"Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух" (Деян.5:8-10);
"А я, [Павел] отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа" (1Кор.5:3-5);
"Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого" (Деян.13:9-11);
"И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию" (Деян.20:22-27).


Рецензии