Маленький друг Тартт
"... победа зачастую ничем не отличается от поражения".
Я обещала себе вернуться к этому автору, как только закрыла последнюю страницу "Щегла". Но обстоятельства так сложились, что взялась я совсем за другую книгу, прекрасно зная, что многим она совсем не понравилась.
Сегодня я поделюсь с вами впечатлением от объёмного романа Донны Тартт "Маленький друг".
Тартт пишет настолько же превосходно, насколько медленно – раз в 10 лет она выпускает по большому роману, так что время, чтобы вдумчиво читать, у нас есть.
Она мастер слова, ничего не скажешь. Поэтому меня не утомляли все мельчайшие подробности, на которых она задерживала то и дело моё внимание, когда многословно и скрупулёзно знакомила с героями романа и местом действия. Да, экспозиция чуть затянута, там можно бы кое-что подсократить. Но зачем? Красиво же!
Старый дом и его обитатели врастали под кожу, становились одним целым со мной. Я начинала чувствовать себя то старой тётушкой, то меланхоличной девицей, то ворчливой негритянкой-кухаркой, а то двенадцатилетней девчонкой, одинокой и дерзкой.
Этот роман – самая удивительная смесь из "Приключений Тома Сойера" с "Оливером Твистом": что-то неуловимое классически диккенсовское и прагматично американское сквозит в повествовании, заставляет нас кивать автору головой в узнавании персонажей или удивляться их неожиданным поступкам.
Основная мысль романа вынесена мною в эпиграф, и это действительно важное философское заключение, к которому девочка-героиня приходит сама, пройдя ряд невообразимых испытаний. Победа и поражение поменяются местами и смыслами в одночасье, все нити романа сойдутся в одной непредсказуемой точке. Но это не единственная тема романа.
Два семейства в нескольких поколениях представлены на наш суд: благополучное зажиточное и нищенское бандитское. И там, и там мы увидим старшее поколение в виде бабушек героев, младшее поколение в виде внуков. Но вот среднее звено будет утеряно и в том, и в другом случае. Автор мастерски описывает уродливость такого "расклада". И неважно, какие обстоятельства привели к этому, ребёнок без матери и отца вырастает, как бы это поточнее сказать, неполноценным.
Но не только в умственном отношении (хотя и такой ребёнок там тоже будет), больше всего страдает эмоциональная сфера. Такие дети либо лишены жизненных сил и не могут с собой ничего путного сделать, им всё равно, как Элисон, или они просто катятся по наклонной дорожке вместе со своей роднёй, как Дэнни, либо становятся чёрствыми и жестокими, лишёнными эмпатии, как Гарриет.
Мастерски описаны внутренние монологи девочки, её рассуждения и умозаключения, которые подводят к тем или иным действиям. Часто всё упирается в то, что взрослые просто не считают нужным говорить с детьми, рассказывать им то, что их интересует. Заговор молчания о смерти брата как раз и приводит девочку к страшным выводам, закручивает спираль необратимых поступков.
Очень ярко сделаны даже второстепенные эпизоды, как, например, сцена с красными перчатками и девчонкой Одумов. С одной стороны, неоправданная жестокость, с другой – невысказаная любовь к Иде.
Неимоверно жалко всех - и потерянных для общества наркоманов Рэтлифов, и благополучных с виду Кливов. Их всех хочется как-то пожалеть, вовремя погладить и обнять, спросить о том, как прошёл их день. Найдись среди их окружения хоть один чуткий взрослый, и всё повернулось бы иначе, не было бы чудовищных смертей, страшных последствий всё той же нелюбви.
Интересно, что роман опять не поддаётся классификации – это и семейная сага, и драма, и детектив, и даже психологический триллер. Если бы в нём не было столько жёстких и откровенных описаний, его можно и нужно было бы давать детям, чтобы они учились не делать таких ошибок, какие совершает героиня. Но что я говорю? Кто же учится на чужих ошибках? Мы все делаем свои.
Расследование давнего убийства собственного брата приводит девочку на скользкий путь преступлений. И то, что она ребёнок, не может служить оправданием. Наоборот, настораживает. Но самое главное, кто в ответе за всё? Не только родители. Здесь и школа, и летний лагерь, и религиозные организации показаны не с лучшей стороны. Вроде бы все они что-то пытаются воспитывать, но есть ли результат? Скорее, противоположный.
Вообще равнодушие взрослых поразило. Даже самые близкие детьми практически не интересуются, каждый живёт своей жизнью, отгородившись стеной приличий и удобств. В нужный момент ни один не считает себя обязанным сделать шаг и прислушаться к ребёнку.
Ещё одна интересная мысль: взрослые со временем становятся скучными и безынициативными, поэтому не совершают героических поступков, значит, ребёнку надо успеть всё совершить, пока не повзрослеет. Проблема только в том, что ребёнок не всегда чувствует грань между героизмом и безрассудством, между необходимостью жертвы и безумием.
Однозначно рекомендую. Если вы не кайфуете от длинных обстоятельных описаний, просто пролистывайте, как французскую речь в ВиМ. С каждой страницей будет всё интересней и интересней. Обещаю.
Свидетельство о публикации №122040902903
Я даже ваши статьи переваривать за это время с нормальной скоростью вдумчивости не успеваю, мне надо над каждой интересной мыслью подумать, посмаковать, поискать аналогии в других источниках и в жизни...Отвлечься и потом вернуться...
"... победа зачастую ничем не отличается от поражения" - отличная мысль для зависания над ней, да.
Спасибо)
Елена Наильевна 09.04.2022 21:49 Заявить о нарушении
Мысль про победу и поражение – моя любимая в этой книге. И чем дольше думаю, тем больше понимаю, что она очень верна.
Вам спасибо) так здорово, что вы меня тут читаете)
Юлия Ви Комарова 09.04.2022 23:15 Заявить о нарушении