3. 10 Семь дней Творения

3.10 День третий – воскресение Иисуса Христа

ЧЕТЫРЕ ДНЯ ТВОРЕНИЯ
ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫХ ШАГА ХРИСТА
ЧЕТЫРЕ РАСТЕНИЯ ДЛЯ ЕЛЕЯ ПОМАЗАНИЯ
ЧЕТЫРЕ ПОКРОВА СКИНИИ
ЧЕТЫРЕ СВЯЩЕННЫХ ЦВЕТА
ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫЕ РЕКИ, ВЫХОДЯЩИЕ ИЗ ЭДЕНА

Выше мы увидели, что четыре вида благовоний в составе масла священного помазания указывают на четыре главных шага Христа. Самые важные библейские истины провозглашаются в Библии не менее двух раз. Например, десять заповедей Божьих (Декалог) записаны в Библии дважды: в 20 главе Книги Исход и в 5 главе Второзакония. Таково требование закона:
"Недостаточно одного свидетеля… при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело" (Втор.19:15);
"дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать" (Откр.11:3);
"призвав двенадцать, начал посылать их по два" (Мар.6:7)...

Благая Весть о пришествии на землю Божьего Сына Иисуса Христа, о Его смерти, воскресении и вознесении – это есть сила Божья ко спасению всякому верующему, поэтому провозглашается она "многократно и многообразно":
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне" (Евр.1:1,2);
"я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему" (Рим.1:16).

***

ЧЕТЫРЕ ПОКРОВА СКИНИИ

Первые четыре дня Творения говорят о четырех главных шагах Христа – воплощении, распятии, воскресении и вознесении. На это же указывают и четыре покрова Скинии:
"Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти], и херувимов сделай на них искусною работою... И сделай покрывала на козьей [шерсти], чтобы покрывать скинию; одиннадцать покрывал сделай таких... И сделай покрышку для покрова из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих" (Исх.26:1-14).

Покрывала и покровы Скинии подробно описаны в книге Ивана Вениаминовича Каргеля "Свет из тени будущих благ".

*1*
=============
«...Остановимся, прежде всего, на грубой покрышке из барсучьих кож. (В русском переводе они названы просто "синими"). Она была самым верхним и, следовательно, снаружи видимым покровом; в ней Христос является нам в Своем внешнем виде, в образе раба. Представим себе, что какой-нибудь совершенно непосвященный человек невзначай увидел бы скинию, одетую этим грубым и невзрачным синим покровом: мог ли он предположить, хотя бы только приблизительно, какое высокое значение имеет эта серовато-синяя хижина? Мог ли он подозревать, какое великолепие, какая красота и какие глубокие тайны скрываются внутри ее, – что это жилище Всевышнего? Нет! Именно эта грубая покрышка из барсучьей кожи, казалось, должна была удалять подобные мысли, и даже не позволять им возникнуть…
"был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих"...»
(И. В. Каргель, "Свет из тени будущих благ")
=============

Итак, внешний покров Скинии Моисея из кож синих указывает на воплощение Христа и Его земное житие, то есть на первый день Творения:
"Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его" (Ис.53:3);
"вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление" (Евр.12:2);
"Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания" (Ис.50:6).

*2*
=============
«...Если синяя (барсучья) покрышка являет Христа в образе раба, то красная [покрышка] показывает Его во всей красе Его глубоких страданий. Он является в ней Тем, Чье "одеяние красно" и Чьи ризы, "как у топтавшего в точиле" (Ис.63:2); но это не кровь других, а Его собственная, которая так Его обагрила. Если мы идем за Ним по пути Его глубочайшего унижения и по пути его страданий, то мы ежеминутно, шаг за шагом, встречаем Его в этой красной покрышке. Лишь только мы приближаемся к Гефсимании, как из глубины этого навсегда памятного нам сада доносится до нашего слуха жалобный стон, который, как никакой другой, трогает наше сердце. Мы подвигаемся вперед, чтобы узнать, в чем дело, и вот Некто лежит пред нами на земле; Он упал на лицо Свое, все покрытое потом; и каким потом? Тяжелыми красными каплями крови струится он по челу Его, стекая на холодную землю, прямо к нашим ногам. Встав отсюда, Он спешит навстречу ищущим Его, простирая к ним Свои руки, чтобы этим сохранить Своих. "Если Меня ищете, оставьте их, пусть идут" (Иоан.18:8), – вот Его отражающий возглас ради учеников, которым Он выдает Себя, как овца стригущим ее. Те связывают Ему руки, – и вот Он уже стоит пред верховным судилищем и на Гаввафе, и здесь, да, здесь, два раза срывают с Него одежду и терзают Его святое тело римским бичом, так что Он весь обливается кровью, и одежда Его обагряется ею. Хочешь ли ты видеть Его в красном покрове из бараньих кож? Вот здесь верная картина!..»
(И. В. Каргель, "Свет из тени будущих благ")
=============

