Стихотворение месяца 106 - Обзор Вероники Труновой

А возьму-ка в качестве эпиграфа к обзору строчку из песни группы ДДТ: "Виновата она — Весна". Только этим я могу объяснить и лавину образов, захлестнувшую авторов, и некую их неупорядоченность и избыточность. Что ещё сказать в общем?  Было позитивно. Было неровно. Было интересно - а это главное.

1. "Дева ладная"
 
Что раскисла ты, зима, рассупонилась?
Видно снегом закрома переполнила.
Знать пора тебе сказать солнцу ясному:
- Убегаю я в края безопасные.
 
И придёт тогда весна - дева ладная.
Здравствуй, радость ты моя ненаглядная.
Шаль зелёную соткёт всем на веточки.
И вернутся птахи к нам - будут деточки.
 
Купидон поднимет лук - цель известная.
И придёт пора любви интересная,
И "пропала" молодёжь - чувства нежные -
До свидания, пора безмятежная.
 
И раскроется душа - с ней не справишься.
И кому же ты, краса, не понравишься?
Пусть растопятся снега, горы снежные.
Мы живём тобой, весна, и надеждами.
*****
Позитивно, симпатично, песенно, с приятной, понятной каждому простотой. Простота в содержании, несомненный плюс, в технической части (рифмовка) - скорее минус. Вторая строка второй строфы в авторской трактовке "провисла" в части привязки к тексту, здесь она сама по себе. Если её чуть подредактировать, нмв, и она вернётся в строй: "Здравствуй! - скажем ей, - краса ненаглядная".   
(3, 4-)
---------------

2. "Речное…"
 
Я поеду на рыбалку -
Рыбу всю переловлю.
Попадётся вдруг русалка -
Я русалку полюблю
 
И останусь жить на речке.
Буду спать на берегу
И слагать в стихи словечки.
Я поэт - слагать могу.
 
Напишу стихов три тома,
Ноги в руки - и домой:
Здравствуй, жёнушка! Я дома!
Здравствуй, жёнушка! Я твой!
 
А русалка - что русалка?
Пусть там плавает и ждёт.
Не последняя рыбалка
И стихов невпроворот!
*****
На минутку захотелось включить гендерность, поставить руки в боки, и воскликнуть: "Все вы, мужики, одинаковые!", и от имени жены, и от имени русалки :)). Но мы, арбитры, должны быть лишены гендерности на период судейства, поэтому.  Поэтому: весьма иронично, весьма симпатично, этакая частушечка, простота рифм тут к месту, разве что "русалка - рыбалка" 2 раза на 4 строфы не есть хорошо. Финальная строка нехороша. Художественная ценность - для домашнего застолья. А русалку всё-таки жалко :))
(4, 3) 
---------------

3. "* * *"

Мой бесконечный внутренний диалог
Не прерывается тихим твоим "Алло".
Криками чайкам истины не достичь,
Не отвечает море на птичий клич.
Сквозь безмятежность молча вплывают в сны
Робость и свежесть нашей с тобой весны.
Призрачна лёгкость, в воздухе не видна.
В небе прозрачном не долететь до дна.
Терпкая нежность (будто бы эль ржаной)
Ждёт ожиданием, что назовёшь женой.
*****
Хорошая женская лирика. По-женски немного сумбурная. Нежно и тонко передана вся гамма чувств влюблённой женщины: надежды и сомнения, воспоминания и ожидания.  Технически исполнено хорошо, а простенькая рифма "в сны - весны" здесь по месту, и не портит общего впечатления. В последних 2 строках (именно в финальных - жаль!) отнесу к техническим недочётам тавтологию "ждёт ожиданием" и то, что нежность ждёт, что женой назвали её - читается именно так. В художественной части минус для меня - неупорядоченность образов, нехватка логических связок
(4, 4)
---------------

4. "Утро"
 
Гулаговский март пропитался теплынью,
Хрущёвская оттепель с маем слилась,
"А с летней жарищей я чуть поволыню!" -
Резонно решила погодная власть.
 
От светосвечения жмурятся окна,
Балконные двери, полотнами влёт,
Расхлопались солнечным луче-волокнам,
Отправившим на небо мартовский лёд.
 
Волной сквозняка кверху подняты руки,
Воздушной гимнастки, худющей, как плеть.
У "Утренней зорьки" команды упруги,
Осталось подпрыгнуть и можно лететь.
 
Слегка покружиться у радиоточки,
Как Юрий Гагарин над шаром Земли,
Покамест родители бабочки-дочки
Горят на работе от дома вдали.
 
Спешит в Антарктиду, на станцию Мирный,
К любимым родителям бабочка-дочь,
Оставив внизу беспорядок квартирный,
Как сонное утро оставило ночь.
 
