Школа сонета. Обзор шести. 73

.



ОБЗОР ШЕСТИ (или недельный обзор 3/10 апреля 2022 г.)

Шесть дней сотворения мира. .. Шесть дней в творчестве авторов сайта Стихи.ру. Шесть дней в творении мира 14-ти строчек.


Читая о том, что сонет рожден в стенах Сицилийской школы придворным поэтом Фридриха II Джакомо да Лентини, всегда хотелось понять (узнать, найти, прочитать) что из себя представлял творческий поиск, пробы, ошибки, терзания, сомнения, откровения, то живое, что этот жанр создало. О том, что его потом практически убило, можно найти в любой литературоведческой работе, обосновывающей железобетонным слогом существующий канон.  С одной стороны, можно оттолкнуться от схемы рифмовки да Лентини abababab cdcdcd, в которой еще не было четкого обособления катрена от катрена и терцета от терцета и понять, что она очень похожа на страмботто - однострофное стихотворение из 8 строк. основная разновидность которого - т. н. римская октава, или просто октава (abab abcc), и т. н. сицилийская октава, или сицилиана (abababab), Форма широко использовалась в стихотворениях, представлявших подражания народной поэзии. Ключевое слово здесь «подражание».  Придворная знать европы подражающая народным забавам? А может быть придворная знать страны, торгующей в основном с востоком, позаимствовала  часть культурных традиций у Византии, Персии, Китая, где уже давно существовали поэтические школы, писались филологические трактаты  Это всего лишь предположение…  Просто иногда открываешь, скажем, книгу скорбных песнопений армянского поэта Григора Нарекаци, жившего за 300 лет до Джакомо, начинаешь читать:

Я обращаю сбивчивую речь
К Тебе, Господь, не в суетности праздной,
А чтоб в огне отчаяния сжечь
Овладевающие мной соблазны.

Пусть дым кадильницы души моей,
Сколь я ни грешен, духом сколь не беден,
Тебе угодней будет и милей,
Чем воскуренья праздничных обеден.

Мой стон истошный, ставший песнопеньем,
Прими не с гневом, а с благоволеньем.
Из дальних келий, с тайных уголков
Достал я слово, как со дна колодца,
Пусть дым сожжения моих грехов
К Тебе, Всемилосердный, вознесется!


И думаешь, а причем здесь Европа…

Или читаешь китайского автора Ли Бо бессмертного в поэзии, который жил за 300 лет до Григора Нарекаци

***
День промелькнет - Он короток, конечно,
Но и столетье улетит в простор.
Когда простерлось небо в бесконечность?
Десятки тысяч кальп прошло с тех пор.
               
И локоны у феи поседели -               
То иней времени оставил след.
Владыка взор остановил на деве -
И хохот слышен миллионы лет.
               
Остановить бы шестерых драконов
И привязать их к дереву Фусан,
Потом, Небесный Ковш вином наполнив,
Поить - чтоб каждый намертво был пьян.
               
Хочу ли знатным и богатым быть?
Нет! Время я хочу остановить.
               

А чем в эти времена жила Англия? Либо это реинкарнация Шекспира в прошлое?

Дойдя до Европы 14-ть строчек окаменели, превратились в идола… и не дай бог отступить от канона… И уже не обогащение культур, а подчинению культу, не признание единства многообразия мира, а подчинение этого многообразия своему миру. Возможно поэтому и «бунт» Пушкина с его Онегинской строфой, уход Сологуба в свою келью триолетно-октавного сонета, и прошелся киммерийским походом к центру Крыма, своим деформированным венком сонетов Сельвинский, а в сибирских рудниках Вейнерт пел свои злые песни.
Крах старой эпохи и нарастание силы новой эпохи это призыв к провидческой сущности настоящих поэтов не побояться, а попытаться предложить современные подходы новой эпохи в поэзии, эпохи не отречения, а обогащения и воссоздания ее творческих первооснов.