Красный покров из бараньих кож прямо указывает на второй день Творения:
"Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению" (Ис.53:10);
"весь народ стал кричать: смерть Ему!" (Лук.23:18);
"будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его" (Рим.5:10);
"[Христос] предан за грехи наши" (Рим.4:25а).

*3*
=============
«...Покрывало из козьей шерсти... В нем не видно больше "багряного" грехов наших и багряного Его страданий, оно исчезло; но тем ярче является нам в нем снежная белизна, белое "как волна" очищение и славный блеск Его возвышения и прославления. Он, Господь, стоит в этом белом покрывале из козьей шерсти перед нами, как Тот, Который вышел оправданным из страданий и смерти за грех и грешников, как воскресший, Которого узы смерти не могли удержать, потому что князь мира сего не нашел "в Нем ничего". Обремененный виною, сошел Он в пасть смерти; это была чужая вина, наш грех; но освобожденный от него, вернулся Он в утро воскресения: никакого греха не осталось на Нем, и никакой вовеки не мог быть возложен на Него. Красная кожаная покрышка навсегда уступила место белому покрывалу из козьей шерсти. "Пострадал за грехи наши" – вот что возвещает нам жертва за грех, при которой козел терял свою жизнь и затем сжигался на жертвеннике, но "воскрес для оправдания нашего" – твердит белое покрывало из козьей шерсти. И смотрите, оно должно было постоянно напоминать об этом Израильтянину; он должен был иметь его пред глазами каждый раз при входе во двор скинии, потому что преимущественно для этого покрывало это и было сделано на четыре локтя шире всех других, и этот излишек должен был свешиваться перед дверью во святилище...»
(И. В. Каргель, "Свет из тени будущих благ")
=============

В третий день Христос воскрес для нашего оправдания, и об этом возвещает белоснежное покрывало из козьей шерсти:
"по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить" (Мар.9:2,3);
"воскрес для оправдания нашего" (Рим.4:25б);
"если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его" (Рим.5:10);
"нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе" (Рим.8:1);
"Верующий в Него не судится" (Ин.3:18).

*4*
=============
«...Но еще большие драгоценности открываем мы, обращаясь к покрывалу с изображением херувимов… Все десять полотнищ его, с одного конца до другого, покрывают те величественные изображения высших существ творческой силы Божией, представителей славы Его, которые были и могли быть изображены искусной рукой по собственным предначертаниям Божиим... Еще раз мы видим этих представителей Его славы в драгоценной завесе Святого-святых, которая, как говорит ап. Евреям, означает плоть Его; но там они, подобно телу Его, разорвались, когда Он умер, надвое... Если завесе во Святое-святых надлежало разорваться надвое, чтобы святилище и Святое-святых были впредь одно целое, то ничто не должно было коснуться этого покрывала с изображением херувимов, потому что уже сначала оно соединяло оба эти помещения в одно, и только после того как завеса разорвалась, оно могло быть видимым изнутри на всем своем протяжении и во всем великолепии...
Одержав победу над смертью... Он мог сказать: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мат.28:18); и рукою Его, Превознесенного, должна "будет благоуспешно исполняться воля Господня" (Ис.53:10)...»
(И. В. Каргель, "Свет из тени будущих благ")
=============

Покрывало с херувимами указывает на силу, славу, власть и могущество Иисуса Христа, то есть на Его вознесение!
"Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий" (1Пар.29:11);
"мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах" (Евр.8:1);
"И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков" (Откр.5:13).
 
***

На четыре главных шага Христа указывают также и четыре священных цвета на воротах Скинии.

ЧЕТЫРЕ СВЯЩЕННЫХ ЦВЕТА

Исх.27:16 А для ворот двора завеса в двадцать локтей из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы...
("ИЗ СКРУЧЕННЫХ ВМЕСТЕ НИТЕЙ ЛЬНА, ГОЛУБОЙ ШЕРСТИ, БАГРЯНИЦЫ И ЧЕРВЛЕНИЦЫ").
Исх.26:36 И сделай завесу для входа в скинию из голубой и пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона узорчатой работы.
Исх.26:31 И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона...
33 ...будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых.