Она навестит их и скоро вернётся,-
Проснётся и может заправит кровать,
А в следущий раз долетит и до солнца,
Но маленькой птичкой, чего уж скрывать!
 
Где явь, а где сон на картине Яблонской,
Понять нелегко: не видать потолки
В девчачьей светлице квартиры кремлёвской:
Рабочий с Колхозницей были ловки!
 
А может быть это Милаева Вика,
У девочки явно дедулина стать.
Во сне и в полёте ей принято выкать,
С чего бы тут сладко ей спать и летать.
 
...Романтику прошлого ценят потомки,
Которым Яблонская - не истукан, -
Паря и витая в материях тонких,
Придумала предкам: гранёный стакан.
 *****
Смешались в кучу кони, люди (с). Повезло мне, что уже разменяла полста, и помню картину Яблонской из учебника, поэтому сообразила, о чём речь в третьей строфе, была бы помоложе, точно бы впала в ступор. Зачин первых двух строк так и остался зачином, не раскрывшимся далее, очень сумбурное изложение, настолько, что посыл стихотворения мне не открылся. Технически многовато брака: "ударение  'на небо", " У"Утреннней - две "у" подряд", "следущий" - правильно следующий" 
(3, 2)
---------------

5. "Депрессия"

Зябко душе, застывают мозги и синеют ладошки.
Вянут ресницы и уши, лишь волосы дыбом торчат.
Где-то за рёбрами вкрадчиво шкрябают чёрные кошки,
Белые зубки по зубкам без устали дробно стучат.
 
Холодно, холодно жить, и не светит, не греет, не нежит…
Хочется глазки закрыть, но закроешь – всё тот же кошмар,
Всё не в струю и не в тему, и нож даже пальцы не режет,
Давится горло шампанским, и щиплется мерзкий омар!
*****
Попытка иронии? Описание псевдодепрессии? Я, скорее, сарказм здесь узрела. Вкрадчиво шкрябающие кошки понравились, а вот обилие уменьшительно-ласкательных форм и глагольные рифмы - нет.
(3, 3)
---------------

6. "На Белой даче"   
 
Снова выпала удача
в Ялте побывать.
Значит, к Чехову на дачу
я пришёл опять.
 
Людно в доме… Скарб, картины,
печка, стол, буфет…
Самовара блеск старинный…
Лишь его здесь нет…
 
В парке – кедры. Уж не вы ли,
ветвями шурша,
даровали миру вырей,
где его душа?
 
Под ногами шепчет гравий –
мой экскурсовод:
видно, к той скамейке старой
подойти зовёт,
 
где сидели, было дело,
лучшие друзья…
И глядит осиротело
тощая скамья.
 
Подхожу несмелым гостем,
мысли невпопад…
А к плечу клонится гроздью
чёрный виноград…
*****
Ностальгическое, но отчего-то ритм выбран походный, маршевый. Немного ни с ностальгией у меня не вяжется, ни с курортным отдыхом. Слово "скарб" царапнуло лексической неуместностью. Технически на короткой строке сработано неплохо: рифмы вполне, ритм выдержан, однако, во многих местах за счёт "втычек": "значит", "той", "было дело". И ещё: Автор, а за что ж Вы так с ударениями-то? ("вЕтвями" - верно ветвЯми, "клонИтся" (никто , вроде, по тексту виноград не клонировал) - верно клОнится) .
(3, 3)
---------------

7. "Летели сны"
 
Давили сны,
томилась сныть,
года роняя семенами.
Они, упав
на ложе трав,
возвращены земле долгами.
Возникла жизнь:
росток дрожит,
ручонки робко к небу тянет,
он безъязык,
но напрямик
утешен солнцем и ветрами.
 
А мы идём
другим путём –
добыть, желать всегда без меры,
но как-то раз
так скрутит нас,
что и не верил, а поверишь.
Возьмёшь росток
как свой исток,
копаешь голую рукою,
земля поймёт,
и примет плод,
а ты уснёшь почти спокоен.
 
Накроют сны:
возбуждены
все почки как сосцы над кожей,
их держит ствол –
надёжен, гол
и смутно на тебя похожий.
Летели сны…
*****
Такой зачин хороший, такая роскошная первая строфа, прочитав её, подумала, что стихотворение будет моим фаворитом, но далее, из-за досадных мелочей градус впечатления снизился. Сомнительные "всегда", "скрутит", и "сосцы над (?) кожей". В таком тексте: глубоком, интересном, хочется всё-таки полной органики.
(5-, 4)
---------------

8. "Зимняя любовь"
 
Закружило, замело, завьюжило,
Наше счастье превратило в льды.
С неба градом сыпались жемчужины,
Превращаясь в капельки воды.
 
Я в своей квартире замурована,
Скрыта белоснежной пеленой
И зимой повешенными шторами,
Холод тенью следует за мной.
 