Такое вступление было необходимо. Краткий миг прошедшей недели показывает правомерность моих мыслей (пока не утверждений) .

Итак 6-ть текстов (в 14-ть строк)  отобранных мной и размещенных на портале Стихи.ру за прошедшую неделю.


1. Гордость и гордыня (автор: Айгуль Исмагилова)…
Переведенная из 4-х стопного в 5-ти стоный ямб Онегинская строфа. А способен ли современный читатель ее отличить и выделить? А кто из современный поэтов, поклоняясь на словах гению Пушкина попробовал ее на зуб в своем творчестве? Вечные пишу от сердца в оправдание своей необразованности. Надо учиться впитывать в себя знания, широту взглядов и подходов. И это можно делать, опираясь на творчество не только классиков, но и своих современников.  Не упускайте этого шанса, пользуйтесь мгновением и тем, что эти авторы рядом с вами. 

2. Скиталец и берёза (автор: Петр Новицкий)
Аналогичное по строфике стихотворение можно найти, все у того же Александра Сергеевича (заодно улыбнуться на допущенные им ритмические вольности). Выверенно и строго аналогичное звучание в первых 14-ти строчках стихотворения «Коктебель» Макстимилиана Волошина. И вот уже золото смешивается с серебром, и читатель становится сопричастным векам русской поэзии в дне настоящем. Еле заметные штрихи, но картина все равно проявлена. Нет модернистского маслом по холсту и хвостом селедки по слою краски, а есть простая понятная реальность.

3. Как много стало дней (автор: Сергей Асланов)
4. Зачем проснулась рано на рассвете (автор: Олио Хикари)
5. Чернева (автор: Ё.Ё.)

Три текста в 14-ть строк объединены по единому признаку – это персидская газель в семь бейтов. Такие можно найти у Ширази и Джами, у арабских и турецких авторов. Да, только у Сергея Асланова соблюдено правило авторской подписи в седьмом бейте, но это правило существовало не с самого начала появления такой формы стиха как газель. Плюс начальный бейт, даже если не газель то очень к ней близко. В этих трех текстах форма и есть содержания, а содержание и есть форма. Читая эти тексты, представляешь горы, чистое ночное небо и близкие звезды, переносишься в другой мир и чувствуешь себя его частичкой.  Удивительно то, что такая структура текстов крайне редка и они появились в границах одной недели. И опять хочу вернуться к вопросу: кто знает/кто пробовал? на вкус этот мед…

6. Мегаполис (автор: Лена Оливвла)
Мне понятна история написания данного сонета (эту историю знаю), но мне не совсем понятна побудительная причина: почему автор все-таки решился попробовать со-творить текст в неизведанном жанре дано пропахшем (как думает среднестатистический обыватель) нафталином и зачем-то втащенным на белый свет из какой-то забытой кладовки. Астрофизм (бесстрофный) – отсутствие в стихотворном произведении чёткого деления на строфы, свободное сочетание различного строфического единства, что способствует выразительности речи и свободе стиха. Может быть свобода, почувствовать свободу самоограничения, ограничение, которое позволяет автору испытать свою внутреннюю свободу и силу этой свободы. 14-ть строк в сонете очень любопытно, с математической точки, делятся на различные строфы 2-3-4-5 и получается восходник (восход солнца) 5-4-3-2 и получается закатник (заход солнца) и есть еще 14-ть вариаций от восхода до заката. Играйте, стройте свои башни из слоновой кости.

-------------------
Было выбрано еще несколько текстов, но о них расскажу через неделю… и, если случится аналогичная ситуация (будет много интересного), то все сведу в один обзор по итогам месяца.

А пока подборка за прошедшую неделю.


*** Гордость и гордыня (автор: Айгуль Исмагилова)

Две грани есть у гордости людской:
Одна высокомерие приносит,
Другую добродетели венцом
С античности до наших дней возносят.