Итак, на воротах и завесах Скинии можно было видеть одни и те же четыре цвета: белый (цвет виссона), голубой, пурпуровый (багровый) и червленый (красный). Что они обозначают и на что указывают?..

*1*
Первым всегда упоминается голубой цвет. Это цвет неба, и свидетельствует он о пришествии на землю небесного Адама – вечного Слова Божьего:
"Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба... как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:47-49).

Глядя на Скинию издали, можно было видеть только белоснежные завесы внешнего двора, а также грубый невзрачный и малопривлекательный для взора "покров верхний из кож синих" (в оригинальном тексте – покрывало из шкур тахашей ("невиданных зверей"):
"И СДЕЛАЙ ПОКРЫВАЛО ИЗ ОКРАШЕННЫХ В КРАСНЫЙ ЦВЕТ БАРАНЬИХ ШКУР И ПОКРЫВАЛО ИЗ ШКУР ТАХАШЕЙ - СВЕРХУ" (ИСХ.26:14).

Внешний покров Скинии свидетельствовал о внешней непривлекательности Сына Божьего, Которому надлежало придти на землю в подобии плоти греховной:
"для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?" (Мф.9:11);
"Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники" (Гал.2:15).

Но когда у людей откроется духовное зрение и они признают себя грешниками, нуждающимися в Искупителе, тогда в их просветленных глазах синий цвет "ШКУР ТАХАШЕЙ" превратится в голубой цвет неба и они в Иисусе Христе увидят не Адама перстного – падшего и ветхого, а Адама Небесного – нового и безгрешного. Об этом небесном Адаме и о Его Пришествии на землю, то есть о первом главном шаге Христа и свидетельствует голубой цвет на воротах и завесах Скинии.

*2*
Но кроме голубого цвета на всех воротах был виден и красный цвет, указывающий на искупительную смерть Иисуса Христа.

Также и в законе Моисея червленая нить с иссопом символизирует веру в очищение кровью жертвенных животных:
"и возьмет кедровое дерево и иссоп, и червленую нить и живую птицу, и омочит их в крови птицы заколотой и в живой воде, и покропит дом семь раз; и очистит дом кровью птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым деревом, и иссопом и червленою нитью" (Лев.14:51);
"Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения" (Евр.9:22).

*3*
Белый цвет на воротах и завесах двора свидетельствует о безукоризненной чистоте и невинности (праведности) Того, Кто умер за грехи наши и воскрес для нашего оправдания:
"и преобразился пред ними... одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф.17:2);
"глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег" (Откр.1:14);
"И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем" (Откр.20:11).

Сегодня праведность Христа вменяется верующим в Него:
"От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1Кор.1:30);
"посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве" (Ин.4:35);
"у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды" (Откр.3:4,5).

Таким образом, белый цвет указывает на третий день Творения – на воскресение Иисуса Христа из мертвых:
"Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его" (Деян.2:24).

*4*
Вместе с червленной и голубой шерстью в главах 26 и 27 Книги Исход упоминается шерсть пурпуровая (багряница). Она указывает на Иисуса Христа как Царя царей, то есть на Его вознесение в четвертый день Творения.

=============
Пурпурный цвет.
В библейские времена... пурпурный краситель был дорогим. Поэтому пурпурную одежду носили только высокопоставленные лица при царском дворе (напр., Дан.5:7,16,29 {"багряницу"}). В результате этот цвет ассоциировался с царской властью и богатством. Иисуса одели в пурпур, когда над Ним издевались воины (Ин.19:2,5 {"багряница"}). В древнем Израиле медный жертвенник покрывался при транспортировке пурпурной одеждой (Чис.4:13). У Иоанна в апокалиптическом видении Вавилона великая блудница одета в пурпур (порфиру) – цвет политического процветания и власти – и в багряницу – цвет греха (Отк.17:4; 18:16). Она являет собой образ мерзости мирского богатства и мирской власти, развращенной грехом.
(Словарь библейских образов)
=============

"Мардохей вышел от царя в царском одеянии... и в мантии виссонной и пурпуровой" (Есф.8:15);
"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно" (Лук.16:19);
"виссон и пурпур - одежда ее [добродетельной жены]" (Прит.31:22).