Разделила нас зима-разлучница,
Развела на много длинных дней,
И смеется, пролетая: "Мучайся",
Снежной королевою в окне.
 
Ветер ветки хрупкие заламывал,
Свет от прутьев превращал в слюду.
Не понять зиме и ветру главного -
Выживет любовь. Они уйдут.
**********
Долго гадала, но так и не решила, почему ЛГ оказалась замурована в квартире на много дней. Рифмы мне, за исключением парочки совсем уж простенько-заезженных, понравились, я из тех, кто предпочтёт созвучия точным. С размером тоже полный порядок.  Вопросов накопилось к согласованиям и образам: как может быть такое, чтобы с неба сыпались жемчужины? А от прутьев исходил свет? А кто пролетает Снежной королевою?
(4, 3) 
---------------

9. "чайно-кофейное, деревенское"

думаешь - всё, закручено,
гайка на болтике вечная.
ржавчина кислится сплетнями.
пряником ластится кнут.

выкинешь глупо, забывчиво
мятый листок забуквенный,
сладкий венчальною клюквою.
смотришь, а чай-то остыл.

чайная суть не истинная  –
спичечный газ, электричество.
криком боишься панически
быта, мудрёности плит.

думаешь  –   всё, исписано,
плесенью ранней и сахаром
века ушедшего классики,
а остальное  –   писк!

сядешь, уткнёшься ладонями...
слёзы не кислое, горькое.
ёкнешь не-матом задорное -
мути житейской вздор.

взглядом окинешь рассеянным,
мысленно выкинешь трудности
и, не кантуя круглое,
курам зерно и насест!

думаешь  –   всё, управилась,
правда кнута доподлинна,
"шрамы" с макушки и до низу,
можно кричать "ура"!

ржавчине масла и тряпочку,
сплетням открытое пофигу,
снежному летне-нарядное,
пряником ждёшь женихов!

вдруг и увидишь на гаечке
болтик с резьбою левою.
кофе взобьёшь до пеночки,
чай подождёт, не чай!
*****
А вот это - интересное. Соткано из множества образов, причудливо переплетающихся. С одной стороны, это хорошо, с другой - не очень, мешает читательскому восприятию. Особенно учитывая, что часть этих образов сложны и понятны только автору. Понравились:
думаешь - всё, закручено,
гайка на болтике вечная
мятый листок забуквенный - этот - чудесный!
думаешь  –   всё, исписано,
плесенью ранней и сахаром
века ушедшего классики,
И одновременно: "венчальная (?) клюква", "криком боишься", и, спорное, как утверждение, и тавтологичное "правда кнута доподлинна"
(4, 4)
---------------

10. "Незамужнее"

И надо бы, но как-то не к лицу
бежать с букетом свадебным к венцу,
когда тебе не руку и не сердце,
а предлагают "чтобы по-людски" –
билет в театр скуки и тоски,
где после драмы никуда не деться.

"Констанция, вам пишет Д’Артаньян,
немного безлошаден, в меру пьян,
курьер в доставке писем и подвесок.
В тылу Париж, в осаде Ла Рошель,
всё хорошо, и будет хорошей!"
Нет, шевалье, мерси, идите лесом.

Из трёх напёрстков выберешь один:
нет счастья, одевайся-уходи,
и все свободны, как при коммунизме.
Наивности с мечтательностью смесь...

А тот, кого ты так любила здесь,
давно женат
на собственной харизме.
*****
Нет у меня вопросов ни по технике, ни по цельности образов, работающих на раскрытие темы. И горчинка в меру, и ирония в меру. Возможно, кто-то из моих коллег и напишет "альбомное", наверное, в какой-то части так оно и есть, но для меня - лучшее в лонге.
(5, 5)
---------------

11. "Последнее желание"
 
Ты знаешь слова.
Ты умеешь из них плести
Стихи и сети.
 
Но я не умею плести макраме,
А в сети мои попадаются
Лишь золотые рыбки.
 
Ты спокойно спишь в полнолуние,
Под дождём долго-долго гуляешь,
И листаешь слова, словно листья.
 
Я не схожу с ума в полнолуние,
Ни осенью, ни весной не схожу с ума.
От умений моих ни толку, ни проку.
 
А как же рыбки?
Твои золотые рыбки,
И золотые листья, и золотые блики?
 
Я отпускаю листья,
Я выпускаю рыбок:
Пусть их плывут, пусть летают.
 
Но у каждого есть желания,
Есть мечты в потайных кармашках,
А ты отпускаешь рыбок, ничего для себя не просишь!
 
Пуст потайной кармашек.
Единственное желание
Рыбки исполнить не в силах.
 