С гордыней веришь в то чего и нет -
Ровняешь пыль свою с клубком побед.
Аквинский называл ее желаньем
Превосходить другого в мирозданье.

И дьявол хитро в чепчике чудном
Манил у Босха даму зеркалами.
И гордость с той поры зовут грехами,
Когда «аз есмь» и бог тут не причем.

Но будет гордость жить, а не гордыня,
Осмыслив лишь усилия к вершине.


*** Скиталец и берёза (автор: Петр Новицкий)

Скитаюсь я по свету ради нужд,
А ты всегда бела и непорочна,
В родной земле укоренившись прочно,
Весною плачешь ради блудных душ.

Приятно видеть мне твои истоки
И птиц, что на ветвях твоих сидят
Над норами пушистеньких лисят.

Но жаждой этот мир казнит жестоко
И надо мне берёзового сока
Набрать во вкладыш литров пятьдесят.

Будь милосердна, милая, ко мне,
Поплачь сюда, душе заблудшей внемля,
Чтоб ей внезапно не окаменеть,
А что не влезет, выплачи на землю.



*** Как много стало дней (автор: Сергей Асланов)

………………………С благодарностью к уважаемому
………………………Дервишу Ибн Шымкенту за его
………………………принципиальные предложения и подсказки!


Как много стало дней, что мне дарят
Одних печалей чёрный виноград.

Любви очаг тихонько остывает,
Что душу грел мне столько лет подряд.

Теперь успокоенья не приносят
Ни храма тишь, ни шумный харабат.

Не стало истин в том, что люди видят,
И в тех словах, что словно медь звенят.

Укутав правду в грязные лохмотья,
Здесь ложь её присвоила наряд.

Пока что нить Судьба прядёт исправно
Как нежный кокон жирный шелкопряд,

Но час придёт, и скажет Ангел божий -
Аслан! Освободи торговый ряд...


*** Олио Хикари

Тиха, сладка, спокойна эта ночь.
Зачем проснулась рано на рассвете?
Тень от деревьев, как твоя, точь-в-точь.
В окно мое стучится свежий ветер.

Раскрою ставни… хочешь что сказать?..
Или ответь, желанней что на свете?..
Лица коснулся… приоткрыл тетрадь...
В ней несколько есть строчек о поэте.

«Замру на миг в твоем ночном саду,
Не бойся след оставить на паркете.
Тебя к цветам любимым приведу,
Приди послушно…» - говорит мне ветер.

Подул… соприкоснулись лепестки.
Какая нежность… в утреннем букете…


*** Чернева (автор: Ё.Ё.)

Свой сон сфотографируй наяву.
Пришли мне этот файл в цветном конверте.
Его я не открою, не порву,
А положу нетронутым у сердца,
Чтоб сердцем прикоснуться к волшебству.
Хочу понять, как облака вздыхают
И падают в высокую траву.
До самого утра не знать обмана,
Пока петух не спел «ку-ка-ре-ку»,
Пока не просочится капля Солнца
Сквозь горизонт, разорванный по шву.
Отправь же мне свою картину мира,
Но знай, что я ответить не смогу.


*** Мегаполис (автор: Лена Оливвла)

Бессонницей измученный, затих,
не видя снов гигантский мегаполис,
укрытый покрывалом тьмы и смоли,
он ждёт, когда гранитные мозоли
омоет дождь, залечивая их.

По магистрали красная змея
поспешно движется навстречу белой,
и обе душат город мощным телом,
в пространство выпуская горький яд.

Пугает спящих стон железных птиц,
что оставляют огненные знаки,
пытаясь в небе их переплести.

И, стоя у окна в высотном доме,
ты видишь эту жизнь, как на ладони.


--------------------------
К авторам:
- присылайте свои сонеты или тексты в 14-ть строчек
- предлагайте темы для обсуждения
- или разразитесь критической бранью в стиле Иоганнеса Роберта Бехера

Всё приветствуется, кроме равнодушия.
)


Рецензии