***

ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫЕ РЕКИ

Во второй главе Бытия написано, что река, выходящая из райского сада, образовала "четыре главные реки", которые называются Пишон (Фисон), Гихон, Хидекель и Прат (Евфрат):

БЫТ.2:9 И ПРОИЗРАСТИЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗ ЗЕМЛИ ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, ПРИЯТНОЕ НА ВИД И ХОРОШЕЕ ДЛЯ ЕДЫ, И ДЕРЕВО ЖИЗНИ ПОСРЕДИ САДА, И ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА.
10 А РЕКА ВЫХОДИТ ИЗ ЭДЕНА, ДЛЯ ОРОШЕНИЯ САДА, И ОТТУДА РАЗДЕЛЯЕТСЯ И ОБРАЗУЕТ ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫЕ РЕКИ.
11 ИМЯ ОДНОЙ ПИШОН, ОНА ОГИБАЕТ ВСЮ ЗЕМЛЮ ХАВИЛУ, ГДЕ ЗОЛОТО.
12 И ЗОЛОТО ТОЙ ЗЕМЛИ ХОРОШЕЕ, ТАМ ХРУСТАЛЬ И КАМЕНЬ ОНИКС.
13 А ИМЯ ДРУГОЙ РЕКИ ГИХОН, ОНА ОГИБАЕТ ВСЮ ЗЕМЛЮ КУШ.
14 А ИМЯ ТРЕТЬЕЙ РЕКИ ХИДЕКЕЛЬ, ОНА ТЕЧЕТ К ВОСТОКУ ОТ АШУРА; ЧЕТВЕРТАЯ ЖЕ РЕКА ЭТО ПРАТ.
15 И ВЗЯЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ПОМЕСТИЛ ЕГО В САДУ ЭДЕНА, ЧТОБЫ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЕГО И ХРАНИТЬ ЕГО.

О чем говорит данный отрывок? Сообщив о поселении человека в Едемском саду (В САДУ ЭДЕНА), Библия зачем-то рассказывает о четырех главных реках, которые текут за пределами рая, где есть золото, хрусталь и камень оникс. Зачем читателю знать, где эти реки текут и что они огибают, если все они находятся за пределами рая? Ведь если бы Адам не согрешил, он до сего дня жил бы себе спокойно в Едемском саду, ничего о тех реках не зная и никакой потребности в них не испытывая. Но Бог, похоже, не сомневался в том, что Адам согрешит и большую часть своей земной жизни ему придется провести за пределами рая:
"И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт.3:23,24);
"Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер" (Быт.5:5).

Во второй главе Бытия Бог, помещая Адама в райском саду, как бы говорит (не столько, может быть, Адаму, сколько нам): сейчас, после того как вы крестились и стали душами живыми, Я помещаю вас в рай, хотя знаю, что вы нарушите свое обещание, которое дали Мне в крещении…

В Новом Завете не только Бог ограничивает свободу христианина Своей заповедью "не вкушай" (не питай душу непотребной пищей), но и мы сами, приняв крещение, связали себя обещанием жить по совести:
"крещение... [есть] обещание Богу доброй совести" (1Пет.3:21).

После нарушения обещания каждый христианин, естественно, теряет и райское наслаждение, и общение с Творцом:
"сделанный грех рождает смерть" (Иак.1:15);
"все мы много согрешаем" (Иак.3:2);
"Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить" (Еккл.5:4);
"если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все" (1Ин.3:20);
"Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице" (Мф.14:6-10).

(?) Кого изображает в Библии Иоанн Креститель?

Иоанн Креститель изображает нашу совесть – Предтечу Христа:
"Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете" (Ин.1:6-8).

Совесть – это тот соперник, о котором сказал Христос в Нагорной проповеди:
"Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу" (Мф.5:25).

С этим соперником человеку лучше не ссориться:
"крещение... обещание Богу доброй совести" (1Пет.3:21);
"подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми" (Деян.24:16).

=============
«"Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу" (Мф.5:25).
Пока ты, – говорит Он [Христос], – находишься в этой жизни (ибо жизнь есть путь, который проходят все люди), принимай и не презирай напоминания совести. Если же презришь и [таким образом] пройдешь жизнь, сама совесть, взяв на себя роль соперника, обвинит тебя перед Судьей, поставит в зависимость от решения Судящего и ты будешь предан ужасным карам. Ты бы не претерпел этого, если бы по пути возымел благосклонность к сопернику, принимая его обличения как любезно предлагаемые. Ведь об этом говорит в своем послании и божественный евангелист Иоанн: Если совесть наша не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу...»
(Ориген; https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.5:25&r)
=============

***

Первого человека Адама Бог поместил в раю, чтобы возделывать и хранить его:
"И ВЗЯЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ПОМЕСТИЛ ЕГО В САДУ ЭДЕНА, ЧТОБЫ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЕГО И ХРАНИТЬ ЕГО" (БЫТ.2:15).