Так чего же ты хочешь?
— Забвения!
*****
no comments, моё. (3, 3)
---------------


Рецензии
Добрый день!
Спасибо конкурсу за прекрасное задание: написать стихи по известнейшей
хрестоматийной картине Татьяны Яблонской "Утро" - фетишу соцреализма
совдеповских времён.
В прошлом веке мне повезло закончить художественную школу, где одним из предметов был "История искусств"
Это предтеча, к слову о предмете обсуждения)
Море позитива и солнечной радости источает этот холст написанный в 1955 году.
Некая "обычная" "советская" девочка, в комнате площадью от 30 кв метров с потолками высотой более четырёх метров,
с полами из наборного паркета, с двумя окнами, одно из них - с балконной дверью
на балконище (можете заценить, погуглите - Киев, дом № 46
по улице Большой Васильковской) делает зарядку.
В то время, когдя граждане СССР ютились по подвалам, баракам, сараям, углам, и комнатам, кому как повезло после
войны...
Однако, на картине отсутствуют признаки того, что кроме девочки в комнатище
живёт ещё кто-то, в частности её родители.
Кем же они могут быть? Не в ГУЛАГЕ же сидят в бараках!
Видимо они Рабочий и Колхозница, которым за героический труд Совдепия выдала такие хоромы?
Вряд ли, Памятник жеж отлили им в 1936, в период размаха Сталинских репрессий!
И на том спасибо!
Может они звёздные полярники на льдине, а дочка их ждёт дома? Маловерятно, но допустимо в натяжку)
Но уход за гимнасткой есть: форма и галстук к пробуждению выглажены и завтрак на столе уже ждёт.
Но это не бабушка, а скорее прислуга, ибо накрыто на одну.
Более жизненная версия, что так и жила Вика Милаева, экстравагантная внучка Брежнева, дочь Галины Брежневой,
которая была одно время замужем за циркачём Милаевым.
Собственно, понятно одно, что 99% советского народа не жили, да и сейчас многие так не живут:
не дано, вот и вся правда, выраженная в социалистической кривде популярнейшей
картины Яблонской. Брехня пропагандистская, прямо в глазья народу совецкому)
Мало кому интересно, что Яблонская родилась в 1917 году, и мало кто знает, что семья
литовского дворянина Яблонского в 1929 имела неудачную попытку эмиграции из СССР,
когда будущей художнице было 12 лет.
Про этот факт Яблонские: папа, мама и трое детишек молчали наглухо,
да и в лагеря никого не замели, ибо они вовремя замели следы переездами.
После этого неудобного случая, Татьяна создала такие шедефры соцреализма, как
"Утро" (1954), "Хлеб" (1949), и - собственно всё!
А что касается стёбной байки про "гранёный" стакан, то его дизайн историческая молва
приписывает скульптору Мухиной, которая в 1936 году для блага народа, создала, позаимстовав
древнегреческие скульптуры: афинские - "Тираноборцы", "Нику Самофракийскую"
Памятник "Рабочий и колхозница" зело велик размерами, вот им и давали огромное эксклюзивное жильё!
Спасибо за внимание, с Уважением СП,
P.S Возможно эта девочка проживала в Париже или Ля Рошеле, очень даже допускаю, тогда правдиво выглядит,
Согласен на все 100%, но при чём тут тогда Т. Яблонская?)

Сеня Протуберанцев   08.04.2022 11:43     Заявить о нарушении
Понимаете в чём дело, Вы сейчас рассказали историю о том, что у Вас есть некие специальные знания, коих нет у большинства читателей, и которые Вы использовали для реализации поэтический идеи: противопоставить жизнь партийной и околопартийной элиты (кто такая Вика, кстати знаю, как и то, что гранёный стакан авторства Мухиной) жизни простого народа. Но я - простой читатель, без такого знания предмета: и тайников биографии Яблонской, и параметров комнаты. И для меня без подробностей связи не создаются, картинка не складывается.
Я из детства помню картину, я видела в ней не комнату в квартире, а комнату в деревенском, ну или дачном доме с выходом на веранду, солнечное утро, девочку. Кстати, тоненькую, а не "худющую". И как мне к этой невинной картине "прицепить" внучку Брежнева, гротескных в Вашей трактовке Рабочего и Колхозницу, гулаговский март и гранёный стакан?
Тем более, что образы разбросаны по тексту в привязке к Вашей логике, а мне видятся, даже с учётом Вашего комментария, хаотичными.
Я понимаю, что текст эмоциональный, и, наверное, в качестве основной эмоции Вы вкладывали горечь, а я вот читаю скорее агрессию.
Надеюсь, я тоже слегка пояснила свою читательскую позицию

С уважением, Вероника

Трунова Вероника   08.04.2022 20:35   Заявить о нарушении
ОК - Спасибо: с уважением, СП.

Сеня Протуберанцев   09.04.2022 08:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.