Любовью соткано смиренье
Надвратным ликом , Душ Божественной Любви,
Провозвестившим Дух Любви Богоявленья,
Христа , на царский трон навеки в Душах вознести.
Пурпурной пряжей и рукой Божественно Пречистой,
Ваявшей Дух Величия и Радости Веков,
Творивших небу глас Божественно Лучистой,
Святой , сошедшей в наш Любви Альков.
Благословляя дар Святой Свободы,
Благословляя счастья и восторга имена ,
Творить весь мир , боготворя в любви народы,
Благословляя Дух и Веру в Свет Величия Добра.
Свет облачения истоку жизни предназначив,
Творить везде Божественный Настрой,
Возвысив Счастье Материнства и Задачу,
Благою Вестью жить и верить в Дух Божественно Святой.
В Киево-Софийском соборе, на восточных столбах, поддерживающих алтарную арку, можно увидеть мозаичное изображение архангела Гавриила и Богоматери, образующих композицию «Благовещение».
Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии – от Луки (Лк.1:26-39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.
На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых – алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей – характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.
При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: «[Я] Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).
Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: «Архангел Гавриил: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк.1:28).
Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки. Это изображение Благовещения Пресвятой Богородицы носит название «Прядущая».
Православный сайт Азбука.
Свидетельство о публикации №122040707052