Исследование басни Человек и сатир

Басня Эзопа и переводе М.Гаспарова

Говорят, что когда-то человек с сатиром решили жить в дружбе. Но вот пришла зима, стало холодно, и стал человек дышать себе на руки, поднося их к губам. Спросил его сатир, зачем он это делает; ответил человек, что так он согревает руки в стужу. Потом сели они обедать, а еда была очень горячая; и стал человек брать ее понемножку, подносить к губам и дуть. Снова спросил сатир, что это он делает, и ответил человек, что так он охлаждает кушанье, потому что ему слишком горячо. Сказал тогда сатир: "Нет, приятель, не быть нам с тобой друзьями, если у тебя из одних и тех же губ идет и тепло и холод".

Так и мы должны остерегаться дружбы тех, кто ведет себя двулично.



***



В качестве вывода мы читаем... вывод сатира, наблюдающего за человеком... а не человека, глядящего на сатира. На мой взгляд, переписчик или переводчик этой версии басни явно не увидел важный смысл её, открывающийся при более глубоком размышлении. Но самое интересное ждёт того читателя, который за первым и вторым смыслом увидит третий... и откроет замысел Автора, написавшего для нас когда-то давным-давно эту басню.

Я думаю, что утилизированное и поверхностное отношение к басням Эзопа, когда за басней следует примитивная мораль, появившаяся стараниями переводчиков, должно быть изжито. В самом деле, не станете же вы утверждать, что взглянув на фасад здания, увидели характер и судьбу живущих в нем людей! Интересно, что эту же басню я впервые прочитала в качестве суфийской притчи в сборнике Идриса Шаха, не зная ещё, что сюжет приписывают самому Эзопу.

В моём изложении она прозвучала так:



ТО И ЗАМЕЧАТЕЛЬНО

То и замечательно в Тебе,
мудрый мой Учитель, что с улыбкой
Доброй держишь ты меня в узде,
сравнивая быстрый ум с улиткой.



***



Помню, ученик к тебе пришёл.
Ты в горах жил, а его приветил.
Он же разум смыслу предпочёл...
И неблагодарностью ответил.

Ты подул на руки - он спросил:
- Что ты этим действием решаешь?
- В жизни все так просто, господин...
Руки согреваю, понимаешь?

Позже ты подул горячий суп.
Он опять спросил:
- Зачем ты дуешь?
- Сам же видишь, если ты не глуп.
Есть не сможешь, коли не остудишь.
Ученик решил:
- Что ж, если так:
Действие одно, а цель иная!
Видимо, учитель не дурак,
Но ума я в нем не наблюдаю...



*****



Тем и восхищаюсь я в тебе, что любое действие прекрасно
Синтезом души в твоем уме, к целому стремящемся всечасно.

В качестве сравнения выводов простой басни задайте себе вопрос:
как часто я делаю похожие действия с разной целью? Например, открываете страницу в интернете.. А потом, когда ответите, задайте и второй вопрос, только не уму, а душе своей:
есть ли что-нибудь в моих действиях противоречащее ей?

И только тогда, после честных ответов, рассмотрите во всей красе цель ума и цель души, сравните их.


Рецензии