(?) Если допустить, что все, происходившее с Адамом и Евой было образами, а описано "в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:11), тогда что означает для нас ВОЗДЕЛЫВАНИЕ САДА ЭДЕНА И ХРАНЕНИЕ ЕГО?

=============
Быт.2:15 И взял Господь Бог человека и поместил его в саду Эден, чтобы возделывать и хранить его
Примечание: Бог поместил человека в месте, где человек обретал покой, гармонию и мог наслаждаться жизнью. Полноценная жизнь невозможна без служения Богу в том призвании, которое Бог определил для человека. При этом подразумевается, что это жизнь, приносящая человеку всякий избыток блага, а не жизнь, наполненная лишениями, бедами и проклятиями.
(БИБЛИЯ ПОДСТРОЧНЫЙ ПЕРЕВОД; http://hebrewbible.ru)
=============

Когда Адам принял верой Евангелие (Божье дыхание жизни) и вступил в Завет с Богом, в его сердце воцарился мир и покой, а сам он после этого стал душой живой:
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ. И НАСАДИЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ САД В ЭДЕНЕ С ВОСТОКА, И ПОМЕСТИЛ ТАМ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО ОБРАЗОВАЛ" (БЫТ.2:7);
"не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:20,21).

Так как праздность и безделье не дают душе покой, Адаму нужно было трудиться – возделывать и хранить землю своего сердца:
"Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою" (Прит.28:19);
"кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф.12:30).

(?) От чего или от кого Адам и Ева должны были хранить Едемский сад?

Верующим надо хранить благодать, которую они получают при заключении Завета с Богом, то есть при крещении:
"Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование" (Деян.2:38,39);
"дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (Гал.3:14).

Слово хранить (шамар) в стихе Быт.2:15 может иметь разные значения: охранять, соблюдать, сторожить, остерегаться, беречься, поклоняться...
"пусть хранят (08104 шамар) сыны Израилевы субботу" (Исх.31:16);
"соблюди (08104 шамар) завет Мой" (Быт.17:9);
"соблюдайте (08104 шамар) заповеди Господа, Бога вашего" (Втор.4:2);
"храни (08104 шамар) душу твою" (Втор.4:9);
"берегите (08104 шамар) дух ваш" (Мал.2:15);
"Берегитесь (08104 шамар), чтобы не обольстилось сердце ваше" (Втор.11:16).

И христианину после крещения надо хранить (08104 шамар) благодать Божью, дающую покой его душе:
"Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь" (Рим.16:24);
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28);
"если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство" (Евр.4:8,9).

***

В раю верующему для полного счастья достаточно одной-единственной реки, которая орошает райский сад. Имя той реки – Благодать:
"желающий пусть берет воду жизни даром" (Откр.22:17).

Но за пределами рая одна река уже не может столь же эффективно орошать всю землю, поэтому она, выходя из Едемского сада, "РАЗДЕЛЯЕТСЯ И ОБРАЗУЕТ ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫЕ РЕКИ" (БЫТ.2:10).

Четыре главные реки обозначают четыре главных шага Христа. Только перейдя через эти реки, христианин может вернуться в Едемский сад. Но сделать это быстро, как правило, не получается:
"Сыны Израилевы ели манну сорок лет... доколе не пришли к пределам земли Ханаанской" (Исх.16:35);
"побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия" (Откр.2:7).

Четыре главные реки называются: Воплощение, Распятие, Воскресение и Вознесение. Возможно, именно поэтому имя Еврей обозначает людей, переходящих через реки:
"каково имя его, таков и он" (1Цар.25:25);
"за рекою жили отцы ваши... и служили иным богам" (Иис.Нав.24:2);
"И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея" (Быт.14:13).

=============
Евер – перешедший реку, странник – предок патриарха Авраама.
(Википедия)
=============

Когда Адам поверил в Евангелие, его дух (сотворенный орган = очи сердца) возродился, а сам он духовно прозрел:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).

***

По такому же принципу исцеляются слепые люди и сегодня. Кто хочет духовно прозреть, тот должен услышать Евангелие и поверить в него:
"И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим" (Ин.9:1-7).

Плюнув на землю, Иисус вложил Свое Слово в сердце слепого, и оно стало "брением" (откровением истины). Слепого Христос отправил в купальню Силоам, где он должен был умыться, то есть креститься. Исполнив слова Иисуса, слепой духовно прозрел:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3);
"покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:38).

Купальня Силоам – это место, где есть источник живой воды. Но в Иерусалиме есть и другой источник, где лежит великое множество больных, ожидающих чуда исцеления:
"Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (Ин.5:2-9).

Пять "крытых ходов" к этому источнику может указывать на пять Книг Моисея:
"когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается" (2Кор.3:15,16).

Однако Христос направил слепого в другую купальню – Силоам…

Сегодня источник живой воды находится в Церкви. Крестившись во Христа, слепые очищаются от грехов, духовно прозревают и становятся душами живыми:
"Я пошел, умылся и прозрел" (Ин.9:11);
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).

=============
«В Иерусалиме было две купальни: Силоамская (Силоам переводится буквально с еврейского Посланный) и Вифезда. Вифезда в северной части города, а Силоамская в южной. В дни праздников в город приходило множество паломников. Никто из них не мог "нечистым" войти в храм и поэтому они совершали ритуальное омовение. А миквы (домашние купели) были лишь у тех, кто имел свой дом в городе. Количество же паломником могло достигать миллиона человек, что во много раз превышало население Иерусалима. В Вифезде также омывали жертвенных животных, соответственно, вода там была грязная. Она [купальня] находилась у рынка, где их продавали ("у Овечьих ворот"). Купальня Силоамская была намного чище, и там был источник чистой воды. Именно из Силоамского источника в праздник Кущей брали воду в храм для торжественного возлияния на жертвенник из золотого сосуда в последний день праздника при радостных восклицаниях народа, звуках труб и кимвалов. Это совершалось в память чудесного изведения воды из скалы во время странствования евреев по пустыне, на что указывается в Священном Писании (Иоанн. 7:2,37,39; Ис.12: 3)...»
(Константин Чумаков; https://apologetica.ru...)
=============

Вода в Силоамской купальне настолько чистая, что ею можно не только очищаться внешне, но и утолять жажду внутренне:
"все мы одним Духом крестились [внешне]... и все напоены [внутренне] одним Духом" (1Кор.12:13);
"кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет. Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой. Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин.7:37-39, пер еп. Кассиана).

***

Духовное прозрение первого человека Адама сделало его духовно зрячим, то есть живым в глазах Бога:
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32);
"ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7).

Также и христиане после уверования в Евангелие, покаяния и крещения духовно оживают и получают по благодати прощение грехов (Адамову безгрешность), духовное прозрение, оправдание, примирение с Богом и дар Святого Духа (подарки раба Авраама Елиезера Ревекке):
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф.2:5);
"Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять [сиклей] золота" (Быт.24:22).

От общения с Творцом очистившаяся от грехов душа испытывает неземное наслаждение, но беда в том, что легко приобретаемое не всегда должным образом ценится и поэтому легко теряется:
"имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою" (Откр.2:4).

Чтобы верующий человек после грехопадения смог вернуться в рай, Бог предусмотрел для него переход из Адама во Христа и из плоти в дух. Этот переход осуществляется, во-первых, верой и, во-вторых, во Христе. Только в Нем можно перейти через четыре главные реки и вернуться в потерянный рай:
"Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди" (Мф.14:28,29);
"без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:5).

***

Итак, Библия с первой страницы до последней говорит о сотворении мира, но мира не видимого и временного, а мира невидимого и вечного:
"мы смотрим не на видимое, а на невидимое. Ибо видимое кратковременно, а невидимое вечно" (2Кор.4:18);
"И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое" (Откр.21:5);
"Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин.5:17).

Ценность Библии для верующего заключается в том, что из нее он получает достоверные сведения о Боге, о мире, о себе и о той невидимой войне, которая сегодня ведется не только на просторах вселенной, но и в душах людей:
"Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей" (Пс.118:105);
"мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте" (2Пет.1:19);
"наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6:12);
"Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!" (Пс.1:1,2).

=============
"Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей".
(Ф. М. Достоевский, "Братья Карамазовы")
=============

Немаловажно и то, что благодаря Библии у людей есть возможность более-менее достоверно спрогнозировать свое будущее:
"Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим.8:16-18);
"Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду" (Откр.22:14,15).


Рецензии